Ужины в ожидании чудес: культурная афиша июня
Петр Аксенов. Принцесса Пирлипат. Серия «Инфанты». 2010. Фотография, печать. Предоставлено фондом Ruarts
Beat Film Festival
Москва, 6–16 июня
Фестиваль документального кино о новой культуре в этом году отмечает свое 15-летие. Начавшись в 2010-м с показа фильмов о музыке, Beat Film Festival быстро разросся до размышлений о моде и дизайне, фотографии и спорте, литературе и жизни. Новая культура вмещает в себя многое, что из раза в раз подтверждает фестивальная программа. В юбилейный год среди ее героев, к примеру, Жан-Люк Годар, Ник Кейв, Джеймс Хэмилтон, Рюити Сакамото и Мишель Гондри. Среди тем — размышления о юности, стойкости, зависти и многих других чувствах и чертах, свойственных нашей повседневности.
«Дороги русского Просвещения»
11 июня — 28 февраля
Архангельская обл., Каргополь, Каргопольский музей
Лето — время для путешествий как никогда подходящее, а Каргополь, город-музей в Архангельской области, самобытный и впечатляющий, кажется точкой на карте весьма притягательной. Тем более что путешествию в каком-то смысле посвящена и экспозиция «Дороги русского Просвещения». Главная ее героиня, императрица Екатерина II, не боялась мечтать. К примеру, о том, как изменятся далекие и загадочные провинции, когда до них доберется сила просветительской мысли. Планы и намерения соединяются здесь с приметами времени и быта, а значит, история получается живой — ведь в XVIII веке так же радовались и печалились, спешили и надеялись, как и в любом другом.
«Павел Пепперштейн. Ужины»
23 мая — 23 июня
Vladey
Художник Павел Пепперштейн, плоть от плоти московского арт-мира, задумался о свойствах, этому миру присущих. Отправной точкой в размышлениях художника стали застолья, без которых едва ли обходятся открытия выставочных проектов и другие важные события. Дальше мысль повела Павла Пепперштейна по страницам самой истории искусства, где трапезы — неотъемлемы и даже каноничны. Так появилась новая серия «Ужины» — приглашение отправиться в путешествие по вымышленным сюжетам, действие которых происходит в музеях по всему свету. Собравшиеся за одним столом персонажи (не только, кстати, люди) торжественны и серьезны, а зритель получает возможность угадывать и разгадывать: кто они, почему здесь собрались и что ждет их дальше, когда они покинут этот пышный стол.
«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу»
28 мая — 6 сентября
Еврейский музей и центр толерантности
Уже по названию нового проекта Еврейского музея и центра толерантности легко догадаться, кто главный его герой. Никаких подмен и обманок: это действительно Марк Шагал, чья любовь к родному витебскому дому была воспета не только в живописи, но и в книге «Моя жизнь». Отталкиваясь от нее, выставка выстраивает череду собственных сюжетов, где еврейское местечко соединяется с Парижем, а будничность — с искусством. Для музея, покорившего в прошлом году общественность экспозицией имени Франца Кафки, это новая глава хорошо знакомой истории, что, разумеется, означает новые открытия и взгляды, а вместе с тем возможность соединить в одном пространстве разные поколения посетителей.
Концерт «Zventa Sventana. «Персимфанс». Ансамбль Toloka»
7 июня
Концертный зал «Зарядье»
Большой концерт, который соберет на одной сцене Тину Кузнецову и Юрия Усачева, выступающих под псевдонимом Zventa Sventana, симфонический ансамбль «Персимфанс» и ансамбль Toloka, будет посвящен одновременно истории, современности и их соединению в музыке: с одной стороны — народной, с другой — окропленной аранжировками композиторов-академистов. Материалы для программы Тина Кузнецова и Юрий Усачев собирали в этнографических экспедициях, а значит, они дышат летописью своих мест. Оказываясь в контекстах академической сцены и симфоническом звучании, они в каком-то смысле начинают новую свою жизнь не без помощи ансамбля Toloka и «Персимфанса».
«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
20 июня — 27 октября
Дом культуры «ГЭС-2»
Приглашенные кураторы дома культуры «ГЭС-2» — Зельфира Трегулова и Франческо Бонами — ищут и обретают истоки своего проекта в английском слове square, которое переводится на русский одновременно как квадрат и как пространство. Так живопись соединяется с архитектурой, «Черный квадрат» Казимира Малевича — с проектом Ренцо Пьяно, из которого и вырос «ГЭС-2», каким мы его сегодня видим. А живет в этих заданных кураторской мыслью рамках искусство с конца XIX века и до сегодняшнего дня. Отдельный смысловой акцент сделан на произведениях века XX: Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Герхард Рихтер, Александр Родченко, Энди Уорхол — вот лишь несколько примеров их авторов. 12 разделов выставки оказываются поводами для размышлений — одновременно и общих, и своих для каждого.
Заха Хадид. «Тектоник Малевича», 2015
«Журнал красивой жизни»
20 июня — 6 октября
Музей русского импрессионизма
Журнал «Столица и усадьба», выходивший с 1913 по 1917 год, стал первым примером отечественного глянца. Именно через его призму новая выставка Музея русского импрессионизма посмотрит на современное столично-усадебной поре искусство. Художники и произведения, которые «звучали» с его страниц, появятся в музейных залах, преломленные в призме текстов и взглядов редакции, так что жизнь столицы и усадьбы вместе с ее укладом без внимания не останется. Музей готовит и специальный проект: размышления художников — современников уже совсем другого, нашего общего века.
Дягилевский фестиваль
22–29 июня
Пермь
Как и всегда, Дягилевский фестиваль в Перми готовит череду оперных премьер, которые Теодор Курентзис, бессменный художественный руководитель смотра, называет мощным опытом созидания. В числе постановок Passion Паскаля Дюсапена (режиссер Анна Гусева, дирижер Теодор Курентзис), прежде в России никогда не звучавшая, «Похождения повесы» Игоря Стравинского (режиссер Андрей Прикотенко, дирижер Федор Леднев) и «Волшебная флейта» Моцарта (режиссер Нина Воробьева, дирижер Евгений Воробьев). Концертная и просветительская программа по масштабам и смыслам этим премьерам ничуть не уступит, так что фестивальная неделя наполнится впечатлениями сполна.
«Тристан-проект»
25 июня
Дом культуры «ГЭС-2»
Еще один повод провести июньский вечер в «ГЭС-2» — музыкального толка. Цикл концертов «Что современно?» продолжается и завершается «Тристан-проектом», в котором четыре современных композитора размышляют о композиторских мирах и воплощениях Рихарда Вагнера. Жанр этот именуется «сочиненная интерпретация» (и отсылает к одному из героев концертного цикла), а в первоисточниках для дум появляются «Парсифаль», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда». Публике получившиеся партитуры Марка Булошникова, Армана Гущяна, Алексея Сысоева и Андрея Ветлана представят Московский ансамбль современной музыки и дирижер Федор Безносиков (лауреат совсем недавней премии Московского художественного театра).
Московский ансамбль современной музыки