Игра на логику: как аукцион «ликвидация.game» продвигает современное искусство
Дата четвертого аукциона серийного проекта «ликвидация» выбрана крайне удачно. В первой половине апреля в Москве и Петербурге прошла вереница арт-ярмарок и маркетов: |catalog| в типографии Сытина, Win-Win на «Винзаводе», «Арт Москва» в ЦВЗ «Манеж» и PAF на территории «Севкабель Порта». Сразу после них самые состоятельные и опытные коллекционеры улетели на Венецианскую биеннале. А до оставшихся и тех, кто далек от арт-рынка, продолжают волнами докатываться новости о наиболее громких продажах. На этом фоне 24 апреля на территории московского «Хлебозавода № 9» пройдет аукцион «ликвидация.game», который с первых дней своего существования был рассчитан в первую очередь на людей, далеких от мира современного искусства.
Первый аукцион «ликвидация ценностей» прошел летом 2021 года в рамках проекта «Винзавод.Open». Тогда он был частью выставки, участники которой осмысляли само понятие «ценность». Организаторы не задумывались о коммерческом успехе своего начинания. Формат торгов был выбран как способ художественного высказывания, а сам проект скорее был разновидностью социологического исследования. «Мы решили прощупать аудиторию, задать ей вопрос о том, есть ли цена у таких феноменов, как жизнь, время, природа, память и так далее, — говорит Марго Макарова, художница и сооснователь проекта. — Это было в первую очередь художественное высказывание, получившее неплохой зрительский отклик, после которого нам предложили сделать второй проект». Тогда же появилась команда Newnow, которая до сих пор занимается организацией аукциона и другими арт-проектами.
Спустя несколько месяцев, в декабре 2021 года прошел второй аукцион, собравший работы 30 современных художников. Все они анонсировались на протяжении месяца в формате адвент-календаря — по художнику в день. «Мы отбирали работы, созданные в 2021 году, отражавшие итоговую ситуацию, — говорит Макарова. — Тема пандемии Covid-19 напрямую не затрагивалась, но нам казалось, что на ее фоне пересобрался жизненный уклад многих людей: поменялись приоритеты, отношение к привычным вещам». Концепция аукциона окончательно оформилась. По замыслу организаторов, сегодня она заключается в том, чтобы вынести на обсуждение тему, лежащую на поверхности. Затем художники предлагают свои интерпретации, как бы перезапуская проблему, чтобы зрители могли начать думать над ней «с чистого листа», но имея в виду предложенные образы.
Аукцион 2022 года задумывался как шуточное размышление о нормах нормальности и ненормальности норм, но ближе к осени приобрел гораздо более серьезный характер. Тогда же проект впервые шагнул в город: вместо предаукционной выставки в одном пространстве лоты были интегрированы в разнообразные московские локации. «Нам было важно, чтобы зритель сталкивался с художественными высказываниями в неожиданных местах вроде кафе, книжного магазина или модного шоурума», — говорят Марго Макарова и Уля Савич, художница и сооснователь проекта.
«Ликвидировав» нормы, ценности и итоги 2021 года, четвертый по счету аукцион взялся за тему значимости игры в жизни человека. Для апрельского аукциона «ликвидация.game» были отобраны работы 35 современных художников. Предпочтение при отборе отдавалось произведениям, в которых игра понимается не в буквальном смысле, а трактуется как универсальный метод познания мира. В этом году работы впервые предоставлены не только самими авторами, но и галереями, с которыми они сотрудничают (московские PA, fabula, Seréne, SISTEMA и «Е.К.АртБюро», петербургская MYTH, нижегородская FUTURO, воронежская Devyatnadtsat`). Два исключения — нижегородская студия «Тихая» и апатитский ЦСИ «Сияние».
За время существования проекта поменялась и ценовая политика. Сначала среди лотов преобладали работы молодых авторов с эстимейтами до 50 000 руб. Со временем круг представленных художников расширялся за счет более громких имен, соответственно, росла и верхняя планка оценки. «Для нас аукцион — это не бизнес, а форма художественного высказывания, — объясняет Макарова. — Поэтому для его полноты и целостности нам нужны разные работы как начинающих, так и уже состоявшихся художников с мировой репутацией вроде Ани Желудь или Андрея Сяйлева».
Разброс эстимейтов на аукционе «ликвидация.game» составляет от десятков до нескольких сотен тысяч рублей. К числу топ-лотов относятся хромированный шлем со звездой и детскими игрушками Дмитрия Шабалина (350 000 руб.), персональная выставка которого недавно прошла в пространстве VLADEY на Неглинной. В 890 000 руб. оценена скульптура Гаянэ Аветисян под названием Utopia of Childhood. В более доступном сегменте можно найти тиражную работу Саши Лемиша «Тотальная скука» (9900 руб.) или серия акварелей Аси Заславской «Мои тараканы» (по $100 каждая).
Предаукционная выставка торгов «ликвидация.game» пройдет с 20 по 24 апреля на территории «Хлебозавода №9», но это не единственная возможность познакомиться с лотами до начала аукциона. Совместно с проектом «Главный экспонат» команда Newnow провела несколько встреч с потенциальными участниками аукциона в формате интеллектуальной игры, совмещающей в себе принципы клуба «Что? Где? Когда?» и «Своей игры». По словам Натальи Томашевской, основателя проекта «Главный экспонат» и разработчика командной игры «ликвидация.game», этот формат подходит для тех, кто не часто ходит по музеям и галереям. Победить в игре можно за счет логики, а не арт-эрудиции, хотя в вопросы включены изображения и описания отдельных лотов предстоящего аукциона.
Например, в разделе «Невозможные игры» можно встретить работу Анастасии Литвиновой в виде пустого шахматного поля (50 000 руб.) или отсылающий к бою подушками объект Анастасии Антиповой «Атаки на рассвете» (40 000 руб.). Самыми трогательными и говорящими лотами в оказались скульптуры Даниила Антропова из проекта «Спят усталые игрушки» (50 000 и 230 000 руб.). По своей форме эти объекты напоминают мягкие игрушки из советского прошлого, но выполнены из красной глины, которая в процессе обжига в промышленной печи получила отпечаток неминуемого разрушения.
Наталья Томашевская планирует продолжать работать в формате кастомизированной игры «Главный экспонат» и в будущем, расширяя проект на корпоративную и другие сферы. «Надо признать, что мир современного искусства держится на довольно снобской тусовке, — говорит Марго Макарова. — Но чтобы быть его потребителем, в нем совсем не обязательно досконально разбираться. Достаточно ориентироваться на то, что откликается лично в вас».
Наталья Томашевская, Марго Макарова, Александр Бланарь и Уля Савич
Еще один из инструментов привлечения неподготовленной аудитории к участию в предстоящем аукционе — квест по пространству «Хлебозавода № 9», на различных локациях которого до 20 апреля можно было найти некоторые из лотов. Например, в магазине аудиотехники и винила рядом с психоделическими обложками альбомов The Rolling Stones спрятано инкрустированное стразами Swarovski панно-ребус Дмитрия Шабалина Red Carpet Situation (250 000 руб.). Самой удачной интеграцией стало включение в один из шоурумов скульптуры Андрея Сяйлева «Свитер-чек» (50 000 руб.), эстимейт которого соответствует итоговой сумме, указанной на самом объекте. Чтобы находить работы было проще, создан специальный бот.
По словам организаторов, такие форматы вовлечения рассчитаны как на профессиональных коллекционеров вроде Андрея Малахова, который совершил покупки на нескольких аукционах, так и на тех, кто только делает первые шаги. «Интересно наблюдать, как на волне азарта, запущенной другими, к участию в торгах подключаются люди, которые изначально не собирались ничего покупать, — признается Марго Макарова. — В одном из наших аукционов участвовал мальчик девяти лет, который купил лот на свои карманные деньги, договорившись с отцом о том, что тот закроет недостающую сумму. Был лот, с которого началась история любви. Люди постепенно втягиваются в процесс, потом одни продолжают покупать спонтанно, а другие вырастают во вдумчивых коллекционеров».