Стиль
Впечатления Горизонтальный подход к современному искусству: что смотреть на ярмарке catalog
Стиль
Впечатления Горизонтальный подход к современному искусству: что смотреть на ярмарке catalog
Впечатления

Горизонтальный подход к современному искусству: что смотреть на ярмарке catalog

Фото: Варвара Топленникова
Новая ярмарка современного искусства уверенно завоевывает внимание московской культурной публики и становится важной точкой сборки для арт-рынка

Вторая по счету ярмарка |catalog|, организованная Ассоциацией галерей (АГА), галеристами Дмитрием Ханкиным, Александром Шаровым, Алиной Крюковой и основательницей ЦСИ «Винзавод» Софьей Троценко, открылась 12 апреля в типографии Сытина.

В весеннем выпуске своих художников представили 54 галереи со всей России. А «РБК Стиль» в инсталляции «На что вы смотрите? А что вы видите?», воплощенной вместе с творческим объединением Newnow, предложил поразмышлять над разницей между понятиями «смотреть» и «видеть».

Анастасия Шульгина, куратор образовательной программы в школе Masters, искусствовед и автор телеграм-канала «Преемник Гагосяна», рассказывает о своих впечатлениях от ярмарки и о галереях, на которые стоит обратить внимание.

Демократический подход

О том, что вот-вот свои двери вновь распахнет ярмарка |catalog|, многие узнавали через запрещенную социальную сеть — там, в сторис, арт-инфлюенсеры выкладывали распаковку своих приглашений с шелкографией Валерия Чтака, напечатанной специально для ярмарки совместно с галереей «ПиранезиLAB».

И вот наконец 12 апреля официально стартовал второй выпуск с количеством участников, практически вдвое превышающим первый. И если в прошлом году ярмарка умещалась на одном этаже, то сейчас ей еле хватило места на двух. То ли еще будет. Имеющий место снобизм и опасения профессионального сообщества пали перед новыми платежеспособными коллекционерами, которые были замечены еще в прошлом сезоне.

Новая ярмарка |catalog| зашла на отечественную арт-сцену с проработанной концепцией и на редкость демократическими ценностями. Места для стендов галерей распределялись жеребьевкой — немыслимая практика для международных ярмарок, размещающих на выигрышных позициях только топовые галереи. По запросу организаторов на стендах соблюдается баланс как состоявшихся, так и молодых художников.

Параллельно с основной организована благотворительная программа — покупая вышеупомянутую тиражную работу Валерия Чтака, можно сделать вклад в лечение художника, у которого недавно был обнаружен рассеянный склероз. Специальные коллекционные издания готовятся к каждой ярмарке в тираже 100 экз., их стоимость всегда будет одинаковой — 33 тыс. руб. Средства будут направляться на благотворительные инициативы ярмарки.

Фото: Николай Казеев

MARINA GISICH GALLERY

Санкт-Петербург

Если бы вручали премию «За лучший стенд», то она бы наверняка ушла галерее Марины Гисич. Монохромная экспозиция объединила практически всех хедлайнеров галереи: Керима Рагимова (его работа ушла в первые часы работы ярмарки за $50 тыс.), Яна Гинзбурга, Дмитрия Грецкого и Евгению Кац. Несмотря на то что многие художники сейчас обратились к теме коллективной памяти, здесь авторы, наоборот, переключились на личное и интимное.

pop/off/art

Москва

Напротив стенда галереи Марины Гисич — другая влиятельная галерея-долгожитель — pop/off/art. Команда поделилась, что на прошлом выпуске ярмарки их упрекнули в отсутствии женщин-художниц в экспозиции, — так вот, получайте ответ. В этот раз на стенде их целых пять, и все они разных поколений и жанров. Хедлайнер Ольга Татаринцева, известная своими мультидисциплинарными проектами и отсылками к философам и авторам XX века, в своих новых работах обратилась к музыке Джона Кейджа и тексту пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Самой юной художницей на стенде стала Ася Заславская, выпускница Мастерских Винзавода, совсем недавно начавшая свое сотрудничество с галереей и представившая на ярмарке серию с графиками.

MYTH

Санкт-Петербург

Гендерную линию продолжила петербургская галерея MYTH, показав четырех художниц: Алину Глазун, Ульяну Подкорытову, Анну Афонину и Катю Исаеву. Последнее имя стало настоящим открытием — она создала свои работы в технике сканографии и сгенерировала новые виды растений в серии «Невозможный гербарий».

Галерея ULM

Москва

За покой и умеренность на ярмарке отвечала галерея Ольги Герасько ULM с ее абстрактным минимализмом. Следуйте туда, если вашему глазу нужен отдых и чистые формы. По правую сторону стенда расположилось трио из работ Валентины Апухтиной, Михаила Крунова и Анны Лапшиновой, — сама галеристка назвала это место «стеной почета». Помимо классических медиумов (живописи и графики), ULM представила объекты молодой художницы Александры Пацаманюк. Она изготавливает их вручную на бывшем хрустальном заводе в Никольске, а затем «вырезает» изображение на поверхности изделия.

Iragui

Москва

Галерея с международным прицелом Iragui показала редкие работы Ольги Чернышевой, которые оценят коллекционеры. Например, работа из знаменитой серии «Шапки» была сделана в нулевых и показана, кажется, во всех отечественных институциях. Также на стенде найдете остроумную серию «Хороший художник — мертвый слепой художник» московского концептуалиста Никиты Алексеева.

Ruarts

Москва

Галерея, активно работающая как с российскими, так и западными авторами. На этот раз они решили исследовать тему «природы сексуальности и темпоральности плоти». На гребне волны яркого интереса к японской культуре на стенде представили двух японских авторов — Нобуеси Араки, получившего известность еще в 1960-е годы благодаря своим снимкам уличной жизни Японии, и Кимико Йошида, ставшей популярной благодаря серии автопортретов-перевоплощений, в которых она примеряет на себя образы разных эпох и народов.

Shift

Онлайн

За молодым искусством следуйте к стенду онлайн-галереи shift. Дарья Кузнецова совместно с Владиславом Духаниным открыла галерею осенью 2023 года, дебютировав на ярмарке blazar. Работы трех художников, Семы Bomse, Evsti Bomse и Тима Парщикова, поэтично объединены на стенде под названием «Ночь на земле», отсылающем нас к фильму Джармуша и магическому времени суток, которое авторы представили совершенно по-разному.

Тим Парщиков. Cologne. 2007. Фотография, накатка на дибонд. 120×80 см

Тим Парщиков. Cologne. 2007. Фотография, накатка на дибонд. 120×80 см