Горизонтальный подход к современному искусству: что смотреть на ярмарке catalog
![Фото: Варвара Топленникова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/86/347129381221862.jpeg)
Вторая по счету ярмарка |catalog|, организованная Ассоциацией галерей (АГА), галеристами Дмитрием Ханкиным, Александром Шаровым, Алиной Крюковой и основательницей ЦСИ «Винзавод» Софьей Троценко, открылась 12 апреля в типографии Сытина.
В весеннем выпуске своих художников представили 54 галереи со всей России. А «РБК Стиль» в инсталляции «На что вы смотрите? А что вы видите?», воплощенной вместе с творческим объединением Newnow, предложил поразмышлять над разницей между понятиями «смотреть» и «видеть».
Анастасия Шульгина, куратор образовательной программы в школе Masters, искусствовед и автор телеграм-канала «Преемник Гагосяна», рассказывает о своих впечатлениях от ярмарки и о галереях, на которые стоит обратить внимание.
Демократический подход
О том, что вот-вот свои двери вновь распахнет ярмарка |catalog|, многие узнавали через запрещенную социальную сеть — там, в сторис, арт-инфлюенсеры выкладывали распаковку своих приглашений с шелкографией Валерия Чтака, напечатанной специально для ярмарки совместно с галереей «ПиранезиLAB».
И вот наконец 12 апреля официально стартовал второй выпуск с количеством участников, практически вдвое превышающим первый. И если в прошлом году ярмарка умещалась на одном этаже, то сейчас ей еле хватило места на двух. То ли еще будет. Имеющий место снобизм и опасения профессионального сообщества пали перед новыми платежеспособными коллекционерами, которые были замечены еще в прошлом сезоне.
Новая ярмарка |catalog| зашла на отечественную арт-сцену с проработанной концепцией и на редкость демократическими ценностями. Места для стендов галерей распределялись жеребьевкой — немыслимая практика для международных ярмарок, размещающих на выигрышных позициях только топовые галереи. По запросу организаторов на стендах соблюдается баланс как состоявшихся, так и молодых художников.
Параллельно с основной организована благотворительная программа — покупая вышеупомянутую тиражную работу Валерия Чтака, можно сделать вклад в лечение художника, у которого недавно был обнаружен рассеянный склероз. Специальные коллекционные издания готовятся к каждой ярмарке в тираже 100 экз., их стоимость всегда будет одинаковой — 33 тыс. руб. Средства будут направляться на благотворительные инициативы ярмарки.
![Фото: Николай Казеев](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/38/347129379346386.jpeg)
MARINA GISICH GALLERY
Санкт-Петербург
Если бы вручали премию «За лучший стенд», то она бы наверняка ушла галерее Марины Гисич. Монохромная экспозиция объединила практически всех хедлайнеров галереи: Керима Рагимова (его работа ушла в первые часы работы ярмарки за $50 тыс.), Яна Гинзбурга, Дмитрия Грецкого и Евгению Кац. Несмотря на то что многие художники сейчас обратились к теме коллективной памяти, здесь авторы, наоборот, переключились на личное и интимное.
![Александр Цикаришвили, «Русская Тропикалия» (в соавторстве с Лизой Цикаришвили). 2022. Холст, земля, акрил, ткань, смешанная техника. 180×160 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/66/347129359125661.jpeg)
![Владимир Кустов. Из серии «Бикини» №3. 2020. Реди-мейд, смешанная техника. 50×50 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/34/347129358517346.jpeg)
![Из серии «Портфолио». 2023. Смешанная техника. 101×101×19 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/52/347129358484522.jpeg)
pop/off/art
Москва
Напротив стенда галереи Марины Гисич — другая влиятельная галерея-долгожитель — pop/off/art. Команда поделилась, что на прошлом выпуске ярмарки их упрекнули в отсутствии женщин-художниц в экспозиции, — так вот, получайте ответ. В этот раз на стенде их целых пять, и все они разных поколений и жанров. Хедлайнер Ольга Татаринцева, известная своими мультидисциплинарными проектами и отсылками к философам и авторам XX века, в своих новых работах обратилась к музыке Джона Кейджа и тексту пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Самой юной художницей на стенде стала Ася Заславская, выпускница Мастерских Винзавода, совсем недавно начавшая свое сотрудничество с галереей и представившая на ярмарке серию с графиками.
![Анна Афонина, «Луна как глаз налилась кровью». 2022. Холст, масло, акрил. 170×137 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/65/347129364082650.jpeg)
![Ангелина Меренкова, «Протест». 2019. Ткань, вышивка. 140×140 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/82/347129364109820.jpeg)
![Ольга и Олег Татаринцевы, The solution of the problem of life. 2023. Бумага, масло, металл. 38×38 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/21/347129364136211.jpeg)
MYTH
Санкт-Петербург
Гендерную линию продолжила петербургская галерея MYTH, показав четырех художниц: Алину Глазун, Ульяну Подкорытову, Анну Афонину и Катю Исаеву. Последнее имя стало настоящим открытием — она создала свои работы в технике сканографии и сгенерировала новые виды растений в серии «Невозможный гербарий».
![Алина Глазун. Без названия. 2024. Смешанная техника. 28×28 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/74/347129367943746.jpeg)
![Катя Исаева. Серия «Невозможный гербарий». 2023. Сканограмма, печать на дибонде. Размеры разнятся](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/46/347129367900463.jpeg)
Галерея ULM
Москва
За покой и умеренность на ярмарке отвечала галерея Ольги Герасько ULM с ее абстрактным минимализмом. Следуйте туда, если вашему глазу нужен отдых и чистые формы. По правую сторону стенда расположилось трио из работ Валентины Апухтиной, Михаила Крунова и Анны Лапшиновой, — сама галеристка назвала это место «стеной почета». Помимо классических медиумов (живописи и графики), ULM представила объекты молодой художницы Александры Пацаманюк. Она изготавливает их вручную на бывшем хрустальном заводе в Никольске, а затем «вырезает» изображение на поверхности изделия.
![Варвара Кулешова. Из цикла «Экотоны». 2024. Холст, уголь. 170×125 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/21/347129369649210.jpeg)
![Валентина Апухтина. Из цикла «Познание Вычитанием». 2001. Бумага, акварель. 40×60 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/06/347129369620063.jpeg)
Iragui
Москва
Галерея с международным прицелом Iragui показала редкие работы Ольги Чернышевой, которые оценят коллекционеры. Например, работа из знаменитой серии «Шапки» была сделана в нулевых и показана, кажется, во всех отечественных институциях. Также на стенде найдете остроумную серию «Хороший художник — мертвый слепой художник» московского концептуалиста Никиты Алексеева.
![Ольга Божко, «Отвяжитесь», 2023. Акриловая пряжа, вязка крючком. 150×300 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/65/347129371767655.jpeg)
![Никита Алексеев, «Дэн Флавин». Из серии Good artist is a blind dead artist, 2019. Тушь, акварель на бумаге. 40×30 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/60/347129374939602.jpeg)
![Родион Китаев. Из серии «Wiwimacher», 2023. Акрил на холсте (на картонной основе). 27×35 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/23/347129371814232.jpeg)
Ruarts
Москва
Галерея, активно работающая как с российскими, так и западными авторами. На этот раз они решили исследовать тему «природы сексуальности и темпоральности плоти». На гребне волны яркого интереса к японской культуре на стенде представили двух японских авторов — Нобуеси Араки, получившего известность еще в 1960-е годы благодаря своим снимкам уличной жизни Японии, и Кимико Йошида, ставшей популярной благодаря серии автопортретов-перевоплощений, в которых она примеряет на себя образы разных эпох и народов.
![Нобуёси Араки, «Чудовищный Рай», 2018. Цифровая печать. 32,6×40 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/59/347129376584590.jpeg)
![Егор GIWE, «Цветы» № 1, 2023. Холст, цифровая печать, стразы Swarovski. 80×120 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/85/347129376618858.jpeg)
Shift
Онлайн
За молодым искусством следуйте к стенду онлайн-галереи shift. Дарья Кузнецова совместно с Владиславом Духаниным открыла галерею осенью 2023 года, дебютировав на ярмарке blazar. Работы трех художников, Семы Bomse, Evsti Bomse и Тима Парщикова, поэтично объединены на стенде под названием «Ночь на земле», отсылающем нас к фильму Джармуша и магическому времени суток, которое авторы представили совершенно по-разному.
![Тим Парщиков. Cologne. 2007. Фотография, накатка на дибонд. 120×80 см](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/79/347129378403797.jpeg)
Тим Парщиков. Cologne. 2007. Фотография, накатка на дибонд. 120×80 см