Стиль
Впечатления Редкости и химеры: культурная афиша января
Впечатления

Редкости и химеры: культурная афиша января

Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Масштабные и камерные выставки, концерты и фестивали, а заодно возможность провести время между Москвой и Петербургом. Таким оказывается первый месяц года в культуре и ее воплощениях

«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века»

27 декабря — 16 июня
Музей «Новый Иерусалим»

В подмосковном Новом Иерусалиме происходит перекличка веков и музеев, ведь тема — отражение допетровской эпохи в искусстве Серебряного века — масштабна, и с этими масштабами музей справляется сполна. Больше двух сотен произведений искусства из самых разных собраний размышляют о том, как образы XVII века находили отражение в мыслях и произведениях совсем другой эпохи. Иван Билибин, Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Наталья Гончарова обращались к прошлому как к неизменной части национальной идентичности и обнаруживали в нем источник смыслов и впечатлений для настоящего и будущего.

Фото: Арман Тадевосян

«Суд Париса. Рождение богини»

До 21 апреля
Шереметевский дворец, Санкт-Петербург

Образ музы — тема для искусства настолько же неизбывная, как, допустим, любовь. Выставка «Суд Париса. Рождение богини» осмысляет явление этих образов и их прототипов, которыми становились актрисы и балерины, приковывавшие к себе не только взгляды, но и сердца. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Айседора Дункан, Алиса Коонен, Любовь Орлова — этот список можно длить и длить, а двух одинаковых судеб и творческих биографий в нем не найти. История страны находила отражение в истории каждой из богинь, рожденных в пучине творчества, и об этом экспозиция размышляет не меньше, чем о природе вдохновения. Ее название, в свою очередь, намекает, что Парисом, вершащим свой суд, может оказаться любой из присутствующих.

Фото: пресс-служба

Спектакль «Дело техники»

До 7 января
Дом культуры «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» придумал собственный ответ многочисленным новогодним елкам, а в соучастники выбрал режиссера Сергея Лобана, автора загадочного и манящего «Шапито-шоу». Экспериментальный спектакль под названием «Дело техники» ведет историю о людях, для которых изобретения стали смыслом и сутью, а эстетика и мотивы площадного театра соединяют сюжет с самим пространством. «Проспект» Дома культуры уже успел увидеть немало воплощенных фантазий, и вот новая из их числа.

Фото: Михаил Гребенщиков

Фестиваль современной музыки «Биомеханика»

22 января — 9 февраля
Московская консерватория

Вот уже в третий раз фестиваль «Биомеханика» задумывается о новых технологиях в музыке и их воплощении в сочинениях современных композиторов. Амбициозные планы оборачиваются такой же программой: в ней значится около четырех десятков премьер со всех концов света. Неизменный и важный фестивальный контекст — отсутствие композиторской отстраненности и возможность для зрителя задать вопросы в режиме «здесь и сейчас», разобравшись в том, как мир технологий меняет мир новой академической и электронной музыки.

Фото: пресс-служба

«Кабинет редкостей. Сакральное пространство художника. Мастерская Дмитрия Краснопевцева»

26 декабря — 25 февраля
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Одновременно камерная и объемная экспозиция в главном здании Пушкинского музея предлагает рассмотреть коллекцию художника Дмитрия Краснопевцева во всей ее многоликости и многосмысленности. От античной керамики до морских раковин — все ставшие частью личного собрания предметы имели для их обладателя особое значение, находившее отражение в его размышлениях и работах.

Дмитрий Краснопевцев. «Черепки и бумага» (1976)
Дмитрий Краснопевцев. «Черепки и бумага» (1976)

«Химера»

В прокате с 1 января

Свою «Химеру» режиссер Аличе Рорвахер называет завершением трилогии, первыми двумя фильмами которой стали «Чудеса» и «Счастливый Лазарь». Фильм, похожий на сновидение или калейдоскоп диковинных и манящих сюжетов, продолжает авторскую линию: национальное итальянское соединяется с самобытностью и магическим реализмом, так что история не обходится и без щепотки чудес (а от них, заметим в скобках, любой зритель сейчас едва ли откажется).

Кадр из фильма «Химера»
Кадр из фильма «Химера»

Group Show

До 5 февраля
Галерея Алины Пинской

Каждая новая экспозиция в галерее Алины Пинской демонстрирует вдумчивый и внимательный взгляд галеристки. На этот раз под ее кураторством проходит выставка — своеобразный групповой портрет художников и их взглядов. Соединяя разные поколения, волнующие их сюжеты и темы в один большой разговор, Алина Пинская вновь демонстрирует, какую большую роль в мире искусства играют честность и серьезность. Не только авторов (в числе которых Игорь Шелковский, Татьяна Андреева, Михаил Чернышов, Борис Бич, Алена Кирцова, Игорь Скалецкий, Наталия Турнова, Евгений Музалевский, Тимофей Парщиков, Наташа Хабарова), но и их галериста.

Тим Парщиков. Missing Components (2017)

Тим Парщиков. Missing Components (2017)

«Вечернее собрание Марины Цветаевой»

12, 13, 14 января
Дом Радио, Санкт-Петербург

Петербургский Дом Радио продолжает череду своих проектов-посвящений. На этот раз мысли и чувства современных композиторов устремлены к Марине Цветаевой, ее «Бессоннице» и другим поэтическим текстам, которые стали основой для сочинений Вангелино Курентзиса, Теодора Курентзиса, Алексея Сюмака, Андреаса Мустукиса и других композиторов. Для тех, кто уже видел посвящения Паулю Целану, Шарлю Бодлеру и Курту Вайлю, «Вечернее собрание Марины Цветаевой» станет новой главой, для других же, определенно, окажется своеобразным открытием.

Фото: пресс-служба

«Борис Григорьев: «Первый мастер на свете»

До 28 января
Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Всю осень в Петербурге гремит выставка, посвященная художнику Борису Григорьеву. Последний месяц до ее завершения, часть которого удачно пришлась на каникулы и привычку многих проводить время культурно и в Петербурге, явно пригодится тем, кто охватить своим вниманием масштабную экспозицию еще не успел. Главный герой проекта — живописец и график Борис Григорьев — при жизни на забвение мог пожаловаться едва ли. Течение времени ситуацию значительно изменило, но Музей Фаберже восстанавливает справедливость, рассказывая о художнике во всей полноте свойственных ему красок, сюжетов и фактов биографии.

Фото: пресс-служба

«Присцилла: Элвис и я»

В прокате с 25 января

Явленный миру на Венецианском фестивале фильм Софии Копполы о Присцилле Пресли в январе добирается до отечественного проката. История о разнице между «казаться и быть» в контексте одной пары и их истории рассказана глазами жены Элвиса Пресли. При этом не только экранными, ведь Присцилла принимала в написании сценария деятельное участие. Кстати, голоса самого Элвиса в фильме не услышать: прав на воспроизведение композиций София Коппола от правообладателей получить не смогла. Новый взгляд, новые смыслы и история девушки, чья жизнь оказывается совсем не такой, какой видится многим.

Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

«Плач. Basso lamento от Монтеверди до Radiohead»

30 января
ДК «Рассвет»

Кураторский проект музыкального критика и программного директора ДК «Рассвет» Алексея Мунипова обстоятельно и разносторонне исследует basso lamento — нисходящую музыкальную фигуру из четырех нот, запросто соединяющую века, направления и стили. Подтверждения легко найти в программе концерта, где Нина Симон, Radiohead, Led Zeppelin метафорично и символично соседствуют с Иоганном Себастьяном Бахом и Генри Перселлом. Элегично-меланхоличные мотивы нарушают пространственно-временные границы, как положено искусству в целом и музыке в частности.

Фото: dkrassvet.space