Поиск выхода и билеты в Пермь: культурная афиша декабря
Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
1 — 25 декабря
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Темой ежегодного и традиционного для Пушкинского музея и москвичей музыкального фестиваля на этот раз оказываются «Вечные и неуловимые образы Испании». Выбор, конечно, не случайный, ведь размышлениям об Испании посвящена и экспозиция в Главном здании (она обращена к работам испанских художников из собраний российских музеев), и выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки (напротив, увлеченная множественными отражениями испанских мотивов в русском искусстве). На концертах в рамках «Декабрьских вечеров» среди героев встретятся Кармен, Дон Жуан, Дон Кихот, привыкшие к путешествиям не только по векам, но и по видам искусства, а сочинения испанских композиторов соединятся с музыкой многих других стран. Так в очередной раз московские декабрьские вечера окажутся наполненными искусством в самом широком смысле.
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
до 28 апреля
Дом культуры «ГЭС-2»
Один из новых выставочных проектов дома культуры «ГЭС-2» посвящен авангардистке Ольге Розановой. Масштабно и увлеченно он повествует не только о самой художнице, прожившей трагично короткую, но яркую жизнь в искусстве, но также о вспышках и переплетениях, соединяющих имя Розановой с творчеством других авангардисток, представительниц советского неофициального искусства и современных художниц. Впрочем, помимо этого на экспозиции запросто прозвучат и имена Марка Ротко, Барнетта Ньюмана, обративших свое внимание на цвет и его экспрессивность время спустя совсем в других контекстах. Ольга Розанова же успела пройти удивительный творческий путь, включивший, например, и работу над «Заумной книгой» Алексея Крученых, и многие другие остановки, по которым заметно направление ее размышлений и развитие методов. Без именитой «Зеленой полосы» экспозиция тоже не обходится, позволяя рассмотреть не только само произведение, но и окружившие его контексты.
«Exit — exit»
6 декабря — 18 января
Галерея Pop/off/art
К 90-летию Эрика Булатова галерея Pop/off/art подготовила первую для страны галерейную выставку художника. Работая с Булатовым с самого своего основания, Pop/off/art не раз поддерживала большие музейные проекты, а на этот раз и на собственной территории предлагает рассмотреть графические листы из разных серий, созданные с 2017 по 2022 год. С этой точки зрения отношения со временем на экспозиции окажутся особенными. Актуальное и вечное в искусстве переплетаются в один тесный клубок так же, как в произведениях Эрика Булатова соединяются плоскость и пространство. Тексты, цвета, их смыслы, причины и следствия можно рассматривать и обсуждать долго, в том числе, отправившись и в Нижний Новгород, где в Пакгаузах открылась другая масштабная выставка, «Горизонт», тоже приуроченная к юбилею художника.
Эрик Булатов. «Вперед». 2017. Бумага, цветные карандаши. 42х65
Концерт трио Тиграна Амасяна
9 декабря
Концертный зал «Зарядье»
В случае с джазовым композитором и пианистом Тиграном Амасяном музыка говорит сама за себя. В каком-то смысле она весьма словесна: спокойная, не эпатирующая, но оттого еще более яркая, выразительная и образная, основанная на традициях и умении быть именно «здесь и сейчас», без которого в джазовых импровизациях не обойтись. Слушая ее, едва ли помнишь о регалиях, хотя их у Тиграна Амасяна и их в избытке: лауреат конкурсов, желанный гость на фестивалях, он не раз вызывал бурное и искреннее одобрение у больших джазовых музыкантов (Херби Хэнкок и Чик Кориа в их числе), продолжая вдумчиво, но экспрессивно выражать свои чувства на языке не слов, но нот.
«Леопольдштадт»
8, 20 декабря
РАМТ
На самом излете XIX века, цепляя последние его мгновения, фабрикант Герман Мерц собирает в венской гостиной всю свою семью. Его дом полнится смехом так же, как жизнь Мерца — заслуженными удовольствиями. Дело его цветет, на пышных приемах он чувствует себя гостем желанным и почетным, ну а Вена — город искусства и достатка, жить в котором его потомки будут все с тем же размахом. Иными словами, едва ли Герман Мерц может представить, что будет происходить и с его городом, и с еврейским районом Леопольдштадт, и с его семьей в следующем — беспощадно жестоком столетии. Поставленная Алексеем Бородиным биографическая пьеса Тома Стоппарда соединяет общее и частное, из-за чего и то и другое начинает звучать еще громче, пронзительнее, быстро добираясь не столько даже до головы, сколько до сердца, чтобы остаться в нем надолго.
«Сван»
10 декабря
арт-платформа в Новом Манеже
Тем, кто послеживает за миром современной драматургии, имена Андрея Родионова и Екатерины Троепольской знакомы хорошо. Тех же, кто их острые и искрометные тексты еще не слышал, точно ждет открытие. Поэма-антиутопия в постановке Юрия Квятковского возвращается на сцену, чтобы поговорить на злободневные темы (без комиссии в УФМС не обойдется) так, что удержаться от смеха, пусть временами и горького, зрителям не просто.
Концерт-перформанс. SOUND UP: inside the orchestra
14 декабря
Российская академия наук
Фестиваль Sound Up продолжает являть неожиданные музыкальные сплетения и обращать внимание на детали, неизменно выбирая для своих концертов площадки необычные и впечатляющие. На этот раз концерт пройдет в большом зале Академии наук, а темой станет интервенция в жизнь симфонического оркестра, так что начнется все с репетиции сюиты из симфонии «Оптимистическая Трагедия» композитора Ильи Демуцкого. Тот самый случай, когда можно разобраться, как устроен оркестр и понаблюдать за тем, что всегда скрыто от чужих глаз.
«Братья Маковские. Константин и Владимир»
20 декабря — 19 мая
Серпуховской историко-художественный музей
Поводом для пусть и короткого, но все же побега из города может стать выставка в Серпуховском историко-художественном музее, а вернее в его Каретном сарае, где открывается посвященный братьям Маковским проект. Художники Константин и Владимир часто принимали гостей, в числе которых оказывались, к примеру, Глинка, Гоголь и Пушкин, так что внимание кураторов экспозиции к литературным и музыкальным сюжетам времени не случайно. Выставка окажется похожа на домашний салонный вечер, а в декабре это кажется подходящим форматом, как никогда.
Фестиваль «Дягилев +»
24 — 27 декабря
Пермь
Зимний «выпуск» Дягилевского фестиваля хоть и длится меньше летнего, зато соединяет в нескольких днях своей программы, что называется, «хайлайты». Ими на этот раз станут танцевальный спектакль-концерт Youkali и спектакль «Дуо». Музыка Курта Вайля, переосмысленная современными композиторами, заводит разговор о счастье и ожиданиях, в то же время продолжая цикл спектаклей-посвящений, а «Дуо», в свою очередь, являет размышления о двойственности. Природы, пути, решений и всего того, без чего не обойдется ни одна судьба. Примы Мариинского театра Диана Вишнева и Дарья Павленко рассказывают эту историю танцем, оставляя немало места для интерпретаций и отождествлений.