Стиль
Впечатления Поиск выхода и билеты в Пермь: культурная афиша декабря
Стиль
Впечатления Поиск выхода и билеты в Пермь: культурная афиша декабря
Впечатления

Поиск выхода и билеты в Пермь: культурная афиша декабря

Эрик Булатов. «Все не так страшно №1». 2022. Бумага, цветные карандаши. 75х110
Эрик Булатов. «Все не так страшно №1». 2022. Бумага, цветные карандаши. 75х110
На декабрьских улицах не обходится без суеты, а вот в культурной афише, напротив, лишь одни поводы остановиться, задуматься и получить удовольствие от пресловутого «здесь и сейчас»

Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

1 — 25 декабря

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Темой ежегодного и традиционного для Пушкинского музея и москвичей музыкального фестиваля на этот раз оказываются «Вечные и неуловимые образы Испании». Выбор, конечно, не случайный, ведь размышлениям об Испании посвящена и экспозиция в Главном здании (она обращена к работам испанских художников из собраний российских музеев), и выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки (напротив, увлеченная множественными отражениями испанских мотивов в русском искусстве). На концертах в рамках «Декабрьских вечеров» среди героев встретятся Кармен, Дон Жуан, Дон Кихот, привыкшие к путешествиям не только по векам, но и по видам искусства, а сочинения испанских композиторов соединятся с музыкой многих других стран. Так в очередной раз московские декабрьские вечера окажутся наполненными искусством в самом широком смысле.

Фото: пресс-служба

Кубок созвучий. По направлению к Розановой

до 28 апреля

Дом культуры «ГЭС-2»

Один из новых выставочных проектов дома культуры «ГЭС-2» посвящен авангардистке Ольге Розановой. Масштабно и увлеченно он повествует не только о самой художнице, прожившей трагично короткую, но яркую жизнь в искусстве, но также о вспышках и переплетениях, соединяющих имя Розановой с творчеством других авангардисток, представительниц советского неофициального искусства и современных художниц. Впрочем, помимо этого на экспозиции запросто прозвучат и имена Марка Ротко, Барнетта Ньюмана, обративших свое внимание на цвет и его экспрессивность время спустя совсем в других контекстах. Ольга Розанова же успела пройти удивительный творческий путь, включивший, например, и работу над «Заумной книгой» Алексея Крученых, и многие другие остановки, по которым заметно направление ее размышлений и развитие методов. Без именитой «Зеленой полосы» экспозиция тоже не обходится, позволяя рассмотреть не только само произведение, но и окружившие его контексты.

Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Exit — exit»

6 декабря — 18 января

Галерея Pop/off/art

К 90-летию Эрика Булатова галерея Pop/off/art подготовила первую для страны галерейную выставку художника. Работая с Булатовым с самого своего основания, Pop/off/art не раз поддерживала большие музейные проекты, а на этот раз и на собственной территории предлагает рассмотреть графические листы из разных серий, созданные с 2017 по 2022 год. С этой точки зрения отношения со временем на экспозиции окажутся особенными. Актуальное и вечное в искусстве переплетаются в один тесный клубок так же, как в произведениях Эрика Булатова соединяются плоскость и пространство. Тексты, цвета, их смыслы, причины и следствия можно рассматривать и обсуждать долго, в том числе, отправившись и в Нижний Новгород, где в Пакгаузах открылась другая масштабная выставка, «Горизонт», тоже приуроченная к юбилею художника.

Эрик Булатов. «Вперед». 2017. Бумага, цветные карандаши. 42х65

Эрик Булатов. «Вперед». 2017. Бумага, цветные карандаши. 42х65

Концерт трио Тиграна Амасяна

9 декабря

Концертный зал «Зарядье»

В случае с джазовым композитором и пианистом Тиграном Амасяном музыка говорит сама за себя. В каком-то смысле она весьма словесна: спокойная, не эпатирующая, но оттого еще более яркая, выразительная и образная, основанная на традициях и умении быть именно «здесь и сейчас», без которого в джазовых импровизациях не обойтись. Слушая ее, едва ли помнишь о регалиях, хотя их у Тиграна Амасяна и их в избытке: лауреат конкурсов, желанный гость на фестивалях, он не раз вызывал бурное и искреннее одобрение у больших джазовых музыкантов (Херби Хэнкок и Чик Кориа в их числе), продолжая вдумчиво, но экспрессивно выражать свои чувства на языке не слов, но нот.

Фото: пресс-служба

«Леопольдштадт»

8, 20 декабря

РАМТ

На самом излете XIX века, цепляя последние его мгновения, фабрикант Герман Мерц собирает в венской гостиной всю свою семью. Его дом полнится смехом так же, как жизнь Мерца — заслуженными удовольствиями. Дело его цветет, на пышных приемах он чувствует себя гостем желанным и почетным, ну а Вена — город искусства и достатка, жить в котором его потомки будут все с тем же размахом. Иными словами, едва ли Герман Мерц может представить, что будет происходить и с его городом, и с еврейским районом Леопольдштадт, и с его семьей в следующем — беспощадно жестоком столетии. Поставленная Алексеем Бородиным биографическая пьеса Тома Стоппарда соединяет общее и частное, из-за чего и то и другое начинает звучать еще громче, пронзительнее, быстро добираясь не столько даже до головы, сколько до сердца, чтобы остаться в нем надолго.

Фото: пресс-служба

«Сван»

10 декабря

арт-платформа в Новом Манеже

Тем, кто послеживает за миром современной драматургии, имена Андрея Родионова и Екатерины Троепольской знакомы хорошо. Тех же, кто их острые и искрометные тексты еще не слышал, точно ждет открытие. Поэма-антиутопия в постановке Юрия Квятковского возвращается на сцену, чтобы поговорить на злободневные темы (без комиссии в УФМС не обойдется) так, что удержаться от смеха, пусть временами и горького, зрителям не просто.

Фото: пресс-служба

Концерт-перформанс. SOUND UP: inside the orchestra

14 декабря

Российская академия наук

Фестиваль Sound Up продолжает являть неожиданные музыкальные сплетения и обращать внимание на детали, неизменно выбирая для своих концертов площадки необычные и впечатляющие. На этот раз концерт пройдет в большом зале Академии наук, а темой станет интервенция в жизнь симфонического оркестра, так что начнется все с репетиции сюиты из симфонии «Оптимистическая Трагедия» композитора Ильи Демуцкого. Тот самый случай, когда можно разобраться, как устроен оркестр и понаблюдать за тем, что всегда скрыто от чужих глаз.

Фото: пресс-служба

«Братья Маковские. Константин и Владимир»

20 декабря — 19 мая

Серпуховской историко-художественный музей

Поводом для пусть и короткого, но все же побега из города может стать выставка в Серпуховском историко-художественном музее, а вернее в его Каретном сарае, где открывается посвященный братьям Маковским проект. Художники Константин и Владимир часто принимали гостей, в числе которых оказывались, к примеру, Глинка, Гоголь и Пушкин, так что внимание кураторов экспозиции к литературным и музыкальным сюжетам времени не случайно. Выставка окажется похожа на домашний салонный вечер, а в декабре это кажется подходящим форматом, как никогда.

Маковский Константин Егорович (1839-1915). «Под венец». 1890 г. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей
Маковский Константин Егорович (1839-1915). «Под венец». 1890 г. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей

Фестиваль «Дягилев +»

24 — 27 декабря

Пермь

Зимний «выпуск» Дягилевского фестиваля хоть и длится меньше летнего, зато соединяет в нескольких днях своей программы, что называется, «хайлайты». Ими на этот раз станут танцевальный спектакль-концерт Youkali и спектакль «Дуо». Музыка Курта Вайля, переосмысленная современными композиторами, заводит разговор о счастье и ожиданиях, в то же время продолжая цикл спектаклей-посвящений, а «Дуо», в свою очередь, являет размышления о двойственности. Природы, пути, решений и всего того, без чего не обойдется ни одна судьба. Примы Мариинского театра Диана Вишнева и Дарья Павленко рассказывают эту историю танцем, оставляя немало места для интерпретаций и отождествлений.

Танцевальный спектакль-концерт YOUKALI
Танцевальный спектакль-концерт YOUKALI