Стиль
Впечатления Неосмотрительность, последствия и чувства: культурная афиша ноября
Стиль
Впечатления Неосмотрительность, последствия и чувства: культурная афиша ноября
Впечатления

Неосмотрительность, последствия и чувства: культурная афиша ноября

Кадр из фильма «Дворец»

Кадр из фильма «Дворец»

Насекомые, джаз, авторский кинематограф и фестивальная череда: события ноября напоминают, какой разносторонней может быть культурная повестка

Международный виолончельный фестиваль Vivacello

2–12 ноября
Москва

15-й международный фестиваль Vivacello привычным для себя, но каждый раз новым и неутомимым образом погружает в мир виолончельной музыки в самых разных ее свойствах и воплощениях. Арт-директор Vivacello, виолончелист Борис Андрианов, не только сам выходит на сцену в компании коллег-музыкантов, но и составляет программы широких размахов и сплетений, где историческое соединяется с современным, а традиционное — с новаторским. Помимо прочего, каждый год мировой репертуар пополняется новым сочинением для виолончели с оркестром, которое пишется специально для открытия фестиваля. На этот раз премьерой станет «Ангел Света» Азизы Садыковой.

Фото: пресс-служба

«Привет, мама»

В прокате с 2 ноября

Полнометражный режиссерский дебют сценариста Или Малаховой погружает в петербургское снежное безвременье, в котором две сестры, Вера (Аглая Тарасова) и Кира (Дарья Савельева), узнают о том, что их пропавшая без вести мать Эмма признана судом умершей. Для Киры (а именно она старшая, работающая в Пулково и живущая со своей младшей сестрой и ее дочками) почему-то оказывается невозможным согласие с этим фактом, хотя с матерью она не общалась годами. Ее собственная жизнь, отсутствие настоящей близости и невозможность начать какой-то свой, лишь ей принадлежащий быт оказываются главным предметом режиссерского интереса, в центре которого очень много не только прямого, но и символического.

Кадр из фильма «Привет, мама»

Кадр из фильма «Привет, мама»

«Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями»

До 3 декабря
Студия «Тихая», Нижний Новгород

Инструкция как художественное действо, предупреждение как часть культуры жизни и взаимоотношений с действительностью расцветает в нижегородской студии «Тихая», где проект с предупредительно-категоричным названием «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями» уже на уровне формулировок и языка отсылает, с одной стороны, к формализму официальных источников, с другой, к ироничности, которыми полнятся работы художника Артема Филатова. Наблюдательный и чуткий автор, в этом проекте он называет себя ответственным за безопасность, а в соавторы выбирает исследователя игр Евгения Кузьмичева из Санкт-Петербурга и композитора Дмитрия Крылова из Самары. К слову, зрителю предстоит осматривать пространство «Тихой» самостоятельно, то есть в одиночку и со всей ответственностью.

Артем Филатов, Евгений Кузьмичев и Дмитрий Крылов

Артем Филатов, Евгений Кузьмичев и Дмитрий Крылов

«Чувства Анны»

В прокате с 9 ноября

Музыку к новому фильму Анны Меликян писала группа Shortparis, и уже один лишь этот факт можно считать свидетельством того, что тривиальным ни сюжет, ни его воплощение не окажутся. Анна (Анна Михалкова) работает в Перми на шоколадной фабрике, живет себе привычной черно-белой жизнью, пока однажды не падает. Очнувшись, вдруг начинает слышать чьи-то голоса, а по ночам нервным неровным почерком и с закрытыми глазами записывает на листках странные сообщения. Окружающая Анну действительность к такому явно не готова, как, возможно, и она сама, но что поделать — прошлого ведь уже не вернуть.

Кадр из фильма «Чувства Анны»

Кадр из фильма «Чувства Анны»

Кинофестиваль «Художественного»

7–13 ноября
Кинотеатр «Художественный»

По случаю своего 114-летия московский «Художественный» устраивает традиционный для себя фестиваль премьер авторских фильмов со всего света. Среди режиссеров, чьи работы здесь будут показаны, — Нанни Моретти, Мишель Гондри (наконец прервавший свое восьмилетнее молчание), Бертран Бонелло, Анна Меликян, Оксана Бычкова, Алексей Федорченко. «Многие фильмы фестиваля, — говорит программный директор «Художественного» Стас Тыркин, — это кино о кино, переставшем быть «посланием к человеку» и ставшем частью личной жизни его авторов». Киноэкран самого «Художественного» неизменно остается чутким ко всему, что происходит и с самим кино, и с миром вокруг, впрочем, 114 лет его существования и истории говорят сами за себя.

Jazz M

10–12 ноября
Новая сцена Александринского театра

Александринский театр собирается отмечать грядущее 150-летие Всеволода Мейерхольда продолжительно и пышно и подступается к празднеству трехдневным джазовым фестивалем, получившим название Jazz M. В его программе, к примеру, выступления камерного оркестра Андрея Красильникова, трио Игоря Яковенко с петербургской премьерой альбома Hyperfocus и даже полномасштабное погружение в царство индастриала в классическом театральном зале. Кстати, с недавних пор само место действия — Новая сцена Александринки — носит имя Всеволода Мейерхольда, так что случайным такое фестивальное посвящение не назвать.

Трио Михаила Марышева

Трио Михаила Марышева

«Дягилев P.S.»

13–30 ноября
Санкт-Петербург

Фестиваль искусств «Дягилев P.S.» продолжает соединять в единстве места (Петербург) и времени (ноябрь) музыку, хореографию, изобразительное искусство и все, что между. Откроется 14-й его выпуск музыкальной программой Алексея Гориболя под названием «Любовь поэта», а продолжится одноактными балетами «Терезин-квартет», спектаклем Within индийской балетной компании Адити Мангалдас, работой китайского хореографа Си Син «Время», выставкой «Суд Париса. Рождение богини» и другими фильмами, размышлениями и проектами, прямо или косвенно продолжающими дело Сергея Дягилева. Наше время — возможная интерпретация того самого постскриптума — диктует свои контексты, а взгляд фестиваля на них односложным никогда не оказывается.

«Дворец»

В прокате с 23 ноября

На 80-м Венецианском фестивале, где эта картина Романа Полански была показана два месяца назад, она вызвала довольно полярные реакции: одни покидали зал, другие участвовали в продолжительных овациях. Полнящийся иронией и сарказмом сюжет предлагает понаблюдать за гостями великосветского отеля на швейцарском курорте. Они готовятся отметить смену веков и наступление 2000 года, но в воздухе позванивают апокалиптические нотки. Целая галерея характеров вмещает в себя и возрастного миллиардера, не жалеющего сил на сюрпризы для молодой жены, и именитого пластического хирурга, и русского бандита (угадаете, кто его играет? правильно, Александр Петров) не без свиты, и переборщившего с загаром донжуана. Со всеми проблемами, мнениями и свойствами души этих постояльцев дворца-паласа придется справляться персоналу во главе с метрдотелем, который и соединит эти разные судьбы и жизни. Миру кино мир отельный знаком давно и хорошо, но Роман Полански вносит в него собственные коррективы — как водится, не без едкой (само) иронии.

Кадр из фильма «Дворец»

Кадр из фильма «Дворец»

«Инсектопедия»

20–26 ноября
Дом культуры «ГЭС-2»

Как мы поступаем, когда оказываемся лицом к лицу с чем-то (или кем-то) неведомым, о каких чувствах в такие моменты заходит речь, застываем ли мы на месте или, напротив, спешим действовать? Обо всем этом задумывается спектакль «Инсектопедия» режиссера Полины Кардымон, основанный на одноименном бестселлере антрополога Хью Раффлза. Тот в своем труде обеспечивал тотальное погружение в мир насекомых, проект в «ГЭС-2» продолжает его размышлениями о природе восторга и отвращения, принятия и отрицания, страхов и надежд, которые обретают форму не только спектакля, но и параллельной выставки, превращая все происходящее в формат перформативной инсталляции.

Фото: Аня Тодич

Лорри Мур, Набоков, Пессоа: что читать осенью