Стиль
Впечатления ОТМА, сарматы и голос конструктивизма: культурная афиша мая
Стиль
Впечатления ОТМА, сарматы и голос конструктивизма: культурная афиша мая
Впечатления

ОТМА, сарматы и голос конструктивизма: культурная афиша мая

Фото: Пресс-служба
Путешествие по эпохам, архитектура света и слова, современная хореография и театр из разных стран — таким получился последний месяц весны

«Золото сарматских вождей»

25 апреля — 23 июля
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Быт кочевников-сарматов едва ли представал взору жителей двадцать первого столетья в настолько масштабном виде. Разделенные множеством веков, мы можем только догадываться, какой была жизнь в I тысячелетии до нашей эры. Приметы и предметы той эпохи, занявшие залы главного здания Пушкинского музея, стремятся рассказать свою историю. Здесь обнаружатся кинжалы и наконечники стрел, посуда самого разного толка и свойства, ювелирные украшения, одежда и многое другое, что сопровождало кочевников каждый день. Эти предметы — фактически единственные свидетели мироустройства сарматов, которым действительно есть, что поведать.

«ОТМА и Алексей. Дети последнего русского императора»

19 мая — 10 сентября
Манеж Малого Эрмитажа, Санкт-Петербург

Уже по названию этой эрмитажной экспозиции понятно, что повествование на нем окажется личным. ОТМА из заглавия — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, которые подписывали лаконичной аббревиатурой все свои общие письма. Дети Николая II отличались живым интересом к окружавшему их миру и отражали его в своих рисунках, фотографиях, записках, выбранных книгах и играх. Их наряды и игрушки, личные вещи, а вместе с тем документы эпохи дают живое представление о царивших в семье нравах, а неумолимый исторический контекст следует за каждым из представленных здесь предметов. Ни одна сорочка, ни одна кукла не оказываются просто вещами — слишком страшной тенью легла на них трагическая судьба их маленьких владельцев.

«Фальконье. Архитектура света»

До 20 августа
Музей архитектуры

Эпоху модерна едва ли получится представить без стеклянных кирпичей Фальконье, ставших на рубеже XIX—XX веков одной из главных архитектурных примет времени. Получившие название по имени своего изобретателя — инженера и архитектора Густава Фальконье, они появлялись на зданиях в разных городах и странах и, разумеется, не обошли стороной Российскую империю. Невероятно популярное в начале века, к концу 30-х годов XX столетия изобретение швейцарца было свергнуто с пьедестала прессованными стеклоблоками, не требовавшими ни такой искусности, ни таких затрат. Музей архитектуры отвел разноцветным стеклянным кирпичам целый флигель «Руина», чтобы рассказать их историю, а вместе с тем продемонстрировать, как прошлое может соединяться не только с настоящим, но даже с будущим.

«ППСС Зиккураты»

До 11 июня
Vladey

Дуэт художников Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски посвятил новую серию работ зиккуратам, свойственным святилищам Древней Месопотамии и Элама, для которых была характерна сложносочиненная и многоступенчатая архитектура. Эту примету унаследовали и произведения художников, становящиеся, по словам авторов, своеобразным воззванием, нацеленным на внимание высших сил. Их в пространстве Vladey собралась целая череда, чтобы ни одна из сфер мирских не осталась незамеченной. У экспозиции есть и полноценная параллельная программа, в рамках которой можно, к примеру, услышать отрывки из нового, еще не изданного романа Павла Пепперштейна или присоединиться к экскурсии ППСС.

Цикл фортепианных концертов фестиваля Pianissimo

30 апреля, 1 мая
Пакгаузы, Нижний Новгород

Пока фестиваль Pianissimo готовит полномасштабную летнюю программу, за продолжение весеннего сезона отвечают пианисты Валентин Малинин и Константин Емельянов, уже хорошо знакомые фестивальной (и не только) публике. На этот раз встреча с произведениями Бетховена, Чайковского, Баха, Скрябина и Рахманинова в исполнении молодых пианистов произойдет в нижегородских Пакгаузах на Стрелке, знаменитых своими закатами.

Пакгаузы
Пакгаузы

Фестиваль «Новая X»

В течение мая
Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург

Новая сцена Александринского театра отмечает свое десятилетие фестивалем, призванным показать, как широк и разнообразен здесь интерес к искусству и как привык он принимать самые разные виды и формы. Современная хореография, хоровая, альтернативная и новая академическая музыка — каждое из направлений получит собственное воплощение на Новой сцене, получившей, к слову, имя режиссера и реформатора Всеволода Мейерхольда. Памятник ему откроют тоже в рамках смотра, а продолжат празднование юбилея премьерами. Здесь и спектакль-инсталляция режиссера Кирилла Люкевича, и «Непокой» хореографа Ксении Михеевой, и фортепианный вечер, на котором выступят Настасья Хрущева, Алексей Гориболь и Риад Маммадов.

«Непокой», хореография Ксении Михеевой
«Непокой», хореография Ксении Михеевой

Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова

20 мая — 8 октября
Москва

Чеховский фестиваль давно стал синонимом мирового театра во всем его многообразии. Новый год и новая программа продолжают традиции театрального смотра: несколько месяцев подряд в Москву будут приезжать спектакли со всего света, чтобы в действии продемонстрировать зрителю, как и чем живет сегодня театр. Одной из первых премьер станет «Дикое танго» Хермана Корнехо, танцевальная постановка, ведущая рассказ об истории танго — танца свободолюбивого и действительно дикого в яркости своих проявлений.

«Дикое танго» Хермана Корнехо
«Дикое танго» Хермана Корнехо

Новые выставки дома культуры «ГЭС-2»

С 27 апреля
«ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» одновременно открывает сразу четыре новых проекта («Краткая история отсутствия», «Облачное хранение», «Чародеи» и «Себе на уме»), чтобы поднять темы разные, но одинаково призывающие к диалогу и размышлениям об искусстве классическом и современном, академическом и экспериментальном. «Краткая история отсутствия» исследует феномен «Без названия», когда произведение лишается одной из определяющих своих характеристик и тем самым, возможно, обретает свободу. «Облачное хранение» посвящено размышлениям о роли архивов и информации, «Чародеи» сосредотачивают внимание на фольклоре и темной его стороне, а «Себе на уме», в свою очередь, рассматривает с разных сторон и преломлений Кострому, город, где традиционное соединяется с советским и постсоветским, следствием чего становятся своеобразные и неповторимые мотивы и сюжеты.

«Вознесенский. Еще»

27 апреля — 27 июля
Центр Вознесенского

В честь 90-летия Андрея Вознесенского центр его имени предлагает взглянуть на творчество поэта с особой стороны. Как известно, Вознесенский любил самостоятельно иллюстрировать свои произведения, а вместе с тем чувствовал особую сопричастность к художникам, работавшим в традиции поп-арта. Это в значительной степени повлияло и на его собственное художественное видение, и в целом на взгляды. В 90-е годы он был увлечен видеомами — визуальными поэтическими работами, которые до сегодняшнего дня в основном были скрыты от публики. Экспозиция берется это исправить, открывая новые грани метафоричности поэзии Андрея Вознесенского.

Фото: Пресс-служба

«Логос: голос конструктивизма»

25 апреля — 6 августа
Центр «Зотов»

Каков был язык конструктивизма и как он принялся менять все вокруг себя — этим вопросом задается центр «Зотов», округлое здание которого захватывает новая выставка, посвященная языку в самом широком смысле. Как принципы конструктивизма повлияли на восприятие информации, музыки, литературы, как отразились они на интересах и даже взаимоотношениях людей, в каких приметах времени отразились — это лишь некоторые из направлений, оказывающихся в центре внимания экспозиции.