Москва, динозавры, таблетки и луна: что смотреть на фотобиеннале в МАММ
![Фото: mamm-mdf.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/64/756547020072647.jpg)
«Мой личный динозавр». «Домашняя аптека»
Габриэле Галимберти
Окружившие его вещи способны сказать о человеке не меньше, чем манера речи или образ мыслей. В этом уверен итальянский фотограф Габриэле Галимберти, который привык обращать внимание не только на мир людей, но и на мир их вещей. На фотобиеннале можно в подробностях рассмотреть работы из двух его серий: «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека». Первая переносит в гостиные и кабинеты сильных мира сего, решивших украсить свои интерьеры скелетами динозавров. Пережившие (пусть в виде скелетов и окаменелостей) немало эпох и веков, динозавры — не новички на самых видных аукционах. Как и произведения искусства, они оказываются не только предметами коллекционирования и интереса, но заодно и возможностью продемонстрировать свой статус. Для серии «Домашняя аптека» Габриэле Галимберти продолжил свое путешествие по континентам и странам, чтобы показать мир и его обитателей не через что-нибудь, а через лекарства. Вот тянется к потолку любительница йоги, в аптечке которой можно обнаружить только натуральные составы и эфирные масла, а вот гордо демонстрирует свою аккуратную кухню и расставленные по ней витамины другая девушка с белозубой улыбкой. Герои Галимберти на фотографиях пусть и молчат, но окружающая их действительность оказывается весьма красноречива. Как и где они живут, как относятся к своему здоровью, могут ли позволить себе заботу о нем — ответы на все эти вопросы появляются через работы итальянского фотографа, не устающего интересоваться людьми, их манерами и привычками.
![Габриэле Галимберти. Из серии «Мой личный динозавр». Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, США. 27 мая 2018. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/89/756547008544893.jpg)
![Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/87/756547008575877.jpg)
![Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/16/756547008623161.jpg)
![Габриэле Галимберти. Из серии «Мой личный динозавр». Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, США. 27 мая 2018. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/64/756547008688649.jpg)
![Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/53/756547008755538.jpg)
«Москва — Париж — Вена»
Игорь Мухин
Определение классик современной российской фотографии к имени Игоря Мухина приклеилось прочно и притом справедливо. Его наблюдения за жизнью города и людей в нем всегда отличались меткостью, соединявшейся в кадрах с удивительной кинематографичностью. Каждый снимок превращался в целую историю: женщины переходят московскую дорогу после летнего дождя. В руках у некоторых — пакеты. Наверное, они идут с работы домой, быть может, будут готовить ужин. Где они живут, что приготовят, торопятся ли они к кому-то, чтобы поскорее увидеть? А вот две подружки идут по мосту в одинаковых босоножках. Примета не только и не столько дружбы, сколько времени, когда достать разные было весьма затруднительно. На первом плане прижалась к парапету пара. Это момент до поцелуя или после него? Гуляли ли они до утра по городским бульварам, встречали ли рассвет? В этих работах — летопись Москвы и ее моментов, наполненных всеми теми чувствами, в которых шумному городу часто спешат отказать. Две другие серии — «Париж» и «Вена» — переносят нас в Европу, где тоже целуются, гуляют, удивляются и ждут поездов незнакомцы, выхваченные фотографом из толпы и запечатленные в мгновении, протянувшимся из 90-х на много лет и выставок вперед.
![Игорь Мухин. Москва, 1995. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/33/756547010337334.jpg)
![Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/40/756547010385408.jpg)
![Игорь Мухин. Париж, 1999. Собрание МАММ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/59/756547010434599.jpg)
![Игорь Мухин. Москва, 1999. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/34/756547010496343.jpg)
![Игорь Мухин. Париж, 1999. Собрание МАММ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/68/756547010560686.jpg)
Codex Rescriptus
Дмитрий Булин
Фотограф и режиссер Дмитрий Булин немало времени провел в размышлениях о работах Питера Брейгеля Старшего, фламандцах и их пословицах, эпохе Возрождения и ее отличительных чертах, а вместе с тем — о кинематографе первой половины XX века, бесконечных людских грезах о красоте и предметах, ее обещающих. Все эти размышления впрямую связаны с тремя сериями работ — «Мир вверх тормашками!», «Венера 2.0» и «Красота за пять долларов» — объединенными названием проекта Codex rescriptus. С латыни оно переводится как «палимпсест», если дословно, то это «рукопись, написанная по выскобленному первоначальному тексту». В работах Дмитрия Булина тем самым первоначальным текстом можно считать оригинальные образы, картины и даже пословицы, которые были осмыслены и представлены им в новом веке и новом виде изобразительного искусства. Фотография расширяет границы возможных воплощений, чем автор пользуется охотно и умело. К слову, Дмитрий Булин — победитель грантовой программы для поддержки молодых фотографов фонда Still Art Foundation, вместе с которым и подготовлена выставка в рамках фотобиеннале.
![Дмитрий Булин. Из серии «Красота за пять долларов». 2022. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/17/756547011905174.jpg)
![Дмитрий Булин, «Рождение Венеры» из серии «Венера 2.0», 2018. Для рекламной кампании универмага «Цветной». Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/75/756547011955755.jpg)
![Дмитрий Булин, «Сотворение Адама» из серии «Венера 2.0», 2018. Для рекламной кампании универмага «Цветной». Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/55/756547012016554.jpg)
![Дмитрий Булин. Из серии «Мир вверх тормашками», 2021. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/32/756547012089320.jpg)
![Дмитрий Булин. Из серии «Мир вверх тормашками», 2021. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/47/756547012167473.jpg)
«Ближе луны только звезды»
Леонид Тишков
Много лет художник и писатель Леонид Тишков не отправлялся в поездки и путешествия без собственной луны, которой показывал Берлин и Париж, просторы Новой Зеландии, Арктики, десятка других стран и городов. В его проекте «Частная луна» участвовали и продолжают участвовать именитые фотографы, восторженно соглашавшиеся запечатлеть Тишкова с его луной то в лодке, то на крыше, то в степи. Мечтательность здесь соединяется с ироничностью, а сказочная яркая луна оказывается вписана в контекст нашей общей действительности. Она одновременно далека и близка, молчалива и многословна, а еще склонна к авантюрам своего ближайшего друга и соратника Леонида Тишкова. Также на выставке, в названии которой без луны, разумеется, не обошлось, можно увидеть другие работы художника, полные искренней нежности. Это инсталляции «Дома-скитальцы», «Машина желаний» и «Переселение людей в космос». Иными словами, на том этаже Мультимедиа Арт Музея, где расположились выдуманные Тишковым миры и герои, царит поэтичность в разных своих проявлениях, и покидать его совсем не хочется.
![Леонид Тишков. Из проекта «Частная луна». Тайвань, 2012. Фотограф: По-И Чен ©Леонид Тишков](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/34/756547013969342.jpg)
![Леонид Тишков. Из проекта «Частная луна». Переделкино, 2003. Фотограф: Борис Бендиков ©Леонид Тишков](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/14/756547014028149.jpg)
![Леонид Тишков. Из проекта «Частная луна». Вашингтон, США. 2012. ©Леонид Тишков](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/93/756547014081934.jpg)
![Леонид Тишков. Из проекта «Частная луна». Арктика, 2010. ©Леонид Тишков](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/16/756547014167162.jpg)
![Леонид Тишков. Из проекта «Частная луна». Арктика, 2010. ©Леонид Тишков](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/12/756547014259122.jpg)
«Было — Стало»
Валерий Юрлов
Неоавангардист и художник-одиночка Валерий Юрлов посвятил свое искусство и время фиксации предметов-символов и их воплощений. Красноречивое название «Было — Стало» подсказывает, что пусть изображенный предмет и один, одинаковым его состояние «тогда» и «сейчас» быть не может. Для художника это метафора жизни и смерти, черного и белого, хаоса и спокойствия. Ее он обнаружил однажды на берегу моря в конце 50-х, увидев выкинутую на берег и побитую жизнью консервную банку. Так в творчестве Юрлова появился новый мотив, а у нас — материя для размышлений.
![Валерий Юрлов, «Ритм», 1984. Холст, масло. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/50/756547015446506.jpg)
![Валерий Юрлов, «Было-Стало», 1968. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/17/756547015516175.jpg)
![Валерий Юрлов, «Было-Стало», 1968. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/68/756547015562684.jpg)
![Валерий Юрлов, «Пара-Форм», 1984. Холст, масло. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/64/756547015610640.jpg)
![Валерий Юрлов, «Ритмы», 2005. Смешанная техника. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/39/756547015657399.jpg)
«Сказка о потерянном времени»
Сергей Борисов
Жанна Агузарова, Эдуард Лимонов, Виктор Цой, модели, поэты, писатели — героев времени, оказывавшихся в кадре Сергея Борисова, можно перечислять долго. В нем они продолжали жить своей бурной и буйной даже жизнью, а иногда оказывались удивительно спокойны. Вместе с тем работы фотографа отражают и само смутное время перемен, которое многие смогли оседлать, будто волну, не поглощенные ею, а взобравшиеся на гребень. Из сегодняшнего дня еще один герой Сергея Борисова — сам город — выглядит будто ностальгически притихшим, однако за этой кажущейся скромностью скрывается буря событий и чувств, эмоций и впечатлений.
![Сергей Борисов, «Цой — 1986», Москва, 1986. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/71/756547017545711.jpg)
![Сергей Борисов, «Полет», 1988. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/40/756547017632402.jpg)
![Сергей Борисов. Обложка пластинки «Эверест», 1985. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/88/756547017711885.jpg)
![Сергей Борисов, «Диалог», 1983. Предоставлено автором](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/92/756547017771924.jpg)
![Сергей Борисов, «Зимний загар», Москва, 1998. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/70/756547017825707.jpg)
Сергей Борисов, «Диалог», 1983. Предоставлено автором