Трансгуманизм и астрофизика: что смотреть на Венецианской биеннале
Что нужно знать о Венецианской биеннале — 2022:
- Биеннале 2022 года названа «The Milk of Dreams» («Молоко грез») в честь книги Леоноры Каррингтон, чья сюрреалистическая живопись также включена в выставку и служит уточняющим элементом общей концепции.
- Впервые на Венецианской биеннале меньше 10% художников-мужчин. В список участников, составленный куратором Чечилией Алемани, входят 213 человек, причем 180 из всех заявленных художников в биеннале прежде не участвовали.
- Всего демонстрируется 1433 экспоната, 80 проектов созданы специально для выставки Biennale Arte.
- Павильон России в Садах биеннале — главном выставочном комплексе — пустует. Художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева, которые были приглашены представлять Россию, 27 февраля отказались от участия.
- Венецианская биеннале продлится до 27 ноября.
Зинеб Седира и антиколониальная критика Франции
Впервые французское искусство в Венеции представляет художница алжирского происхождения Зинеб Седира — дочь иммигрантов из рабочего класса, поселившихся во Франции в начале 1960-х годов. Как раз в то время Алжир освободился от примерно 130-летнего французского колониального правления. Ее сообщество десятилетиями страдало от расизма и дискриминации. Как это — представлять Францию, имея такой контекст? Зинеб считает, что это «прекрасная возможность проложить путь другим художникам».
В подростковом возрасте Седира пропадала в кинотеатре Cinéma Jean Vigo в Женвилье, где крутили арт-хаус и антиколониальные фильмы. Ее работа на биеннале «Dreams Have No Titles» («У грез нет названий») — это 25-минутный калейдоскоп, фильм в фильме, поэтическое воспоминание о ее жизни. В него входят отрывки из фильмов, снятых в Алжире в постколониальную эпоху, ремейки сцен из этих картин и закулисные кадры творческого процесса Зинеб. В павильоне также представлена реконструкция дома художницы в Брикстоне.
Зинеб Седира, «Dreams Have No Titles»
Сара Энрико и тема комбинезона
Работа итальянской художницы Сары Энрико посвящена художнику-футуристу Тайяту (также известному как Эрнесто Михаэллес), в 1920 году создавшему комбинезон, который определил внешний вид рабочего гражданина. Энрико сшила рукава из технической ткани, пропитав ее затем пигментированным цементом. Результатом стала коллекция скульптур, которые смутно напоминают человеческие фигуры, безжизненно брошенные на землю.
Инсталляция Сары Энрико
Гигантская керамика Габриэля Чайле
Выставка Чайле проходит в павильоне «Арсенал». В экспонатах пять глиняных печей, чья миссия — исследовать изменения, которые человечество претерпевает в отношениях с природой и технологиями. Полые керамические скульптуры имеют вид потусторонних существ в процессе метаморфоз. Аргентинский художник связывает их с наследием коренных народов родного материка. Он долгое время интересовался антропологией доколумбовой эпохи и выразил свои соображения на этот счет в пяти скульптурах, изображающих его семью. Центральная фигура — Росарио Лиендро — олицетворяет бабушку художника, вокруг нее размещены скульптуры, посвященные его родителям.
О крови и феминности — скульптуры Аниша Капура
Аниш Капур привез в галерею «Академия» и палаццо Манфрин экспозицию в двух частях, именуемую «Аниш Капур в Венеции». В ней — ретроспектива его известных работ в сочетании с новыми, прежде не выставлявшимися, а также инсталляции кроваво-красного цвета вместе со знаменитыми скульптурами в абсолютно черном цвете с использованием материала Vantablack. В сольной экспозиции Капура 60 работ — столь масштабная выставка у британского скульптора в галерее «Академия» проходит впервые. К тому же устроена она в честь еще одного примечательного события в карьере художника — приобретения им палаццо Манфрин с целью превратить городской дворец XVIII века в свою постоянную студию. Особое внимание привлекает экспозиция из скульптур, окрашенных кроваво-красной краской. «Кровь — это сущность, которую каждый из нас носит в себе, это цвет нашего нутра, его составляющее, его предмет. Кровь — истинный ритуальный инструмент, это вещество для жертвоприношения, уходящее глубоко в землю. Боги крови — это боги феминные, одновременно живущие и умирающие. Это не боги в небесах — синие, бессмертные судьи. Эти боги не судят. Они находятся рядом с нами, с нашими страданиями», — говорит художник.
Павильон Дании — трансгуманизм
Инсталляция «We Walked the Earth» («Мы прогулялись по земле») Уффе Изолотто приглашает изучить гиперреалистичный мир, изображающий датскую пастораль, в которую вмиксованы причудливые и пугающие научно-фантастические элементы, что сплетаются в зыбкое и волшебное пространство. Инсталляция призвана отразить драматичность жизни и смерти. Ее главные герои — три кентавра. Пытаясь совладать с вызовами непрерывно изменчивой реальности, кентавры олицетворяют состояние смятения между отчаянием и надеждой, отражая глубокую неоднозначность нынешнего мира.
Корейский павильон — физика и электроника
Ким Юнчул, художник и композитор, который пишет электронную музыку, привез в Венецию кинетические скульптуры и настенные рисунки. Его экспозиция называется «Gyre». Она вдохновлена стихотворением Уильяма Батлера Йейтса 1919 года «Второе пришествие», в котором ирландский поэт описывает, как «расширяющимся кругом» раскручиваются в мире анархия и разрушение. Для биеннале Ким превратил павильон в живой организм, занятый его динамическими работами, которые вовлекают посетителей в движение. Инсталляции отражают трансдисциплинарную практику художника, смешивая арт, литературу, мифологию, философию и науку, и сосредоточены вокруг трех арт-объектов: «The Swollen Suns» («Распухшие солнца»), «The Path of Gods» («Стезя богов») и «The Great Outdoors» («Великие просторы»). В центре экспозиции расположен объект «Chroma V» — гигантский змееподобный узел, связывающий воедино окружающее пространство через зеркальные элементы. Он получает «сигналы» от другого экспоната — скульптуры «Аргос» — и начинает пульсировать и «дышать». Дальше располагается картина «Gyre», изображающая мир в виде лабиринта, где сосуществуют материя, время, объекты и живые организмы.
«Аргос» представляет собой комбинацию из сотен стеклянных трубок, которые вспыхивают светом при обнаружении мюонов — субатомных частиц, подталкивая к размышлению о том, как частицы солнечной энергии могут создавать новые миры. Другая инсталляция «La Poussière de Soleils» («Солнечная пыль») отсылает к одноименной пьесе Раймона Русселя (1926). Ким Юнчул использовал желеобразную слюду, которая переливаясь раскрывается калейдоскопом цветов, увидеть которые можно только через специальные линзы.
Павильон Великобритании: Соня Бойс — о темнокожих женщинах-музыкантах
59-я Венецианская биеннале вручила Бойс высшую награду — «Золотого льва» за национальный павильон Великобритании и выставку «Feeling Her Way», сочетающую коллажи, музыкальные композиции и скульптуру. Инсталляция прославляет творчество пяти темнокожих музыкантов (Поппи Аджудхи, Жаки Данкворт, Софии Джернберг, Таниты Тикарам и Эрроллин Уоллен), которых Бойс пригласила для совместной импровизации в ту же студию звукозаписи, где The Beatles создавали знаменитый альбом «Abbey Road». На выставке представлены цветные видеоролики с исполнительницами, установленные среди фирменных мозаичных «обоев» художницы и позолоченных геометрических скульптур. Жюри биеннале отметило, что Бойс обратила внимание на репетиции, в то время как чаще всего акцент смещен на идеально настроенное звучание. У Сони Бойс это уже вторая выставка в Венеции. В своей приветственной речи художница вспомнила покойного Оквуи Энвезора, куратора основного проекта 56-й Венецианской биеннале, который признал ее работу в 2015 году. Бойс — первая темнокожая женщина, представляющая британцев.
Павильон США: Симона Ли и Black femme
В американском павильоне прославляют темнокожую женщину: кураторы биеннале отмечают, что выставка «анализирует конструкцию субъективности Black femme». Скульптуры Симоны Ли — сочетание народного искусства с формой женского тела, создающее диалог материалов и процессов в художественной традиции Африки. Работы Ли преображают джефферсонскую архитектуру — здания в неопалладианском стиле приобретают африканские черты: соломенные крыши устраиваются на стройном фасаде, а классические колонны превращаются в деревянные столбы. «Африканский дворец» в павильоне напоминает о выставке «Колония» в Париже 1931 года, на которой страны демонстрировали культурные богатства «завоеванных» территорий, представляя копии местной архитектуры и даже выставляя на обозрение самих коренных жителей. Выставку Симоны Ли курирует Бостонский институт современного искусства.