Остров-музей и графичный бетон: где и как обитает современное искусство
![Фото: Shutterstock](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/84/756376551604844.jpg)
Музей современного искусства «Гараж» объявил о планах на павильон «Шестигранник» — образец советской архитектуры 1920-х восстановят японские архитекторы из бюро SANAA. По такому случаю мы попросили кураторов вспомнить, какие музейные здания их особенно впечатлили.
Остров Наосима
Наосима (Naoshima) — остров-музей во Внутреннем Японском море, который представляет одну из лучших в мире коллекций современного искусства. Появлением этого уникального пространства, объединяющего искусство, архитектуру и природу, мы обязаны миллиардеру, издателю и меценату Соитиро Фукутакэ и его проекту Benesse Art Site Naoshima. На протяжении более чем 30 лет он занимается развитием региона, помимо Наосимы, включающего еще два острова — Тэсима и Инудзима. Вместе они образуют арт-парк из системы музеев и объектов под открытым небом.
![Остров-музей Наосима, Япония](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/65/756376560289657.jpg)
![Остров-музей Наосима, Япония](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/28/756376560401283.jpg)
![Остров-музей Наосима, Япония](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/31/756376560519310.jpg)
![Остров-музей Наосима, Япония](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/86/756376560747862.jpg)
![Остров-музей Наосима, Япония](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/26/756376560890265.jpg)
Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж»:
Остров Наосима — одно из тех мест, куда истинный ценитель искусства должен совершить паломничество хотя бы раз в жизни. Множество бетонных построек Тадао Андо (главная из них — Художественный музей Титю, где можно увидеть работы Клода Моне, Уолтера Де Марии и Джеймса Таррелла) идеально вписываются в ландшафт, а пешая прогулка по острову, от музея к музею, дает особый опыт переживания искусства и природы. Проект Benesse Art Site Naoshima, благодаря которому Наосима появился на карте искусства, восстановил жизнь на острове, который был практически разрушен медеплавильной промышленностью, и вернул на него постоянных жителей. Такой подход очень понятен и близок Музею «Гараж», считающему одной из своих приоритетных задач ревитализицию и реактуализацию Парка Горького, включая здания, построенные в 1920-х годах.
Музей современного искусства Кастелло ди Риволи
Первый в Италии Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи в Турине (Museo d'arte contemporanea del castello di Rivoli) — расположен в бывшей королевской резиденции савойской династии. В 2017 году собрание музея пополнилось легендарной коллекцией Франческо Федерико Черрути, которая включает более 300 произведений, созданных в период от Средних веков до современности, а также редкие книги и предметы. Благодаря этому более чем щедрому дару Кастелло ди Риволи стал первым в мире музеем современного искусства, в который вошла энциклопедическая коллекция искусства прошлого.
![Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи, Турин, Италия](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/27/756376564647279.jpg)
![Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи, Турин, Италия](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/14/756376564689145.jpg)
![Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи, Турин, Италия](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/25/756376564750257.jpg)
![Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи, Турин, Италия](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/06/756376564814064.jpg)
![Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи, Турин, Италия](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/756376564911085.jpg)
Екатерина Головатюк, архитектурное бюро Grace:
Castello di Rivoli — здание со сложной историей, множеством неудачных попыток завершения в XVIII и XIX веках, а также с совершенно прекрасной реставрацией и трансформацией в 1984 году в музей современного искусства. Благодаря проекту итальянского архитектора Андреа Бруно разрозненные фрагменты дворца и его пристроек работают как единый организм. Эти фрагменты собраны вокруг пустоты отсутствующего атриума, план которого считывается на мощении входного дворика.
Интерьеры залов сохранены без попытки восстановить утраченный декор. Рядом с ажурными фресками могут оказаться простые доски, если фреска была утрачена. Здесь сохранена вся история замка с ее высокими и банальными проявлениями. Сегодня эта история вступает в диалог с современным искусством, создавая неожиданные и актуальные нарративы. Здесь нет больших жестов, а есть, скорее, очень точное понимание того, что надо сделать, чтобы сохранить дух места и при этом показать его актуальность. С моей точки зрения, проект SANAA для «Шестигранника» сделан именно в этом ключе.
Музей современного искусства Торговая биржа — коллекция Пино
Музей современного искусства Торговая биржа — коллекция Пино (Bourse de Commerce — Pinault Collection), долгожданное открытие которого переносилось несколько раз из-за пандемии, встретил первых посетителей в мае. Коллекция французского миллиардера, основателя Kering и владельца Christie’s Франсуа Пино, вернулась в новый парижский дом из Венеции, где находилась с 2006 года. Музей, расположившийся на пути между Лувром и Центром Помпиду в здании бывшей Торговой биржи, включает десять выставочных пространств, что позволит поддерживать постоянную ротацию экспозиции. Ежегодно директор музея Мартин Бетенод планирует запускать около 15 новых проектов.
![Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж, Франция](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/14/756376630506145.jpg)
![Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж, Франция](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/08/756376569507089.jpg)
![Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж, Франция](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/34/756376569567342.jpg)
![Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж, Франция](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/46/756376569700461.jpg)
![Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж, Франция](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/50/756376569787502.jpg)
![Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж, Франция](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/31/756376569896311.jpg)
Анастасия Митюшина, куратор публичной программы музея «Гараж»:
Новый музей коллекции Пино — это бывшее хранилище для зерна с открытым двором (1760-е годы), а позже Биржа (1889) с феноменальным для своего времени стеклянным куполом. Место торга стало одним из самых выразительных в мире пространств для искусства благодаря знаменитому японскому гению минимализма Тадао Андо. Как и в музеях Пино в Венеции, перед Андо стояла задача — трансформировать сооружение в музей и при этом максимально бережно сохранить его облик. Для этого Андо совершил интервенцию, буквально вставив в готовое круглое здание девятиметровый бетонный цилиндр. Выбирая базовую геометрическую форму, Андо манифестирует современность (или даже вневременность, если вспомнить о римском Пантеоне), не вступая в спор с прошлым, а, наоборот, предоставляя ему возможность звучать во весь голос: из центрального зала открывается роскошный вид на купол и галереи биржи. Этой же задаче отвечает графичность архитектурного бетона. Он иногда работает как фон, позволяя глазу скользить и фокусироваться на фресках купола или выставленных произведениях. А иногда — как идеальная, ласкающая взгляд поверхность, позволяющая насладиться струящимся светом, точностью пропорций, изяществом профилей дверных проемов. Неслучайно критики сравнивают поверхность бетона от Андо то с шелком, то с кашемиром.
Университетский музей современного искусства в Мехико
Университетский музей современного искусства (MUAC) открылся в составе Национального автономного университета Мексики в 2008 году. В коллекции работы, созданные начиная с 1952 года. Музей с минималистичным наклонным фасадом на месте бывшей автостоянки спроектировал мексиканский архитектор Теодоро Гонсалес де Леон. MUAC работает с университетским сообществом и ведет постоянную исследовательскую работу.
![Университетский музей современного искусства, Мехико, Мексика](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/25/756376633174256.jpg)
![Университетский музей современного искусства, Мехико, Мексика](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/72/756376574665726.jpg)
![Университетский музей современного искусства, Мехико, Мексика](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/79/756376574717797.jpg)
![Университетский музей современного искусства, Мехико, Мексика](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/77/756376574824779.jpg)
![Университетский музей современного искусства, Мехико, Мексика](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/18/756376574934185.jpg)
![Университетский музей современного искусства, Мехико, Мексика](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/32/756376575065325.jpg)
Снежана Кръстева, куратор музея «Гараж»:
MUAC — музей современного искусства, расположенный в главном университетском кампусе города Мехико. Как и музей «Гараж», хотя один из них частный, другой — государственный, он стал рычагом свободы, отстаивающим принципы автономности искусства, междисциплинарного подхода к производству знания и тесного взаимодействия своей локальности, истории и архитектурной мысли. Все это способно вдохновлять общество на изменения.
Музей современного искусства «Луизиана»
Частный музей современного искусства «Луизиана» (Louisiana Museum of Modern Art), основанный в 1958 году на территории старинного парка в датском городе Хумлебек, состоит из нескольких павильонов, соединенных стеклянными переходами. Павильоны были построены в разное время по проектам архитекторов Вильхельма Вохлерта и Йоргена Бо и отражают различные периоды развития искусства, архитектуры и дизайна. Коллекция насчитывает более 3 тыс. произведений современного искусства и включает работы как известных художников, так и молодых авторов.
![Музей современного искусства «Луизиана», Хумлебек, Дания](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/64/756376634205644.jpg)
![Музей современного искусства «Луизиана», Хумлебек, Дания](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/71/756376579184719.jpg)
![Музей современного искусства «Луизиана», Хумлебек, Дания](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/65/756376579237656.jpg)
![Музей современного искусства «Луизиана», Хумлебек, Дания](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/85/756376579284857.jpg)
![Музей современного искусства «Луизиана», Хумлебек, Дания](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/64/756376579346643.jpg)
![Музей современного искусства «Луизиана», Хумлебек, Дания](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/57/756376579400575.jpg)
Ярослав Воловод, куратор музея «Гараж»:
Музей современного искусства «Луизиана», расположенный в 35 км к северу от Копенгагена, возник из частной коллекции, которую создал датский промышленник и меценат Кнуд Йенсен. Имение и музей названы в честь жен Йенсена: он трижды состоял в браке и все его жены носили одно имя. Комплекс музея находится в парке и заканчивается крутым берегом пролива Эресунн, на другой стороне которого виднеется шведское побережье.
Важной чертой «Луизианы» можно считать принципиальную установку на «неразличение» архитектуры и природы: старая вилла XIX века и «проросшие» в парк модернистские павильоны и пристройки соединяются стеклянными коридорами, парк «опрокидывается» в выставочные залы, экспозиции находят продолжение в саде скульптур. Чуткость в подходе создает особую «стереометрию» музейного комплекса, где фигуры в пространстве — посетители, здания, деревья, скульптуры, холмы — находятся в сбалансированных, почти органических, метаболических отношениях. Такая среда создает условия для тихой, но интенсивной внутренней жизни, необходимой для просмотра искусства.
С точки зрения дизайн-мышления, удивляет, что это вещь из 1950-х, поскольку ранний послевоенный модернизм был больше «про коробочки». Здесь же более сложное мышление о плане, которое интегрирует семейную историю (тот же коридор, «размотанный» в парк), сближает «Луизиану» с последующей архитектурой современного движения, например с шедевром Тойо Ито U House (1976) или с работами бюро SANAA.