Стиль
Впечатления Остров-музей и графичный бетон: где и как обитает современное искусство
Стиль
Впечатления Остров-музей и графичный бетон: где и как обитает современное искусство
Впечатления

Остров-музей и графичный бетон: где и как обитает современное искусство

Фото: Shutterstock
Кураторы музея «Гараж» — о самых впечатляющих музеях современного искусства со всего мира, привлекающих внимание не только своими коллекциями, но и архитектурными проектами

Музей современного искусства «Гараж» объявил о планах на павильон «Шестигранник» — образец советской архитектуры 1920-х восстановят японские архитекторы из бюро SANAA. По такому случаю мы попросили кураторов вспомнить, какие музейные здания их особенно впечатлили.

Остров Наосима

Наосима (Naoshima) — остров-музей во Внутреннем Японском море, который представляет одну из лучших в мире коллекций современного искусства. Появлением этого уникального пространства, объединяющего искусство, архитектуру и природу, мы обязаны миллиардеру, издателю и меценату Соитиро Фукутакэ и его проекту Benesse Art Site Naoshima. На протяжении более чем 30 лет он занимается развитием региона, помимо Наосимы, включающего еще два острова — Тэсима и Инудзима. Вместе они образуют арт-парк из системы музеев и объектов под открытым небом.

Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж»:

Остров Наосима — одно из тех мест, куда истинный ценитель искусства должен совершить паломничество хотя бы раз в жизни. Множество бетонных построек Тадао Андо (главная из них — Художественный музей Титю, где можно увидеть работы Клода Моне, Уолтера Де Марии и Джеймса Таррелла) идеально вписываются в ландшафт, а пешая прогулка по острову, от музея к музею, дает особый опыт переживания искусства и природы. Проект Benesse Art Site Naoshima, благодаря которому Наосима появился на карте искусства, восстановил жизнь на острове, который был практически разрушен медеплавильной промышленностью, и вернул на него постоянных жителей. Такой подход очень понятен и близок Музею «Гараж», считающему одной из своих приоритетных задач ревитализицию и реактуализацию Парка Горького, включая здания, построенные в 1920-х годах.

Музей современного искусства Кастелло ди Риволи

Первый в Италии Музей современного искусства — Кастелло ди Риволи в Турине (Museo d'arte contemporanea del castello di Rivoli) — расположен в бывшей королевской резиденции савойской династии. В 2017 году собрание музея пополнилось легендарной коллекцией Франческо Федерико Черрути, которая включает более 300 произведений, созданных в период от Средних веков до современности, а также редкие книги и предметы. Благодаря этому более чем щедрому дару Кастелло ди Риволи стал первым в мире музеем современного искусства, в который вошла энциклопедическая коллекция искусства прошлого.

Екатерина Головатюк, архитектурное бюро Grace:

Castello di Rivoli — здание со сложной историей, множеством неудачных попыток завершения в XVIII и XIX веках, а также с совершенно прекрасной реставрацией и трансформацией в 1984 году в музей современного искусства. Благодаря проекту итальянского архитектора Андреа Бруно разрозненные фрагменты дворца и его пристроек работают как единый организм. Эти фрагменты собраны вокруг пустоты отсутствующего атриума, план которого считывается на мощении входного дворика.

Интерьеры залов сохранены без попытки восстановить утраченный декор. Рядом с ажурными фресками могут оказаться простые доски, если фреска была утрачена. Здесь сохранена вся история замка с ее высокими и банальными проявлениями. Сегодня эта история вступает в диалог с современным искусством, создавая неожиданные и актуальные нарративы. Здесь нет больших жестов, а есть, скорее, очень точное понимание того, что надо сделать, чтобы сохранить дух места и при этом показать его актуальность. С моей точки зрения, проект SANAA для «Шестигранника» сделан именно в этом ключе.

Музей современного искусства Торговая биржа — коллекция Пино

Музей современного искусства Торговая биржа — коллекция Пино (Bourse de Commerce — Pinault Collection), долгожданное открытие которого переносилось несколько раз из-за пандемии, встретил первых посетителей в мае. Коллекция французского миллиардера, основателя Kering и владельца Christie’s Франсуа Пино, вернулась в новый парижский дом из Венеции, где находилась с 2006 года. Музей, расположившийся на пути между Лувром и Центром Помпиду в здании бывшей Торговой биржи, включает десять выставочных пространств, что позволит поддерживать постоянную ротацию экспозиции. Ежегодно директор музея Мартин Бетенод планирует запускать около 15 новых проектов.

Анастасия Митюшина, куратор публичной программы музея «Гараж»:

Новый музей коллекции Пино — это бывшее хранилище для зерна с открытым двором (1760-е годы), а позже Биржа (1889) с феноменальным для своего времени стеклянным куполом. Место торга стало одним из самых выразительных в мире пространств для искусства благодаря знаменитому японскому гению минимализма Тадао Андо. Как и в музеях Пино в Венеции, перед Андо стояла задача — трансформировать сооружение в музей и при этом максимально бережно сохранить его облик. Для этого Андо совершил интервенцию, буквально вставив в готовое круглое здание девятиметровый бетонный цилиндр. Выбирая базовую геометрическую форму, Андо манифестирует современность (или даже вневременность, если вспомнить о римском Пантеоне), не вступая в спор с прошлым, а, наоборот, предоставляя ему возможность звучать во весь голос: из центрального зала открывается роскошный вид на купол и галереи биржи. Этой же задаче отвечает графичность архитектурного бетона. Он иногда работает как фон, позволяя глазу скользить и фокусироваться на фресках купола или выставленных произведениях. А иногда — как идеальная, ласкающая взгляд поверхность, позволяющая насладиться струящимся светом, точностью пропорций, изяществом профилей дверных проемов. Неслучайно критики сравнивают поверхность бетона от Андо то с шелком, то с кашемиром.

Университетский музей современного искусства в Мехико

Университетский музей современного искусства (MUAC) открылся в составе Национального автономного университета Мексики в 2008 году. В коллекции работы, созданные начиная с 1952 года. Музей с минималистичным наклонным фасадом на месте бывшей автостоянки спроектировал мексиканский архитектор Теодоро Гонсалес де Леон. MUAC работает с университетским сообществом и ведет постоянную исследовательскую работу.

Снежана Кръстева, куратор музея «Гараж»:

MUAC — музей современного искусства, расположенный в главном университетском кампусе города Мехико. Как и музей «Гараж», хотя один из них частный, другой — государственный, он стал рычагом свободы, отстаивающим принципы автономности искусства, междисциплинарного подхода к производству знания и тесного взаимодействия своей локальности, истории и архитектурной мысли. Все это способно вдохновлять общество на изменения.

Музей современного искусства «Луизиана»

Частный музей современного искусства «Луизиана» (Louisiana Museum of Modern Art), основанный в 1958 году на территории старинного парка в датском городе Хумлебек, состоит из нескольких павильонов, соединенных стеклянными переходами. Павильоны были построены в разное время по проектам архитекторов Вильхельма Вохлерта и Йоргена Бо и отражают различные периоды развития искусства, архитектуры и дизайна. Коллекция насчитывает более 3 тыс. произведений современного искусства и включает работы как известных художников, так и молодых авторов.

Ярослав Воловод, куратор музея «Гараж»:

Музей современного искусства «Луизиана», расположенный в 35 км к северу от Копенгагена, возник из частной коллекции, которую создал датский промышленник и меценат Кнуд Йенсен. Имение и музей названы в честь жен Йенсена: он трижды состоял в браке и все его жены носили одно имя. Комплекс музея находится в парке и заканчивается крутым берегом пролива Эресунн, на другой стороне которого виднеется шведское побережье.

Важной чертой «Луизианы» можно считать принципиальную установку на «неразличение» архитектуры и природы: старая вилла XIX века и «проросшие» в парк модернистские павильоны и пристройки соединяются стеклянными коридорами, парк «опрокидывается» в выставочные залы, экспозиции находят продолжение в саде скульптур. Чуткость в подходе создает особую «стереометрию» музейного комплекса, где фигуры в пространстве — посетители, здания, деревья, скульптуры, холмы — находятся в сбалансированных, почти органических, метаболических отношениях. Такая среда создает условия для тихой, но интенсивной внутренней жизни, необходимой для просмотра искусства.

С точки зрения дизайн-мышления, удивляет, что это вещь из 1950-х, поскольку ранний послевоенный модернизм был больше «про коробочки». Здесь же более сложное мышление о плане, которое интегрирует семейную историю (тот же коридор, «размотанный» в парк), сближает «Луизиану» с последующей архитектурой современного движения, например с шедевром Тойо Ито U House (1976) или с работами бюро SANAA.

Бюджет, связи, насмотренность: зачем (и как) покупать современное искусство.