Стиль
Впечатления Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль»
Стиль
Впечатления Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль»
Впечатления

Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль»

Мэтт Деймон в фильме «Последняя дуэль»
Мэтт Деймон в фильме «Последняя дуэль»
В российский прокат вышла «Последняя дуэль» — историческая драма Ридли Скотта о судилище, поводом к которому послужило насилие над знатной французской дамой. Рассказываем, зачем фильму переодевать актуальную тему в средневековое платье

1386 год. Леди Маргарита де Карруж (Джоди Комер) обвиняет в изнасиловании рыцаря Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и с помощью мужа Жана де Карружа (Мэтт Деймон) добивается суда над обидчиком.

Обстоятельства особенные: средневековые законники не рассматривают насилие над женщиной в качестве отдельного преступления, а расценивают как покушение на имущество. Де Карруж ввязывается в тяжбы, чтобы защитить свое имя и наследие, будучи уверенным, что таким образом отстоит честь жены. У Маргариты о ситуации свое мнение, как и у Ле Гри.

Бывшие полковые товарищи, а ныне непримиримые соперники Ле Гри и Де Карруж сойдутся в последнем в истории Франции рыцарском поединке (одобренном Карлом VI Безумным) и будут биться до смерти. Итог турнира отдан на откуп божьей воле и определит судьбу Маргариты, когда откроет обществу истину: солгала она о насилии или нет.

Изложена эта непростая история в трех частях: сперва «правду» подают глазами Жана де Карружа, затем Ле Гри и в финале — самой Маргариты. По структуре да и по сюжету фильм напоминает «Расемон» Акиры Куросавы, где также имело место насилие, соперничество и вопросы чести. Но у Куросавы различные трактовки происшествия констатировали неизбежность субъективности восприятия, тогда как у Скотта субъективна сама позиция: режиссер по-отечески встает на сторону Маргариты и выступает обвинителем обществу не столько французскому образца XIV века, сколько современному.

«Последняя дуэль» — не взятая с потолка фантазия на тему MeToo в Средневековье, как может показаться на первый взгляд. Картина основана на одноименной книге Эрика Джагера, историка из Калифорнийского университета, которую тот написал, опираясь на летопись «Большие французские хроники». Рецензенты подчеркивали, что нон-фикшн Джагера не лишен страсти авторской мысли и представляет собой скорее захватывающий триллер, а не историческую образовательную литературу. Книгу даже сравнивали со сценарием голливудского фильма, каким он в итоге и стал. К киноадаптации руку приложили режиссер Николь Холофсенер («Можете ли вы меня простить?»), а также Мэтт Деймон и Бен Аффлек, которые впервые за 24 года после выхода «Умницы Уилла Хантинга» вдвоем взялись за перо. Повесть Маргариты писала Холофсенер, повесть ее мужа — Дэймон, а приключения Ле Гри изложил Аффлек, который еще и исполнил роль распутного графа Пьера д’Аленсона.

«Последняя дуэль» — не взятая с потолка фантазия на тему MeToo в Средневековье, как может показаться на первый взгляд.

Граф воплощает пороки феодальной Франции — защищенный статусом от любых последствий греха, влиятельный свидетель краха чужих судеб. Услужливый и смекалистый Ле Гри при дворе д'Аленсона быстро поднимается «по служебной лестнице», разделяя все примитивные радости господина и упиваясь своим положением.

В то же время де Карруж, органически неприятный графу, впадает в немилость и долги, отчего женится на Маргарите — богатой (и весьма симпатичной) наследнице опального нормандского лорда де Тибувиля, без конца участвует в военных кампаниях и в перерывах между походами пытается зачать с молодой женой наследника (крайне желательно — сына).

Адам Драйвер в роле Жака Ле Гри
Адам Драйвер в роле Жака Ле Гри

Маргарита же годами живет, задавленная традиционным религиозным укладом французского дворянства, отношениями с матерью мужа и самим мужем. Ей редко выпадает шанс ощутить себя хозяйкой положения, а после выходки Ле Гри приходится переосмыслить свою судьбу. Оттого она решается на борьбу, даже под страхом смерти.

Кажется, что «Последняя дуэль» — запутанная мелодрама, которой подойдет формат мини-сериала. Но звенящая железными латами и грохочущая подковами история укладывается в два с половиной часа хронометража. Старания трио сценаристов и видение Ридли Скотта наделяют драматургию фильма классической шекспировской экстенсивностью, в то же время заземляя накал страстей и нанося удар романтизации рыцарства. Стереотипные воплощения боевой доблести (Жан де Карруж), корысти и подлости (Жак Ле Гри) и женской кротости (Маргарита) претерпевают деконструкцию и очеловечиваются: поступки героев обретают связь с их эмоциями и переживаниями.

Актерский ансамбль выкладывается на максимум: Мэтт Деймон врастает в шкуру простоватого военачальника, Адам Драйвер с упоением изображает элегантного хищника, охотника на женщин и жизнь. От лица Джоди Комер (звезды сериала «Убивая Еву») камера старается далеко не уходить, неотрывно следя за ее эмоциями — Ридли Скотт проявляет к ней бережливое внимание, как к сокровищу.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»
Кадр из фильма «Последняя дуэль»

Разворачивающееся на экране действо насыщено деталями: даты, фамильные имена, названия замков и земель, титулы и битвы. Но если в первой части многослойную фактуру запомнить сложно, то к третьей зритель ориентируется в сеттинге не хуже историка из Калифорнийского университета. И также вынужден недоумевать: как вышло, что избирательность морали по отношению к женщине остается нерушимой сквозь эпохи. Сцена суда и вынесения решения о дуэли представлена глазами Маргариты — важнейшая глава всей истории акцентирует внимание на эмоциях и логике героини.

Финальный рыцарский турнир, как и архетипы героев, напрочь лишен бравой романтики и нелицеприятно иллюстрирует крах мужской доблести в женском присутствии. Ридли Скотт показывает грязную, напитанную кровью драку двух разъяренных зверей — худший итог соперничества, незамутненная и лицемерная ярость разворачивается на глазах у обреченной души. Вопрос о доверии к ее словам не стоит. Лжет она или говорит правду о преступлении, определит случай — через унижение, страх и с божьей помощью. Подобные ситуации, впрочем, аналогичным образом разрешаются и по сей день.