Стиль
Впечатления Как прошел и чем завершился пятый кинофестиваль «Горький fest»
Стиль
Впечатления Как прошел и чем завершился пятый кинофестиваль «Горький fest»
Впечатления

Как прошел и чем завершился пятый кинофестиваль «Горький fest»

Фото: Максим Кашин
23 июля «Горький fest» объявил лауреатов юбилейного 5-го смотра. Рассказываем, как он проходил и зачем захватил весь Нижний Новгород

Строгий профиль Максима Горького две недели наблюдал с афиш за тем, как проходил «Горький fest» и как захватывал он Нижний Новгород, осваивая пространства, в которых до этого показывать кино случалось едва ли. В этом году фестиваль разделился на две части. Первой из них стала киношкола, второй — основной конкурс. Добравшись до 5-летнего юбилея, поэтично совпавшего с 800-летием всего города, «Горький fest» решил задуматься о юности, молодости и всем, что между. Не фестиваль дебютов, он, тем не менее, прямо заявляет, что речь здесь идет о новом молодом кино. В том, каким оно оказалось на этот раз, вместе со зрителями разбиралось жюри в лице кинокритика Зары Абдуллаевой, сценариста и драматурга Александра Родионова, актрисы Юлии Хлыниной и актера Павла Табакова.

Павел Табаков
Павел Табаков
Юлия Хлынина
Юлия Хлынина
Владимир Мишуков
Владимир Мишуков
Президент фестиваля Михаил Пореченков и генеральный продюсер Оксана Михеева
Президент фестиваля Михаил Пореченков и генеральный продюсер Оксана Михеева
Ярослав Тимофеев и Вадик Королев
Ярослав Тимофеев и Вадик Королев

Юлия Хлынина и Павел Табаков
Юлия Хлынина и Павел Табаков
Ведущие церемонии закрытия Анна Котова-Дерябина и Олег Гаас
Ведущие церемонии закрытия Анна Котова-Дерябина и Олег Гаас

Победителей они выбирали из 12 фильмов: документальных и художественных, короткометражных и полнометражных. Главную награду забрала работа «Краткая теория тотальной институции: взгляд художника» режиссера Надежды Ишкиняевой — 12-минутное наблюдение за жизнью запертого в психоневрологическом интернате художника Алексея Сахнова. Соседом по наградам стал фильм «Афины» и его режиссер Игорь Ерохин, получивший определение «лучший». В актерской номинации награду забрал Николай Мочернюк (фильм «Когда я была маленькая, я любила смотреть на костер» режиссера Алексея Житковского), в сценарной — Григорий Клименко, снявший «Обрывки рэпа». Приз «За художественное достоинство» достался Александру Елизарову, снявшему работу «Мы будем громко ему кричать». Еще одной премией — за вклад в развитие кинематографа — наградили Алексея Балабанова, для которого Нижний — место совсем не чужое. На фасаде здания Нижегородского лингвистического университета, где учился режиссер, за несколько дней до этого появилась мемориальная доска, а в городе появился специальный граффити-маршрут по местам и мотивам снятых здесь фильмов. И, конечно, без «Жмурок» он обойтись не мог.

Роман Супер и Иван Проскуряков
Роман Супер и Иван Проскуряков
Программный директор фестиваля Никита Карцев
Программный директор фестиваля Никита Карцев
Ирина Горбачева
Ирина Горбачева
Иван Дорн
Иван Дорн

Фестиваль, уже не первый год осваивающий самые разные городские пространства, на этот раз разошелся вовсю. Показы прошли, к примеру, в действующей шахте гипсового завода и в одном из цехов завода ГАЗ. Выход за рамки здесь не то чтобы манифестируют, но как будто проверяют самих себя на прочность, придумывая все новые приключения и открывая участникам и гостям город в весьма разных его проявлениях. Ну а то, что их здесь предостаточно и на территории жизни, и на территории искусства, давно не новость. На Большой Покровской, в двух шагах от театра драмы имени Горького, где прошли конкурсные показы, мерцает теплым ламповым светом растянутая через всю улицу надпись «Быть, а не казаться». Будто городской девиз, этот призыв кажется логичным и для фестиваля, которому явно интереснее по-настоящему быть, чем задумываться о производимом впечатлении.

Искренность — рецепт простой и одновременно редкий — обнаружилась и в конкурсной программе, и во всех фестивальных событиях. А вместе с ними — в разговорах. Домашняя атмосфера, которую тут вспоминали все, отразилась и на появлении специальных фестивальных привычек. Например, играть по вечерам в шарады и «крокодила». Традиция, появлению которой гости обязаны члену жюри Юлии Хлыниной, была подхвачена не без восторга (и хохота).  Музыкальная же программа, начавшись с выступления группы Artemiev, продолжилась концертами Ивана Дорна, OQJAV и Наади. Музыкантов, для которых та самая искренность — звук совсем не пустой. Метафоричным в этих контекстах кажется и фильм закрытия — «Дальний план» режиссера Владимира Головнева, дышащая нежностью документальная история о том, как живут и работают в тысячах километров от Москвы люди, без кино своей жизни не представляющие. Киномеханики в полузаброшенных поселках, они знают, что когда в зале гаснет свет и загорается экран, начинается все самое важное. Даже если наблюдает за этим только один человек.