Как прошел и чем завершился пятый кинофестиваль «Горький fest»
Строгий профиль Максима Горького две недели наблюдал с афиш за тем, как проходил «Горький fest» и как захватывал он Нижний Новгород, осваивая пространства, в которых до этого показывать кино случалось едва ли. В этом году фестиваль разделился на две части. Первой из них стала киношкола, второй — основной конкурс. Добравшись до 5-летнего юбилея, поэтично совпавшего с 800-летием всего города, «Горький fest» решил задуматься о юности, молодости и всем, что между. Не фестиваль дебютов, он, тем не менее, прямо заявляет, что речь здесь идет о новом молодом кино. В том, каким оно оказалось на этот раз, вместе со зрителями разбиралось жюри в лице кинокритика Зары Абдуллаевой, сценариста и драматурга Александра Родионова, актрисы Юлии Хлыниной и актера Павла Табакова.
Победителей они выбирали из 12 фильмов: документальных и художественных, короткометражных и полнометражных. Главную награду забрала работа «Краткая теория тотальной институции: взгляд художника» режиссера Надежды Ишкиняевой — 12-минутное наблюдение за жизнью запертого в психоневрологическом интернате художника Алексея Сахнова. Соседом по наградам стал фильм «Афины» и его режиссер Игорь Ерохин, получивший определение «лучший». В актерской номинации награду забрал Николай Мочернюк (фильм «Когда я была маленькая, я любила смотреть на костер» режиссера Алексея Житковского), в сценарной — Григорий Клименко, снявший «Обрывки рэпа». Приз «За художественное достоинство» достался Александру Елизарову, снявшему работу «Мы будем громко ему кричать». Еще одной премией — за вклад в развитие кинематографа — наградили Алексея Балабанова, для которого Нижний — место совсем не чужое. На фасаде здания Нижегородского лингвистического университета, где учился режиссер, за несколько дней до этого появилась мемориальная доска, а в городе появился специальный граффити-маршрут по местам и мотивам снятых здесь фильмов. И, конечно, без «Жмурок» он обойтись не мог.
Фестиваль, уже не первый год осваивающий самые разные городские пространства, на этот раз разошелся вовсю. Показы прошли, к примеру, в действующей шахте гипсового завода и в одном из цехов завода ГАЗ. Выход за рамки здесь не то чтобы манифестируют, но как будто проверяют самих себя на прочность, придумывая все новые приключения и открывая участникам и гостям город в весьма разных его проявлениях. Ну а то, что их здесь предостаточно и на территории жизни, и на территории искусства, давно не новость. На Большой Покровской, в двух шагах от театра драмы имени Горького, где прошли конкурсные показы, мерцает теплым ламповым светом растянутая через всю улицу надпись «Быть, а не казаться». Будто городской девиз, этот призыв кажется логичным и для фестиваля, которому явно интереснее по-настоящему быть, чем задумываться о производимом впечатлении.
Искренность — рецепт простой и одновременно редкий — обнаружилась и в конкурсной программе, и во всех фестивальных событиях. А вместе с ними — в разговорах. Домашняя атмосфера, которую тут вспоминали все, отразилась и на появлении специальных фестивальных привычек. Например, играть по вечерам в шарады и «крокодила». Традиция, появлению которой гости обязаны члену жюри Юлии Хлыниной, была подхвачена не без восторга (и хохота). Музыкальная же программа, начавшись с выступления группы Artemiev, продолжилась концертами Ивана Дорна, OQJAV и Наади. Музыкантов, для которых та самая искренность — звук совсем не пустой. Метафоричным в этих контекстах кажется и фильм закрытия — «Дальний план» режиссера Владимира Головнева, дышащая нежностью документальная история о том, как живут и работают в тысячах километров от Москвы люди, без кино своей жизни не представляющие. Киномеханики в полузаброшенных поселках, они знают, что когда в зале гаснет свет и загорается экран, начинается все самое важное. Даже если наблюдает за этим только один человек.