Как Иркутск вернулся к независимому театру и при чем тут фестиваль «Территория»
«Личная история». Художественный музей
Иркутск во многом — город декабристов. Здесь здорово гулять и смотреть либо дома — памятники архитектуры XIX века, либо деревянные домики. Художественный музей Сукачева — памятник архитектуры начала XX века, его главное здание, каменный двухэтажный каменный особняк с садом, построили в 1905-1907 гг. Но основную часть коллекции собрал городской голова Иркутска Владимир Сукачев как раз в середине XIX века.
Иркутский художественный музей интересен как одно из самых неожиданных собраний искусства в Сибири. Так, здесь хранится картина Ильи Репина «Нищая. Девочка-рыбачка», из-за которой в середине XX века музей даже поругался с Третьяковской галереей: москвичи очень хотели получить картину себе. Но «Девочка-рыбачка» осталась в Иркутске. Довольно быстро в Художественном музее обнаруживаются Айвазовский, очень симпатичный Шишкин, похожий на эскизы к его знаменитым работам, Моне, Писарро.
Однажды один знаменитый петербургский режиссер поделился в интервью, что ему рассказали о документе, где было указано, в какой очередности спасать из пожара экспонаты «Русского музея»: первое место делили русская икона и русский авангард. Иркутский художественный музей дает возможность увидеть неожиданные экспонаты и того, и другого. Так, в постоянной экспозиции был встречен уникальный «Портрет» Любови Поповой и одна из самых значительных в Сибири и на Дальнем Востоке коллекция икон, основу которой составляет сибирская икона (такое и друзьям из-за границы имеет смысл показать).
На «Территории. Иркутск» открылась совместная выставка Московского музея современного искусства и Иркутского художественного музея. «Личная история» посвящена портретному жанру. Кураторы — сотрудники научного отдела ММОМА Катерина Зайцева и Владимир Прохоров — решили проследить, как трансформировался метод портретирования и какие новые смыслы несет в работах художника образ человека. В экспозицию вошли как живопись, графика, скульптура, так и фотографии, и видеоарт.
«Личная история» — это более 80 произведений самых разных художников (среди них Казимир Малевич, Александра Экстер, Гриша Брускин, Владислав Мамышев-Монро, Наталия Турнова и другие), разделенные на три тематических блока: «Частное», «Общественное», «Личное». Первые два раздела — портреты в разных контекстах (например, здесь можно увидеть редкую работу Казимира Малевича — портрет его третьей жены, который относится ко времени, когда Малевичи переживали опалу и нужду). Третий раздел, «Личнóе» — история изображения лиц. Здесь кураторов интересует, как меняется манера изображения людей.
Юрий Альберт, I am not Andy Worhol («Я не Энди Уорхол»), из серии «Я не...», 1990
Константин Латышев, из проекта «Капиталистический реализм», 2006
Группа «Четвертая высота» (Дина Ким, Екатерина Каменева, Галина Смирнская), из серии «Подвиг», 2005
В экспозицию кураторы включали и экспонаты Иркутского музея. Так, здесь можно увидеть «Портрет моего дяди» Давида Бурлюка, напоминающий про «Авиньонских девиц» Пикассо, и «Портрет неизвестной» Веры Ермолаевой.
Вошли в экспозицию и «Свежие овощи. Автопортрет 1991 года» Андрея Вознесенского — того самого, который написал легендарное «Я тебя никогда не забуду» к рок-опере «Юнона и Авось», «Миллион алых роз» и бесчисленное множество стихов.
«Новая драма»: современный театр в Иркутске после Вырыпаева
Российские театралы ассоциируют современную историю Иркутска с именем Ивана Вырыпаева. Именно здесь он написал «Сны», «Город, где я» и «Валентинов день». К сожалению для Иркутска и, вероятно, к счастью для самого Вырыпаева, у которого все, как мы знаем, сложилось отлично, из Иркутска драматурга «выжили». И с тех пор вестей о театральном авангарде из Иркутска не приходило. А потом, отбирая финалистов фестиваля «Полюс. Золотой сезон», которые ехали играть свои спектакли на «Территории. Красноярск», экспертный совет неожиданно наткнулся на новый коллектив из Иркутска, нескромно назвавшийся «Новой драмой».
На конкурс была отправлена работа по пьесе драматурга Юлии Тупикиной «Вдох-выдох». Лукавством будет сказать, что это был спектакль, поражающий воображение столичной театральной критики. Но это была профессионально сделанная современная постановка о подростках в мире инстаграма и споров с родителями. Очевидным был интерес к актуальной драматургии и поиск новых способов взаимодействия со зрителем, как и поиск этого своего зрителя. Из Иркутска таких вестей давно не было, и члены экспертного совета отобрали театр для участия в фестивале. Там уже выяснилось, что «Новая драма» — это часть артистов местного ТЮЗа, решивших, как водится в независимых коллективах, в подвале делать что-то, интересное в первую очередь им самим.
Появился театр благодаря случаю: в лаборатории сделали «Человека-подушку» (по этой пьесе в МХТ им. Чехова много лет шел знаменитый спектакль Серебренникова, во многом принесший ему известность), но постановку не разрешили в силу каких-то причин, и ее участники взялись сделать спектакль сами. Актер Вадим Карионов, ставший впоследствии худруком «Новой драмы», продал машину. Жил театр в традициях независимых студий: маленький зал, который быстро стал раскупаться заранее, одни и те же люди продают билеты, собирают декорации и играют на сцене. «Приезжай к нам», — звал в Красноярске Картонов. — «Привести не можем, денег нет, но поселим, на Байкал отвезем, приезжай, пока "Победа" летает, потом перестанет».
Дальше события стали развиваться стремительно: Карионова руководство театра не отпустило на московскую «Территорию», куда его позвал один из арт-директоров фестиваля критик Роман Должанский. Карионов написал заявление по собственному и в Москву все-таки поехал. А дальше случилось чудо: в подвал «Новой драмы» на один из спектаклей пришли те, кто решил помочь театру, а затем — пообещали выстроить дом. И сдержали слово. Специально для «Новой драмы» заново по старым чертежам построили здание. Таким, каким оно было больше ста лет назад, до пожара. В театре пахнет деревом, с самого верха, где планируют устроить галерею современного искусства, открывается завораживающий вид на город и Ангару. Качественный современный зал располагается в подвале: так получилось не нарушить изначальный проект дома, который стоял на этом месте.
Фестиваль «Территория. Иркутск» стал первым событием в новом театре. Символично, что здесь проходила программа читок современных русскоязычных пьес, отобранных в 2019 году экспертами объединенного конкурса драматургии «Кульминация» (для «Территории» на выезде это обязательная часть программы). На этот раз представляли «Исчезнувшего велосипедиста» умершего два года назад драматурга Константина Костенко (его пьеса «Клаустрофобия» — многолетний хит легендарного «Коляда-театра» из Екатеринбурга с фронтменом «Курары» Олегом Ягодиным в главной роли), «Мой папа — Питер Пэн» Керен Климовски и «Остаться нельзя уехать» Игоря Носовского. Читки ставили режиссеры Леонид Прокофьев из Владивостока, главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев и худрук «Новой драмы» Вадим Карионов.
Собственно, после этой читки Карионов, в очередной раз рассказывая историю «Новой драмы», и назвал имена тех самых загадочных меценатов. Раньше же расплывчато говорил: «Строительная компания, они люди не публичные, просто захотели помочь».
26 июня, в честь закрытия сезона, в «Новой драме» устроят «Ночь пожирателей театра», где повторят читки-эскизы. Имейте в виду, если соберетесь на Байкал.
И да, с Вырываемым «Новая драма» на связи: готовят пьесу по его тексту, а сам драматург благословил своих последователей.
«Полюс. Золотой сезон»
Вообще, фестиваль «Территория. Иркутск» должен был пройти в 2020 году, а в 2021-м по плану «Территория» едет в Красноярск. Но из-за пандемии на 2021 год пришлось сразу два фестиваля. До этого «Территория» дважды ездила в Магадан и один раз — в Красноярск. Выбор городов объясняется просто: среди организаторов привозов современного искусства в весьма отдаленную часть России — золотодобывающая компания «Полюс», которая в 2017 году совместно с фестивалем-школой современного искусства «Территория» придумала фестиваль «Полюс. Золотой сезон». В конкурсе участвуют театры из четырех регионов присутствия компании: Красноярского края, Иркутской области, Магадана и Якутии. Вместе с ними в афише региональных фестивалей — признанные московские коллективы. Так, на «Территории. Иркутск» выступали «Мастерская Брусникина», «Балет Москва», театр «Трикстер», а закрывался фестиваль спектаклем «Год без странствий» — дуэтом актера Сергея Чонишвили и пианиста Юрия Фаворина.
Говорят, когда все начиналось, в золотодобывающей компании считали: устроить в честь открытия нового рудника концерт какой-нибудь звезды в Магадане или привести театр на неделю? Решили привести театр — кажется, не прогадали. Потому что если цель таких мероприятий — развитие городов и повышение лояльности к компании, то, пожалуй, нет ничего более повышающего лояльность, чем, например, картинка, как актеры из иркутской «Новой драмы» обнимаются с коллегами из лесосибирского театра «Поиск». В этот маленький театр из Красноярского края уже несколько лет влюблена театральная Москва, некоторые театралы даже путешествуют за любимцами на фестивали, а кое-кто и вовсе приезжает в Лесосибирск отмечать день рождения. Кстати, успех «Поиска» также во многом связан с участим и победами в конкурсе «Полюс. Золотой сезон». Потому что миллион, который театры-победители получают на постановку, для маленького регионального коллектива (да даже и для столичного независимого) — это весьма и весьма немало.
Кстати, среди победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон-2020» — «Я нанял убийцу» Галины Зальцман из Шарыпово, спектакль, где в американской гангстерской забегаловке поют «One Way Ticket», в этом году он стал лучшим спектаклем малой формы по версии «Золотой маски». «Я нанял убийцу» также приезжал в Иркутск. В общем, увидите в афише какого-нибудь фестиваля или будете путешествовать по Красноярскому краю, — берите на заметку.