Стиль
Впечатления Луна, женщины, СССР: зачем смотреть сериал «Ради всего человечества»
Стиль
Впечатления Луна, женщины, СССР: зачем смотреть сериал «Ради всего человечества»
Впечатления

Луна, женщины, СССР: зачем смотреть сериал «Ради всего человечества»

Фото: Apple TV+
На стриминге Apple TV+ состоялась премьера второго сезона сериала «Ради всего человечества» — проекта-фантазии о космических достижениях США на фоне страха «советской угрозы». Рассказываем, за счет чего шоу привлекает внимание

Проекты Apple TV+, стартовавшего в 2019 году, среди экспертов рынка не считаются успешными. Средними — вполне, но до уровня HBO и Netflix им далеко. Единственном шоу из первых дебютов стриминга, которое смогло «завируситься», стало «Утреннее шоу» — драма о телеведущих в эпоху #MeToo с Дженнифер Энистон в главной роли.

Другие проекты, например, постапокалиптика «Видеть» с Джейсоном Момоа, получили разгромные отзывы зрителей и сдержанные — критиков. «Дикинсон» — хулиганская мелодрама о поэтессе Эмили Дикинсон с Хейли Стайнфелд понравилась подписчикам больше, но не стала сенсацией. На этот высокий статус претендовал дорогой и детально продуманный «Ради всего человечества» — эпос о космической гонке США и СССР, настоящая лунная одиссея, сцены из которой сошли бы за реальные кадры освоения Луны американцами, если бы кто-нибудь задумал устроить заговор такого масштаба.

Созданный главным космическим экспертом Голливуда — Рональдом Д. Муром, чье имя неразрывно связано с проектами «Звездный путь» и «Звездный крейсер "Галактика"», — сериал размышляет, что бы случилось, если бы космическая гонка не схлопнулась в 1975 году, когда NASA остановило лунную программу.

Сюжет стартует в альтернативных 1960-х: советский космонавт Алексей Леонов становится первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Обескураженные специалисты NASA, подгоняемые личными амбициями и финансовыми вливаниями американского правительства, начинают работать над программой освоения спутника Земли, в том числе готовить для полетов женщин.

Многие события, показанные в сериале, действительно происходили (но не прилунение Леонова — это художественный вымысел, катализатор сюжетного развития). Например, в начале 1961 была образована группа «Меркурий 13», в которую вошли женщины-летчицы, прошедшие те же испытания, что и мужчины-астронавты из проекта «Меркурий» — первого отряда астронавтов NASA. Однако космическое агентство категорически отказалось отправлять женщин на орбиту. Среди кандидаток, прошедших тесты, была Джерри Кобб — она ожила в альтернативной вселенной сериала «Ради всего человечества» в лице Молли Кобб (Соня Уолгер), как и группа «Меркурий 13». Рональд Д. Мур подарил женщинам-летчицам Луну.

Трейлер первого сезона

Женщины солируют в «Ради всего человечества», когда мужчины выполняют долг, стиснув зубы и нахмурив брови. Жена астронавта и примерная мать Трейси Стивенс берет судьбу в свои руки, когда понимает, что супруг слаб и не выдерживает давления исторического контекста. Научный сотрудник NASA Марго Мэдисон, которая буквально живет в ЦУПе, стойко преодолевает привязанность к наставнику Вернеру фон Брауну, когда узнает его подлинное прошлое, и добивается лидерства в агентстве. Астронавтка Эллен Уилсон вынуждена скрывать свою сексуальную ориентацию от космического агентства, из-за чего бросает возлюбленную и выходит замуж за понимающего приятеля из ЦУПа. Летчица Молли Кобб становится не только первой американкой, ступившей на Луну, но и первооткрывателем лунного льда в глубоких кратерах.

Да, события сериала значительно опережают время. Доказательства присутствия водного льда на Луне появились только в последние годы; технологии связи, показанные в сериале, маловероятны для 60-х годов; гендерные проблемы во времена Кеннеди и покорения космоса не считались важными. Однако для тщательно продуманных и прорисованных альтернативных событий эти допущения — не сценарная ошибка, но способ связать две эпохи и две реальности.

Во втором сезоне шоу перепрыгивает через целое десятилетие, в 1984-й. Обнаруженная на Луне вода выдает официальное приглашение колонистам NASA, которые обживаются на базе «Джеймстаун» — «городе, который принесет луч свободы всему миру».

Трейлер второго сезона

Космическая гонка двух держав движется в сторону милитаризации космоса (еще одна болезненная тема, отсылающая к современности), прогресс с компьютеризацией и технологиями на основе электроэнергии овладевает лучшими умами (в рамках шоу это сотрудники космического агентства). Советский союз все еще лидирует, в том числе и на Луне, поэтому NASA смотрит с уверенностью в сторону колонизации Марса (привет Илону Маску). На фоне масштабных экономических и политических сдвигов повидавшие жизнь герои шоу продолжают совершать подвиги или погружаться в пучину ошибок прошлого — кому какая судьба выпала.

И снова авторы сериала подошли к воссозданию эпохи 80-х с категорической скрупулезностью, пересмотрев не только интерьеры в домах героев и в космическом центре, но и обустройство лунной базы — значительно расширившейся со времен первого сезона.

Страсть, брошенную на проект, демонстрирует такой эпизод: художник-постановщик проекта Дэн Бишоп со своей командой с нуля создал эмблемы воображаемых космических миссий — всего 88, с расчетом развития сюжета. Многие из эмблем были основаны на оригинальных эмблемах NASA, но часто их переосмысливали, меняли названия и номера миссий. Появились два совершенно новых эскиза — один для «Джеймстаун-36» (шаттл «Колумбия»), а другой — для «Скайлаб-12» (шаттл «Атлантис»). В реальности шаттлы до Луны не долетели.

Или другой пример. Художник по костюмам Джилл Оханнесон во втором сезоне изготовила около 20 скафандров (в первом было всего три), а также модернизировала обычную одежду героев, чтобы образы соответствовали 80-м годам. Переделали все — от белья до обуви, так что усилия потребовались поистине грандиозные.

Гранидиозносность просматривается и в дирижировании ансамблем артистов: фокус переключается от одного героя к другому, вылавливая их в кабинетах, барах, гостиных и даже ток-шоу в телевизоре. Дебютируют новые персонажи, моментально обозначая вектор гуманистической повестки: женщины снова задают тональность подвигам ради всего человечества.

Сериал о космической гонке в альтернативной реальности не идеален и грешит эмоциональными перепадами: от гимноподобной гордости достижений за пределами планеты до глубоких провисаний в драматизме бытовых проблем. Но неизменно выплывает из этих пучин за счет поразительной картинки: когда бы вы еще увидели, например, как солнечный шторм подхватывает недвижимый лунный реголит, унося его в открытый космос?

Семьи, судьбы и кинематограф: что покажет фестиваль «Из Венеции в Москву».