Стиль
Впечатления Сможем ли мы это купить? О чем рассказывает выставка «Прохожий»
Стиль
Впечатления Сможем ли мы это купить? О чем рассказывает выставка «Прохожий»
Впечатления

Сможем ли мы это купить? О чем рассказывает выставка «Прохожий»

Фото: пресс-служба
Проект музея «Гараж» переносит зрителей в Лондон 1940-х и Москву 1950-х годов, сообщая нам всем кое-что новое о моде, дизайне и шопинге той эпохи. Куратор «Прохожего» Дарья Бобренко объясняет, что именно.

Здание «Гаража» в Парке Горького закрыто на всеобщий карантин, однако музей не думает прекращать работу. Если вы скучаете по современному искусству и готовы принять участие в эксперименте, который обещает знакомство со странными форматами и архивными материалами, заходите на страницу «Самоизоляция». А пока о выставке, которая продолжит работу, когда «Гараж» вновь откроется.

В разделе выставки Atelier E. B «Прохожий», посвященном советской моде, представлены фотографии с выставки «Британия может это сделать», проходившей в Музее Виктории и Альберта в 1946 году. Что же делает подборка фотографий с лондонской выставки по соседству с рекламным фильмом о ГУМе 1954 года, советской упаковочной бумагой и архивными фотографиями с показов мод, проходивших в знаменитом московском универмаге?

Фото: vam.ac.uk

Выставка Atelier E. B «Прохожий» — путешествующая. Впервые ее показали в Лондоне в галерее «Серпентайн» (2018), затем — в пространстве Lafayette Anticipations в Париже (2019). Причем каждой из версий предшествовали полевые исследования в музейных фондах и частных собраниях, с помощью которых проект менялся, оставаясь в диалоге с локальным контекстом. Московская версия — финальная точка путешествия выставки, в которой сплелись и экспонаты, найденные в ходе исследования в Лондоне и Париже, и находки из Москвы и Санкт-Петербурга.

В 1946 году утомленная войной Британия столкнулась с социально-экономическими проблемами. Для того чтобы показать страну прогрессивной и способной конкурировать на послевоенном мировом рынке, правительство организовало выставку промышленного и торгового дизайна. «Британия может это сделать» задумывалась как демонстрация возврата к нормальной жизни и надежды на будущее после войны. На ней были представлены новые товары повседневного спроса, продукция легкой и мебельной промышленности — «триумф британского качества и дизайна». Пустеющие после эвакуации залы Музея Виктории и Альберта оказались идеальной площадкой для продвижения современных британских товаров.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Более 3 тыс. экспонатов разделили на 32 раздела, в том числе «Тепло и свет», «Книги и печать», «Одежда» (женская, мужская, детская), «Мебель» (помимо отдельных образцов, представлялись и готовые решения для комнат). Организаторы проявили большую оригинальность в методах демонстрации товаров. Воссозданные меблированные комнаты представляли собой инсценировку жилых помещений для конкретных людей или вымышленных семей: комната спортивного комментатора или кухня для семьи из пяти человек, а в детской секции юные англичане играли в новые игрушки прямо в пространстве витрины.

Витрины для выставки оформили лучшие художники, а главным дизайнером был назначен Джеймс Гарднер (1907–1995), также работавший на «Фестивале Британии» (1951) и на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Наряду с координацией работы всех дизайнеров и архитекторов, участвовавших в выставке «Британия может это сделать», Гарднер участвовал в разработке секций и механизмов экспонирования, включая вращающуюся витрину-карусель для женской одежды. Джеймсу Гарднеру ассистировал швейцарский скульптор и живописец Раох Шорр (1901–1991), создавший скульптуры для демонстрации объектов из тексти­ля. За раздел мужской моды отвечал британский графический дизайнер Эшли Хэвинден (1903–1973), который также стал автором рекламного постера для выставки.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Но «Британия может это сделать» оказалась лишь яркой витриной: на многих товарах красовалась этикетка «Будет доступно позже» и «Будет доступно скоро», лишь малую часть представленного можно было приобрести. Из-за этого выставку неофициально называли «Британия не может это купить».

В рамках «Прохожего» представлены две серии фотографий — закулисные снимки и финальный вид экспозиции.

Изучая моду в условиях плановой экономики, исследовательская группа «Прохожего» нашла точки соприкосновения между феноменом лондонской выставки-витрины и главным универмагом Страны Советов — ГУМом.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

За Государственным универсальным магазином в Москве не закрепилось забавного прозвища, хотя в 50-е годы, только открывшись вновь после смерти Сталина, он функционировал так же, как и лондонская выставка 1946 года: товары, в изобилии представленные на витринах (как показано в рекламном фильме «ГУМ» (1954), реж. Л. Кристи, З. Тузова, фрагмент которого представлен в экспозиции «Прохожего»), фактически невозможно было приобрести из-за длинных очередей и нехватки продукции.

Для 11 отделов ГУМа — «главной витрины страны», где было все: от текстильных товаров, готового платья и обуви до мебели, ковров, канцелярских товаров и игрушек, — в начале 1950-х было изобретено много новых способов и механизмов демонстрации продукции. Самыми изощренными располагали отделы тканей и одежды: кинетические витрины, вращающиеся манекены, рентгеновские аппараты для примерки обуви. Витрины, ломящиеся от ярких, модных предметов одежды, оформлялись с особой тщательностью и находчивостью, специально для них изготавливались манекены, вешалки и подставки. Но приобрести представленные товары было очень сложно: их либо не было в наличии, либо стоили они слишком дорого для рядового покупателя.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Переосмысляя изобретательный дизайн витрин главного московского универмага 1950-х, художница Люси Маккензи и дизайнер Бека Липскомб (вместе — фэшн-бренд Atelier E. B) специально для московской версии выставки «Прохожий» создали уникальный объект — кинетическую скульптуру под названием «ГУМ». Липскомб сделала эскизы текстиля, включая занавес-обманку и серию панелей с авторскими декоративными узорами, Маккензи расписала женские фигуры.

Несмотря на то что товары с выставки «Британия может это сделать» и образцы с витрин ГУМа 1950-х были по большей части недоступны для покупателей, две эти торговые площадки стали эталонными образцами выставочного дизайна середины прошлого века. Именно там были разработаны новые методы показа товаров, в особенности одежды и тканей, а в историю попали имена художников-оформителей витрин и создателей манекенов, переоткрыть и актуализировать имена которых — одна из задач выставки «Прохожий».