Стиль
Впечатления Испортить юбилей: почему фестиваль «Вудсток-50» сорвался
Впечатления

Испортить юбилей: почему фестиваль «Вудсток-50» сорвался

Фото: Mario Tama/Getty Images
«Вудсток-50», который должен был пройти с 16 по 18 августа, сорвался. Отметить юбилей легендарного фестиваля, состоявшегося в 1969 году, организаторам не удалось из-за «ряда непредвиденных неудач». Рассказываем, что это были за неудачи.

В 1969 году на трехдневном рок-фестивале «Вудсток» собрались более 400 тыс. человек, чтобы услышать Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, The Who, Jefferson Airplane и других влиятельных музыкантов той эпохи. Спустя полвека один из создателей легендарного ивента Майкл Лэнг задумал повторить успех — к тому же 2019 год идеально подходил под празднование юбилея. Возможно, желание Лэнга повторить «Вудсток-50» с фанфарами и грандиозным «меню» артистов день в день с «Вудстоком» полувековой давности сыграло решающую роль в провале.

«Оригинальный фестиваль 1969-го стал реакцией молодежи на ситуацию, сложившуюся в обществе с гражданскими правами, правами женщин, антивоенным движением. Это превратилось в нашу миссию делиться миром, любовью и музыкой, — говорил Лэнг. — Сегодня мы испытываем аналогичные разногласия в нашей стране, но точно знаем, что музыка способна объединять людей. Поэтому пришло время вернуть дух «Вудстока», сделать так, чтобы наши голоса услышали».

Фестиваль «Вудсток», 1969 год
Фестиваль «Вудсток», 1969 год

После воодушевленного анонса в январе Лэнгу пришлось спуститься с небес на землю. Сперва продюсерская компания Superfly, не разделив его видение, подсчитала, что ивент сможет принять только 65 тыс. посетителей из соображений безопасности и других. Лэнг отклонил этот расчет и потребовал увеличить число гостей до 150 тыс., утверждая, что арендованная площадь позволяет. Финансовые документы так и не были подписаны, и уже в марте представители нескольких хедлайнеров пожаловались, что им не заплатили обещанные деньги. Журнал Billboard сообщил, что организаторы выплатили полную сумму всем артистам-участникам, но слухи о финансовых трудностях не утихали.

Майкл Лэнг опровергал домыслы: «У нас невероятный лайнап из более чем 80 артистов, о нем будет объявлено в ближайшие пару недель. Мы готовим уникальное событие». 19 марта состав музыкантов на «Вудсток-50» действительно огласили: Майли Сайрус, Jay-Z и Chance the Rapper должны были представить новую эпоху наряду с ушедшей: Дэвидом Кросби, Dead & Company и Santana. В апреле, перед стартом продаж билетов, лайнап начал сыпаться. Первыми отказались The Black Keys под предлогом проблем с графиком.

С организацией места тоже не складывалось. Жители Уоткинс-Глена, где планировалось устроить юбилей фестиваля, устраивали собрания, выказывая недовольство и опасения по поводу наплыва посетителей, экономических рисков и безопасности. Уже 22 апреля газета The Observer Review & Express сообщила, что администрация округа Скайлер затягивает выдачу разрешения на проведение массового мероприятия. Чиновники засомневались, что Уоткинс-Глен сможет принять столь грандиозный праздник, и настаивали на смене инфраструктуры и сокращения числа гостей.

Оценив ситуацию, спонсор фестиваля — японское агентство Dentsu Aegis Network — 29 апреля остановил организационные мероприятия и официально отменил «Вудсток-50», дабы не испортить бренд Woodstock и не навредить участникам и гостям. Через несколько часов Майкл Лэнг дал отпор: через почтовую рассылку он сообщил всем причастным, что фестиваль не отменен.

Рэпер Common и сопродюсер «Вудстока» Майкл Лэнг
Рэпер Common и сопродюсер «Вудстока» Майкл Лэнг

«Вудсток» никогда не принадлежал Dentsu Aegis Network, они не имеют права отменить его. «Вудсток» принадлежит людям — и так будет всегда. Он состоится, и это будет потрясающе!» — писал Лэнг. Организаторы ему вторили: «Несмотря на то, что наш финансовый партнер уходит, мы продолжим планирование фестиваля и намерены привлечь новых партнеров».

Вслед за Dentsu Aegis Network фестиваль лишился партнерства Superfly, а Лэнг начал судебный процесс. Чтобы доказать незаконность отмены мероприятия, он нанял адвоката Марка Э. Касовица, известного сотрудничеством с администрацией президента США. В прессе продолжали сообщать о финансовых проблемах. «Вудсток-50» обзавелся бессменным эпитетом «проблемный».

Идеолог юбилейного мероприятия продолжал свою борьбу с агентством. В начале мая отправил гневное пятистраничное письмо Dentsu Aegis Network с обвинениями в предательстве фестиваля. «Одно дело, если ваша компания хотела отказаться от обязательств перед «Вудстоком», опасаясь, что не заработает свои деньги, но совершенно другое — ваши попытки задушить и убить «Вудсток», чтобы лишить нас золотой годовщины и ввести в заблуждение другие компании», — писал он.

Адвокат Касовиц стремительно атаковал: требовал судебный запрет и возвращение якобы присвоенных Dentsu $18 млн, хранившихся на банковском счете компании. Со стороны агентства выступил юрист Марк Гринвальд, обвинивший «Вудсток-50» в искажении фактов, некомпетентности и нарушении договора.

Марк Касовиц
Марк Касовиц

Обе стороны предстали перед судьей Верховного суда Нью-Йорка Барри Р. Острагером. Касовиц умолял суд признать историческую значимость фестиваля, но Острагер прерывал мольбы, пытаясь разобраться, кто в итоге нарушил договор — истец или ответчик. В итоге судья постановил, что агентство Dentsu действовало незаконно, отменяя «Вудсток-50», но разрешил японским спонсорам не выплачивать $18 млн.

Лэнг праздновал формальную победу, но фестиваль все еще нуждался в финансировании и допуске на территорию Уоткинс-Глена. 17 мая инвестиционный банк Oppenheimer & Co выразил готовность покрыть часть расходов, но сколько именно — не уточнялось.

Фото: .facebook.com/pg/WoodstockMusicandArtFair/

11 июня городок Уоткинс-Глен решился: лицензия на проведение «Вудсток-50» была аннулирована. Впоследствии выяснилось, что администрация города не получила от организаторов выплату арендных $150 тыс. в срок до 15 мая. Следом билетный оператор CID Entertainment отозвал соглашение с организаторами, за этим выбыло разрешение от Министерства здравоохранения. Фестивальные организаторы продолжали убеждать потенциальных гостей и общественность, что все в порядке: «Мы ведем переговоры насчет другого места проведения. Билеты поступят в продажу в ближайшие недели», — говорил директор фестиваля Грегори Пек.

Организаторы нацелились на ипподром Vernon Downs в округе Онайда, обладающий гораздо меньшей пропускной способностью, чем изначально запланированная площадка (до 50 тыс. человек). 8 июля городской совет округа назвал предстоящий фестиваль «рецептом катастрофы», а местный шериф и вовсе предложил перенести ивент на август 2020 года. В то же время агенты приглашенных артистов беспокоились, что организаторы прервали с ними связь и не уведомляли об изменениях.

9 июля ипподром отказал «Вудстоку-50». Глава администрации округа Онайда назвал планирование фестиваля «хаотичным». Мероприятие повисло на волоске, но руководители продолжали стоять на своем: в местных новостях они объявили, что 17 июля повторят подачу заявки на проведение. Шансы на одобрение явно были минимальными, и что бы делали организаторы после очередного отказа — вопрос риторический.

Роялем в кустах стала площадка Merriweather Post Pavilion в штате Мэриленд — один из культовых концертных залов, открывшийся в 1967 году и принимавший на своей сцене музыкантов от The Who и Led Zeppelin до Джека Уайта и LCD Soundsystem. Площадка обязалась за месяц подготовиться к мероприятию. В конце июля фестиваль устроил благотворительную акцию, выдавая ограниченное количество бесплатных билетов, в то время как с лайнапом происходило нечто непонятное: администрация Merriweather Post не могла точно сказать, какие из заявленных артистов будут выступать.

26 июля Jay-Z выбыл из лайнапа. Джон Фогерти, который выступал на оригинальном «Вудстоке» в составе Creedence Clearwater Revival, тоже отказался. 30 июля свою фамилию из списка вычеркнула хедлайнер Майли Сайрус. На следующий день, 31 июля, директор фестиваля Грегори Пек выпустил официальное заявление, в котором сообщил об отмене «Вудсток-50». Он объяснил, что к провалу привели «неудачный спор» с финансовым партнером и последующее судебное разбирательство, из-за которых на спокойное планирование не осталось времени.

Майкл Лэнг посетовал: «Ряд непредвиденных неудач сделал невозможным проведение фестиваля в том виде, в каком мы его представляли, — с грандиозным составом, который мы забукировали, и ожидаемой социальной активностью».