Стиль
Впечатления Spotify: готовимся к приходу стримингового сервиса в Россию
Стиль
Впечатления Spotify: готовимся к приходу стримингового сервиса в Россию
Впечатления
Spotify: готовимся к приходу стримингового сервиса в Россию
© newsroom.spotify.com
Летом Spotify наконец ворвется на российский рынок и, скорее всего, потеснит Apple Music вместе с «Яндекс.Музыкой». Рассказываем, что надо знать о главной стриминговой платформе.

Spotify — первый, самый известный и укомплектованный музыкальный стриминговый сервис. Он заработал в Швеции в 2008 году с легкой руки Даниэля Эка и Мартина Лорентсона — как мощное оружие против пиратства. Эк и Лорентсон приучили нас слушать музыку онлайн, не скачивая, и, что важно, честно платить за контент (подписка Spotify Premium стоит $20 в год). Шведы, сами поначалу на то не рассчитывая, буквально перевернули музыкальный рынок.

 

Немного цифр

Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) подсчитала, что в 2017 году цифровые продажи музыки превысили физические на $1,4 млрд, составив $6,6 млрд. Выручка стриминговых сервисов выросла более чем на 45% за год. В 2018-м Spotify пересек рубеж 180 миллионов пользователей, 83 миллиона из которых предпочли платную подписку. Тем временем Apple Music, запущенный только в 2015 году, по данным 2018-го, обзавелся 56 миллионами пользователей.

© newsroom.spotify.com

При внушительных показателях Spotify все еще работает себе в убыток — за прошлый год бюджет компании похудел на $416 млн. Понятно, что сервис кормят платные подписки и обязательная реклама, которую пускают между треками в бесплатной версии. Но этого мало, чтобы выйти в плюс: Spotify поддерживает музыкантов и лейблы долларом. Схема прозрачная: отчисления напрямую зависят от количества прослушиваний. Сервис оставляет себе треть выручки, а остальную выплачивает правообладателям. Если артист сотрудничает с мировым лейблом, выручка делится 30 на 70% в пользу лейбла. В случае с независимым лейблом артисту достается почти 60%. По большому счету лейблы живут благодаря отчислениям стриминговых платформ, в то время как Spotify вынужден тянуть лямку.

 

Немного перипетий

Независимые артисты, впрочем, тоже не отлучены от кормушки. Правда, с ними у Spotify вышла малоприятная история. Сервис, помимо прочего, славится выдающимися кураторскими плей-листами. В 2017 году блог Music Business Worldwide и издание The Vulture обнаружили, что в плей-листах нет-нет да попадаются совершенно незнакомые артисты, имена и бэкграунд которых не распознает даже Google. Авторы исследования предположили, что продвижение «фейковых музыкантов» помогает Spotify существенно экономить на роялти и сберечь собственный карман. В компании от обвинений открестились — мол, у них не было и никогда не будет прав на песни и они честно выплачивают роялти правообладателям. Тогда издание The Verge логично рассудило, что за негуглящимися именами скрываются начинающие или малоизвестные артисты независимых лейблов, работающие под псевдонимами. И они законно получают свой кусок пирога.

Но больше Spotify натерпелся не от «фейковых», а от вполне статусных музыкантов. Так, в 2013 году Том Йорк, отстаивая позицию, что между музыкантом и слушателем не должно быть посредников, обозвал Spotify «последним выхлопом трупа» и изъял все треки Radiohead с сервиса.

Тейлор Свифт
© Jun Sato/TAS18/Getty Images

Год спустя к борьбе подключилась Тейлор Свифт: певица удалила все треки с платформы, ссылаясь на то, что «стриминговые сервисы препятствуют продажам альбомов и обесценивают труд музыкантов». 8 июня 2017 года Свифт, продав пластинку «1989» 10 миллионов раз на Apple Music, смилостивилась и вернулась на Spotify. К слову, случилось это в аккурат под релиз альбома Witness ее заклятой подруги Кэти Пэрри.

 

Немного отличий Spotify от других сервисов

За 11 лет плодотворного существования сервис так и не дошел до России (впрочем, он был в шаге от отечественного рынка в 2015-м, но отступил — из-за нагрянувшего финансового кризиса и нежелания россиян платить за контент). Но меломаны в два счета научились преодолевать географические барьеры: заводили иностранные аккаунты Apple ID, меняли учетные записи, запускали хорошо знакомые нам теперь VPN и Proxy и чувствовали себя белыми людьми.

© newsroom.spotify.com

1. Можно делиться музыкой

Нет, не ссылками в мессенджерах, а с помощью кода, расположенного на обложке любого трека. В поиске Spotify доступна камера, которую можно навести на чужой плей-лист.

2. Непрерывное воспроизведение

В Spotify по умолчанию включен автоплей: музыка будет проигрываться независимо от того, как была запущена (из поиска или плей-листа). Если вы слушали одиночную композицию, сервис начнет проигрывать похожие треки.

3. Удобная фильтрация музыки

Лайкнуть или дизлайкнуть трек можно в пункте управления на смартфоне: кнопка при прослушивании заменяет кнопку «назад». Если ставите дизлайк, Spotify моментально меняет песню. Это позволяет сервису быстрее распознать ваши предпочтения и сформировать персональные плей-листы.

4. Функция приватной сессии

Элементарная штука, которой порой не хватает. Spotify позволяет скрыть историю поиска и музыкальные предпочтения, если, допустим, вам захотелось врубить русскую попсу. При активации Private Session треки не будут всплывать в рекомендациях у друзей и вы сохраните репутацию эстета.

5. Регулировка качества музыки

Два переключателя (для прослушивания и скачивания) позволяют выбирать между 96, 160 или 320 кбит/с. Функция помогает контролировать заряд батареи и не засорять оперативную память.

6. Эквалайзер

Спасение для пользователей с абсолютным слухом. В Spotify имеется режим ручной регулировки.