Зачем идти в петербургский «Манеж» на выставку-спектакль «Хранить вечно»
Большой музейно-театральный проект «Хранить вечно» посвящен столетию возникновения музеев в царских пригородных резиденциях Санкт-Петербурга. Вместо того, чтобы устроить шумный праздник, директора «Гатчины», «Павловска», «Царского Села» и «Петергофа» решились на то, чтобы рассказать трагичную, но интересную судьбу этих мест в непривычном для них самих формате. Режиссировать его пригласили Андрея Могучего — художественного руководителя Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, заслуженного деятеля искусств РФ и лауреата «Золотой Маски». Могучий известен своими бескомпромиссными образами и современным видением театра — и он выбрал для проекта жанр, необычный как для музейщиков, так и для зрителей.
Над масштабным проектом работала команда более чем из 300 человек, в которую на равных вошли музейные сотрудники и артисты. В организации художественного пространства участвовала команда БДТ, художник-постановщик Вера Мартынов, художник Борис Казаков, дизайнер Юрий Гордон. За музыку отвечал композитор Владимир Раннев, а на начальной стадии и Олег Каравайчук — по сути, «Хранить вечно» стал последним проектом, над которым работал музыкант.
И выставка, и спектакль
Вместо привычного выставочного пространства «Манеж» встречает огромным золотым занавесом и синими театральными креслами. Правда, зрители проходят мимо: каждый получает персональные наушники и гид по выставке, а затем отправляется в путешествие по большому театрально-музейному миру, в котором его сопровождает Алиса Фрейндлих, — ее голос звучит в наушниках и рассказывает историю из детского дневника.
Экскурсия начинается, когда зритель переступает сквозь театральный занавес и, пройдя через длинный темный коридор, попадает в золотую анфиладу комнат и просторные залы с высокими манежными потолками. В них наравне с музейными предметами запросто можно встретить театральный реквизит, кирпичи, щебенку, фрагменты снесенного здания, искусственный снег и траву, архивные фотографии, увидеть хронику и видеоролики, снятые для проекта. Среди этих инсталляций разворачивается детская дневниковая история, которая проводит нас по всему ХХ веку.
Спектакль разделяет историю царских резиденций на несколько временных отрезков, сыгравших большую роль не только в жизни музеев, но и всей страны. Начало отсчета — 1918 год, когда декретом Луначарского «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и «Петергоф» были переданы во владение государству. Переходя из зала в зал, посетители узнают о том, что переживали великолепные дворцы на протяжении XX века, когда на их территории сначала устраивались пастбища и парки культуры и отдыха, а затем рвались авиабомбы. Отдельная тема — послевоенный период, когда многие музейные сотрудники были репрессированы, а часть ценных экспонатов утеряна.
Теплушка из Мурманска, хоровая опера и гибель Помпеи
«Хранить вечно» нельзя было бы назвать театром, если бы творческая группа проекта не уделила такое большое внимание деталям, которые, кстати, совершенно неординарно вписываются в строгий характер музеев-участников. Например, специально к спектаклю композитор-авангардист Владимир Раннев написал хоровую оперу, либретто которой основано на архивных документах 1930-х годов. Опера длится 10 минут и вкупе с короткометражными видеофильмами, снятыми Верой Мартынов, представляет собой тотальную инсталляцию-размышление о периоде существования парков культуры и отдыха на территории музеев-заповедников.
Сердцем проекта стал железнодорожный состав, который символизирует один из самых сложных периодов в судьбе страны и Ленинграда, — Великую Отечественную войну. К открытию выставки РЖД пригнал в «Манеж» старый вагон-теплушку. В такой же теплушке происходила важная для музейного мира история: во время воскресной экскурсии 22 июня 1941 года посетители дворца узнали о том, что фашистская Германия совершила нападение на Советский союз. Они еще не предполагали, что город героически проведет в блокаде 871 день, и все это время музейные хранители будут бережно скрывать наследие императорской семьи в подвалах Исаакиевского собора.
Музейно-театральный проект наполнен символами и аллегориями, иногда сложными и непонятными неподкованному зрителю. Хотя, рассматривая послевоенные руины музеев, в осколках которых затеряны экспонаты, каждый, наверное, вспомнит картину «Последний день Помпеи». Генеральный продюсер проекта Дария Женихова рассказывает, что хранители музеев порой буквально шли на риск: «Все привыкли к экспериментам в поле современного театра и искусства, к любым вариантам переосмысления исторических фактов или архивных материалов. Но, работая с исследованиями научных сотрудников «Гатчины», «Павловска», «Петергофа» и «Царского Села», мы поняли, что особенность проекта «Хранить вечно» в том, что нас пустили в упорядоченный силами сотен людей, логично и сложно устроенный мир. И наша задача была перевести рассказ о нем на чувственный уровень».
Новая жизнь музеев
Тяжелая эпоха для музеев закончилась. Сейчас они открыты для туристов, и практически ничто на их территории не напоминает об ужасе, который пережили резиденции во время Второй мировой. Реставраторам пришлось долго и кропотливо трудиться, чтобы вернуть дворцам прежний вид и восстановить утерянное убранство. На втором этаже «Манежа» можно подробнее познакомиться с этим процессом и понаблюдать, как музейные сотрудники занимаются реставрацией ценных экспонатов сегодня. Кстати, для того чтобы выставка состоялась, музейные хранители предоставили организаторам более 260 предметов и архивных фотографий.