Стиль
Впечатления Зачем идти в петербургский «Манеж» на выставку-спектакль «Хранить вечно»
Стиль
Впечатления Зачем идти в петербургский «Манеж» на выставку-спектакль «Хранить вечно»
Впечатления

Зачем идти в петербургский «Манеж» на выставку-спектакль «Хранить вечно»

Фото: пресс-служба
На этих выходных в ЦВЗ «Манеж» завершается музейно-театральный проект «Хранить вечно». «РБК Стиль» рассказывает, как современное искусство помогает нам прикоснуться к истории и что нового можно узнать о судьбе бывших царских резиденций.

Большой музейно-театральный проект «Хранить вечно» посвящен столетию возникновения музеев в царских пригородных резиденциях Санкт-Петербурга. Вместо того, чтобы устроить шумный праздник, директора «Гатчины», «Павловска», «Царского Села» и «Петергофа» решились на то, чтобы рассказать трагичную, но интересную судьбу этих мест в непривычном для них самих формате. Режиссировать его пригласили Андрея Могучего — художественного руководителя Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, заслуженного деятеля искусств РФ и лауреата «Золотой Маски». Могучий известен своими бескомпромиссными образами и современным видением театра — и он выбрал для проекта жанр, необычный как для музейщиков, так и для зрителей.

Над масштабным проектом работала команда более чем из 300 человек, в которую на равных вошли музейные сотрудники и артисты. В организации художественного пространства участвовала команда БДТ, художник-постановщик Вера Мартынов, художник Борис Казаков, дизайнер Юрий Гордон. За музыку отвечал композитор Владимир Раннев, а на начальной стадии и Олег Каравайчук — по сути, «Хранить вечно» стал последним проектом, над которым работал музыкант.

 

И выставка, и спектакль

Вместо привычного выставочного пространства «Манеж» встречает огромным золотым занавесом и синими театральными креслами. Правда, зрители проходят мимо: каждый получает персональные наушники и гид по выставке, а затем отправляется в путешествие по большому театрально-музейному миру, в котором его сопровождает Алиса Фрейндлих, — ее голос звучит в наушниках и рассказывает историю из детского дневника.

Фото: пресс-служба

Экскурсия начинается, когда зритель переступает сквозь театральный занавес и, пройдя через длинный темный коридор, попадает в золотую анфиладу комнат и просторные залы с высокими манежными потолками. В них наравне с музейными предметами запросто можно встретить театральный реквизит, кирпичи, щебенку, фрагменты снесенного здания, искусственный снег и траву, архивные фотографии, увидеть хронику и видеоролики, снятые для проекта. Среди этих инсталляций разворачивается детская дневниковая история, которая проводит нас по всему ХХ веку.

Фото: пресс-служба

Спектакль разделяет историю царских резиденций на несколько временных отрезков, сыгравших большую роль не только в жизни музеев, но и всей страны. Начало отсчета — 1918 год, когда декретом Луначарского «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и «Петергоф» были переданы во владение государству. Переходя из зала в зал, посетители узнают о том, что переживали великолепные дворцы на протяжении XX века, когда на их территории сначала устраивались пастбища и парки культуры и отдыха, а затем рвались авиабомбы. Отдельная тема — послевоенный период, когда многие музейные сотрудники были репрессированы, а часть ценных экспонатов утеряна.

Фото: пресс-служба

 

Теплушка из Мурманска, хоровая опера и гибель Помпеи

«Хранить вечно» нельзя было бы назвать театром, если бы творческая группа проекта не уделила такое большое внимание деталям, которые, кстати, совершенно неординарно вписываются в строгий характер музеев-участников. Например, специально к спектаклю композитор-авангардист Владимир Раннев написал хоровую оперу, либретто которой основано на архивных документах 1930-х годов. Опера длится 10 минут и вкупе с короткометражными видеофильмами, снятыми Верой Мартынов, представляет собой тотальную инсталляцию-размышление о периоде существования парков культуры и отдыха на территории музеев-заповедников.

Кадр из инсталляции Веры Мартынов «ПКиО». Царское село
Кадр из инсталляции Веры Мартынов «ПКиО». Царское село

Сердцем проекта стал железнодорожный состав, который символизирует один из самых сложных периодов в судьбе страны и Ленинграда, — Великую Отечественную войну. К открытию выставки РЖД пригнал в «Манеж» старый вагон-теплушку. В такой же теплушке происходила важная для музейного мира история: во время воскресной экскурсии 22 июня 1941 года посетители дворца узнали о том, что фашистская Германия совершила нападение на Советский союз. Они еще не предполагали, что город героически проведет в блокаде 871 день, и все это время музейные хранители будут бережно скрывать наследие императорской семьи в подвалах Исаакиевского собора.

Фото: пресс-служба

Музейно-театральный проект наполнен символами и аллегориями, иногда сложными и непонятными неподкованному зрителю. Хотя, рассматривая послевоенные руины музеев, в осколках которых затеряны экспонаты, каждый, наверное, вспомнит картину «Последний день Помпеи». Генеральный продюсер проекта Дария Женихова рассказывает, что хранители музеев порой буквально шли на риск: «Все привыкли к экспериментам в поле современного театра и искусства, к любым вариантам переосмысления исторических фактов или архивных материалов. Но, работая с исследованиями научных сотрудников «Гатчины», «Павловска», «Петергофа» и «Царского Села», мы поняли, что особенность проекта «Хранить вечно» в том, что нас пустили в упорядоченный силами сотен людей, логично и сложно устроенный мир. И наша задача была перевести рассказ о нем на чувственный уровень».

 

Новая жизнь музеев

Тяжелая эпоха для музеев закончилась. Сейчас они открыты для туристов, и практически ничто на их территории не напоминает об ужасе, который пережили резиденции во время Второй мировой. Реставраторам пришлось долго и кропотливо трудиться, чтобы вернуть дворцам прежний вид и восстановить утерянное убранство. На втором этаже «Манежа» можно подробнее познакомиться с этим процессом и понаблюдать, как музейные сотрудники занимаются реставрацией ценных экспонатов сегодня. Кстати, для того чтобы выставка состоялась, музейные хранители предоставили организаторам более 260 предметов и архивных фотографий.