Впечатления Как проходят выставки Бэнкси по всему миру и дает ли художник согласие на них
Впечатления Как проходят выставки Бэнкси по всему миру и дает ли художник согласие на них
Впечатления
Как проходят выставки Бэнкси по всему миру и дает ли художник согласие на них
Британский граффитист Бэнкси, неожиданно узнав о своей же выставке в Москве из переписки с поклонником, заявил, что не давал на нее разрешения. «РБК Стиль» решил разобраться, как проходят другие экспозиции работ Бэнкси по всему миру.

Бэнкси опубликовал в своем Instagram скриншот переписки с поклонником, который решил поделиться впечатлениями от выставки работ художника в Москве.

Оказалось, что Бэнкси впервые слышит о событии, проходящем в Центральном доме художника с 2 июня, за вход на которое люди платят £20. По его словам, он не имеет никакого отношения к выставке: «Я не беру с людей деньги за то, чтобы они смотрели мои работы». Он также пошутил: «Не уверен, что я тот человек, которому стоит жаловаться на тех, кто выставляет картины без разрешения».

Стоит заметить, что информация в переписке неверная: цена за вход на выставку составляет от 550 до 650 рублей (около £7–8). Билет с экскурсией стоит 1 тыс. 400 рублей (около £16).

Организаторы в Москве подтвердили, что художник действительно мог не знать об экспозиции. «Да, Бэнкси не имеет отношения непосредственно к выставке, мы никогда этого не скрывали. Но он продает свои авторизованные принты коллекционерам, не запрещая выставлять их в галереях. У нас представлены именно эти авторизованные работы», — написали они под постом Бэнкси.

Всего в ЦДХ представлено около 100 работ художника, среди которых оригинальные произведения, 3D-объекты, принты, фотографии и многое другое. Экспозиция составлена из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также частных собраний со всего мира.

Подобным образом презентации творчества неуловимого граффитиста проходят во всех странах. Почему же похожий на шутку​ скриншот с СМС-сообщениями, отправленными художнику неизвестным лицом, вызвал такой резонанс?

Слухи и комментарии

Под постом Бэнкси в Instagram разгорелась дискуссия. Некоторые заподозрили, что скриншот — ловкий пиар-ход: таким образом организаторы выставки надеются привлечь к ней внимание. Однако уже 18 июня, спустя две недели после открытия, ЦДХ сообщал, что показ посетили более 65 тысяч человек.

«Мы никогда не позиционировали эту выставку как организованную или согласованную с Бэнкси. Больше того, во всех интервью мы прямо говорили о том, что наша экспозиция может вызвать его негативную реакцию», — сказал ряду российских изданий продюсер и организатор выставки Александр Начкебия.

При этом в сюжете телеканала «Культура», вышедшем накануне открытия выставки, приводилась информация, что Бэнкси в курсе показа и «собрался его посетить». Когда в Instagram появился скриншот переписки, Начкебия подтвердил, что художнику ничего не сообщали.

«На сегодня выставку уже увидели 252 000 человек, и 95% комментариев, которые нам оставляют, позитивные. При текущей динамике мы выходим на 300 000 человек, а это значит, что московская экспозиция будет самой посещаемой в истории всех выставок Бэнкси, в том числе организованных им лично. Я очень рад, что благодаря этой экспозиции о Бэнкси и его проектах узнали многие москвичи и гости чемпионата», — добавил Начкебия.

Он также подчеркнул, что в ЦДХ «представлены исключительно авторизованные работы — никаких кусков стен, вандально вырезанных против воли Бэнкси».

Российский граффити-художник Покрас Лампас поднял в комментариях вопрос о законности рекламной кампании и коллабораций в ЦДХ, благодаря которым посетителям предлагают купить различную продукцию с изображениями граффити Бэнкси: «До сих пор нет ответа, как МТС стал в коллаборации без ведома самого Бэнкси. Везде внутри (в ЦДХ. —  Прим. ред.,) баннеры BANKSY x МТС висели на входе, и фотозоны есть специальные, или это тоже "неофициальная" коллаборация с коммерческим брендом? Не сходится пост Бэнкси и выставка именно в этих деталях для меня». 

Выставка в Королевской академии искусств, Лондон, 2018
© Matt Dunham / AP

Как проходят выставки в других городах

Знаменитый художник все же проводит персональные выставки. В 2002 и 2003 годах они состоялись в Лос-Анджелесе в галерее «33 1/3» и на складе в Лондоне. Также в 2003 году в районе Александрия в Сиднее художник вместе с коллегами организовал выставку, которую посетили около 1500 человек. В Лондон и Лос-Анджелес Бэнкси возвращался в 2006 и 2008 годах.

Первая масштабная экспозиция работ художника в Нью-Йорке в 2007 году оказалась «нелегальной»: граффитист заявил, что с галереями не сотрудничает и к событию отношения не имеет, а в 2008 году все же провел официальный показ своих работ в этом городе.

С тех пор произведения Бэнкси, приобретенные коллекционерами, не раз выставлялись без официального разрешения автора по всему миру. Организаторы таких выставок придерживаются своей логики: для творчества легендарного граффитиста будет лучше, если его увидит как можно больше людей, чем если оно будет покрываться плесенью в чьей-нибудь кладовой.

Сам художник все же сотрудничает с арт-рынком и контролирует продажи своих работ через сайт и при помощи экспертов, которые помогают определять, где фальшивка, а где подлинник. Также Бэнкси иногда работает с галереями. Но он не обязан знать обо всех выставках в мире, составленных из выкупленных на аукционах картин, находящихся в частных коллекциях.

К примеру, в прошлом году экспозиция 80 работ Бэнкси проходила в закрытом элитном клубе Felix в Берлине. Общая стоимость экспонатов составила £20 млн, и организаторы также столкнулись с общественным негодованием по поводу отсутствия разрешения автора на экспозицию. Билеты на выставку продавались по €17,50.

В июне 2018 года жители Торонто могли посмотреть работы Бэнкси за $35. Кроме небольшого скандала с нелегальной экспозицией, в павильоне произошла кража: вор просто вынес картину, чья стоимость оценивается в $45 тысяч, из зала.

В 2016 году более 120 экспонатов были представлены в музее Palazzo Cipolla в Риме. Скульптуры, иллюстрации, трафареты и фотографии из частных коллекций — на появление всего этого перед публикой Бэнкси также не давал разрешения.

Одна из последних персональных выставок Бэнкси состоялась в 2009 году в Бристоле, предполагаемом родном городе художника. Пресса сообщала, что самую большую выставку Бэнкси организовывал лично, но, поскольку он хранит анонимность, никто так и не узнал, кто именно из персонала, участвовавшего в оборудовании экспозиции, на самом деле знаменитый граффитист.

Что с выставкой в Москве

По мнению Антона Белова, директора Музея современного искусства «Гараж», история с выставкой Бэнкси «беспрецедентна в современной выставочной практике: чтобы сделать экспозицию живого художника без его участия, требуется непомерный авантюризм».

«Выставка в ЦДХ, собравшая незначительные тиражные работы Бэнкси, нечестна по отношению к зрителю — по сути, это очередная вариация на тему "оживших полотен", коммерческое шоу, паразитирующее на имени художника. Цель организаторов этого шоу — зарабатывание денег за счет достаточно дорогих билетов. Вся эта история крайне неприятна и позорит Москву как одну из культурных столиц мира. Я с нетерпением жду, когда ЦДХ станет полноправной частью Новой Третьяковки», — объясняет Антон Белов.

На сайте ЦДХ выставка «Бэнкси: гений или вандал?» именуется персональной, правда, уточняется, что экспозицию помогали создавать коллекционеры. В СМИ ее называют посвященной творчеству художника.

Организаторы занимались подготовкой первой выставки Бэнкси в российской столице восемь месяцев и договорились с 30 коллекционерами. Некоторых убедить не удалось: они полагали, что экспонаты могут не вернуться к владельцам.

То, что выставку организовывал не лично Бэнкси, заметно по ее оформлению. События, к которым прикладывает руку автор, выглядят иначе. К примеру, его масштабный арт-проект Dismaland — альтернативный Диснейленд — в графстве Сомерсет в Великобритании представляет собой парк развлечений из ночных кошмаров, совсем не похожий на чинные экспозиции в музеях.

Выставка противоречит принципу граффитиста о свободном распространении его произведений искусства, но организаторы просят учитывать, что затраты на ее масштабную организацию должны окупаться, — отсюда и платный вход.

Соорганизатор московской выставки Евгений Гудов заявил изданию «Фонтанка», что плата за вход — «естественна», поскольку организаторы «заплатили музеям огромные деньги за привоз коллекции».

Смириться с этой реальностью или нет — личное дело каждого. Судя по интонации сообщений Бэнкси в представленной всему миру переписке и его отношению к прошлым «нелегальным» выставкам, событие в Москве не тревожит загадочного художника так же сильно, как его поклонников.