Зачем идти на Beat Film Festival и что на нем смотреть
Что такое Beat Film Festival
Beat Film Festival появился девять лет назад как фестиваль документального кино о музыке. Кочуя по знаковым международным киносмотрам, его создатели — Алена Бочарова и Кирилл Сорокин — выбирали из их программ истории о главных героях музыкальной сцены, чтобы познакомить с ними русского зрителя. До кинотеатров и широкого проката эти работы добираются редко: что тогда, в начале 2010-х, что сегодня. Beat Film Festival быстро собрал вокруг себя постоянную аудиторию. Оказалось, в Москве достаточно тех, кто хочет узнать о музыке больше, а полными залами отличались не только фильмы про Дэвида Боуи, Radiohead или The Rolling Stones, но и, например, хроника будней Западного Берлина зарождавшихся 1980-х (фильм «В-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»), на показы которой билеты раскупались в первые минуты продаж.
Через несколько лет стало понятно, что в заданных рамках Beat Film Festival несколько тесно. В программу проникали работы, посвященные не только конкретным исполнителям, но и проявлениям современной культуры в целом, а в 2016 году смотр официально превратился в фестиваль документального кино о новой культуре. На то, что расширение повестки логично, намекали даже герои фильмов, дружившие с поэтами, художниками, дизайнерами и другими представителями творческой богемы от Нью-Йорка до Лондона и Берлина. И вместо того, чтобы упоминать Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баскию или Роберта Мэпплторпа вскользь, фестиваль решил говорить о них прямо. Так появилось деление на тематические блоки. Среди них не только музыка или связанное с ней искусство, но также, например, спорт. Кроме того, выбираемые темы явно отражают тренды, находящиеся сегодня в фокусе общественного внимания. В этом году это и программа Virtual Reality, в рамках которой можно посмотреть экспериментальные фильмы и погрузиться в виртуальную реальность, и программа под недвусмысленным названием Grrrl Power.
Не только Москва
Фестиваль не ограничивается рамками одной лишь Москвы и каждую осень устраивает масштабный тур по всей стране. Мероприятие под названием Beat Weekend проходит в 15 городах, от Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода до Новосибирска и Владивостока. Не ставя цель повторить московскую версию полностью, команда выбирает 5 фильмов, предлагая посмотреть их одновременно всей стране. Эта инициатива по факту просветительская, ведь то, что до массового проката блокбастеры и международные франшизы добираются гораздо чаще, чем документальные фильмы, вряд ли для кого-то секрет.
Что смотреть в этом году
Несколько десятков фильмов в этот раз распределились по девяти основным тематическим блокам. Среди них — музыка, искусство, мода, спорт, а также собственный национальный конкурс, предлагающий разобраться, какое документальное кино снимают русские режиссеры здесь и сейчас. Показы сопровождают лекции и дискуссии. Например, об истории уличного искусства и его трансформациях или о вдохновении, которое находят в документальном кино дизайнеры и стилисты. Режиссеры же исправно приезжают в Москву, чтобы после показа ответить на вопросы зрителей в рамках сессий Q&A. И хоть охватить всю программу фестиваля действительно сложно, выбрать то, что интересно именно вам, нужно непременно.
«Лица, деревни»
Любительница экспериментов Аньес Варда новое кинопутешествие начинает не в одиночку, а в компании художника JR. Звезда французской новой волны и звезда современного искусства — каждому из них не занимать известности, о которой вряд ли, впрочем, знают их герои. Забравшись в фургон, они отправляются по городам и весям — деревням французских провинций, чтобы знакомиться с их обитателями. К увлекательному дорожному путешествию присоединяется и зритель, наблюдая за тем, как ведут диалог представители разных поколений и какие удивительные открытия совершают.
«Серые сады»
Несколько лет назад фестиваль показывал «Айрис» — последнюю работу классика документального кино Альберта Майзелса. Теперь дело дошло и до «Серых садов» — фильма родом из 1975-го, который за прошедшие с той поры почти полвека стал по-настоящему легендарным. Спросите о «Серых садах» любого дизайнера, стилиста или фотографа — и каждому найдется что сказать. Название картины отсылает к поместью в Ист-Хэмптоне, где живут тетя и кузина Жаклин Кеннеди — две Эдит Бувье Бил, больше известные как Большая и Маленькая Эдди. И хотя полуразвалившийся, заросший, населенный кошками и енотами и заваленный хламом дом мало похож на величественный фамильный особняк, его обитательниц это ничуть не смущает. Оставив за воротами свой прежний мир, с загульными вечеринками в компании первых лиц светской хроники, они придумывают собственное царство, пределы которого предпочитают не покидать. Чудаковатые выходки, немыслимые наряды, диалоги, то и дело превращающиеся в обвинительные тирады в адрес друг друга, — вот что ловит камера Альберта Майзелса и его брата Дэвида, допущенных в безумный, но такой гармоничный мир хозяек поместья.
«Баския: взрыв реальности»
Говоришь Жан-Мишель Баския — представляешь Нью-Йорк конца 70-х — начала 80-х годов. Город контрастов, возможностей, разрухи, силы и искусства. Тот самый город, по улицам которого бродил не желавший отягощать себя бытом художник и на стенах которого появлялись полотна за подписью SAMO. Этот оставшийся в прошлом Нью-Йорк прорисовывается в воспоминаниях современников и Баскии, и режиссера Сары Драйвер, заботливо собранных ею, чтобы нарисовать портрет еще одного героя своего времени.
«Грейс Джонс: хлеб и зрелища»
Фильм Софи Файнс — пропуск в мир инопланетной Грейс Джонс, привыкшей жить под светом софитов и быть в центре внимания. Однако, прекрасно представляя ее образ, знаем ли мы хоть что-то о настоящей Грейс Джонс — не о лице с обложек или эпатажной певице, а о дочери своих родителей, приехавшей на родную Ямайку?
«Социальные животные»
Где бы вы ни находились — в музее, вагоне метро или кафе, кто-то обязательно водит пальцем по экрану телефона, делает селфи или обновляет страницу в Instagram. Раздавать лайки, заботиться о том, чтобы получить их побольше, радоваться по этому поводу или расстраиваться давно стало для большинства из нас такой же рутиной, как утренняя чашка кофе. И пока мы рассуждаем, насколько свободнее чувствует себя в соцсетях подросшее поколение миллениалов, Джонатан Грин посвящает этому фильм, показывая, что для его юных героев Instagram — и поле битвы, и сцена, и место встреч, где смотрят на других и пытаются понять себя.
«Всему есть цена»
Американский режиссер Натаниэль Кан — далеко не первый, кто задается вопросом, почему современное искусство стоит столько, сколько стоит, и что означает эта цена. Его ироничные попытки найти ответ отправляют нас в путешествие по коридорам и закоулкам современного арт-рынка, с его взлетами, падениями и главными героями. От художников, чьи работы исправно выставляют ведущие аукционные дома, до коллекционеров и галеристов. И если бы «Всему есть цена» превратился в книгу, на него, без сомнений, тут же налепили бы наклейку «бестселлер».
«Тем летом»
Хроника событий одного лета, лета 1972 года: Энди Уорхолл, Ли Радзивилл, Труман Капоте и компания бродят по пляжу недалеко от дома Уорхолла в Монтоке, зарываются ногами в песок, улыбаются на камеру и за ее пределы и никуда не спешат. Здесь же и Большая и Маленькая Эдди из «Серых садов» Майзелса — такие же своенравные и гордые собой и своими выходками. Это фактически семейные архивы, эпизоды без начала и конца, затерянные во времени и найденные документалистом Йораном Хьюго Олссоном.
Фестиваль Beat Film Festival проходит в Москве с 31 мая по 10 июня. Полную программу и расписание показов можно найти на сайте.