Стиль
Впечатления Что происходит с российским юмором: клуб веселых и находчивых в Сети
Стиль
Впечатления Что происходит с российским юмором: клуб веселых и находчивых в Сети
Впечатления

Что происходит с российским юмором: клуб веселых и находчивых в Сети

Что происходит с российским юмором: клуб веселых и находчивых в Сети
В прошлом году народная передача КВН не вошла в топ-10 самых рейтинговых проектов Первого канала, «альтернативный» Comedy Club без выхода на YouTube консервируется в телевизоре, но в интернете юмористическая жизнь кипит и создает свои рейтинги.

Более полувека страну развлекала молодежь Клуба веселых и находчивых (КВН). Юмор прогрессивного студенчества оценивало экспертное жюри под строгим, но справедливым взором Александра Маслякова.

В середине 2000-х часть бывших кавээнщиков перекочевала в отдельный проект, благоухающий свежестью и дерзостью.

Comedy Club на телеканале ТНТ пережил протяжный триумф в несколько удачных лет, развил сайд-проекты и дал начало новому для российских зрителей жанру — стендапу. С 2008 года резиденты-мастодонты Comedy Club, Иван Ургант и Александр Цекало шутили и пели песни на Первом в передаче «Прожекторперисхилтон», пока на ТНТ молодые юмористы соревновались в «Comedy Баттл» и демонстрировали свои способности Семену Слепакову и Вячеславу Дусмухаметову.

В какой-то момент фокус зрителя, желающего весело провести время перед телевизором, плавно размыло между двумя телеканалами. Возможно, ТВ-формат остался бы нерушимым источником юмора, если бы не YouTube и Instagram. В интернете все происходит гораздо быстрее, информация обновляется активнее, и это главный аргумент для молодых пользователей.

 

 

Стендаперы и влогеры

Богатая история американского стендапа не могла не ворваться в российскую действительность. Некоторые комики хорошо вписались в телевизионный формат, а другие ушли в свободное плавание, то есть в интернет, и стали собирать клубы. Наиболее известные примеры таких стендаперов —  Данила Поперечный и Денис Чужой. Первый выступает перед публикой на гастролях и создает видео на YouTube. Второй ведет видеоблог об особенностях среды «Одноклассников» и шутит в Twitter.

В интернете или на собственном шоу в клубе можно не стесняться нескромных аллегорий, и отчасти поэтому жанр привлекает молодую аудиторию. Звезды YouTube препарируют любые темы: от киноиндустрии, как Badcomedian и Cut the Crap, до политики, как Поперечный и Чужой. 

Влогеры и стендаперы вооружены не только политикой и массовой культурой. Процеветают и адепты «народных» сюжетов или трендов лайфстайла, вроде петербуржца Юрия Хованского. Его канал с красноречивыми разделами «Шаверма патруль» и «Пивобзор» смотрят более 3 млн подписчиков. Широкой аудитории за пределами YouTube Хованский может быть известен благодаря Дмитрию Маликову. Вместе они записали видео «Спроси у своей мамы» , которое набрало более 25 млн просмотров.

Помимо стендапа и авторского публицистического контента на видеохостинге живут аналоги «Ералаша», «Шести кадров» и «Умелых ручек». Канал МЁD обыгрывает актуальные темы, например выборы президента или проблемы толерантности, укладываясь в пятиминутный формат.

 

 

На канале Smetana TV еженедельно появляются 10–15 минутные ролики о том, как «парни пробуют» найти девушку в Tinder, сшить одежду, сдать ЕГЭ или угадать рифмы Тимати. Челлендж разбавляется увлекательно смонтированным видеорядом о процессе выполнения задания.

 

 

Вайнеры: 60 секунд юмора в Instagram

Приложение по созданию коротких видеороликов Vine закрылось в 2016 году, не выдержав конкуренции с Instagram. Вскоре 60-секундные видео, так называемые вайны, обрели небывалую популярность среди инстаграмеров, породив целую плеяду представителей «нового русского юмора эпохи соцсетей».

Укороченный формат и относительно несложный процесс монтажа позволяют выпускать новые вайны чаще одного раза в неделю, а если автору удалось подхватить «жизненную» тематику и обыграть ситуации, с которыми однажды сталкивался каждый зритель, число подписчиков начинает стремительно расти.

Пользователи российского Instagram узнали о вайнах прежде всего благодаря актрисе Ирине Горбачевой и ее перевоплощениям. «Влог одной актрисы», что ведет Ирина, стал наиболее удачным примером юмористической жизни в Сети.

Во-первых, Горбачева не остановилась на одном образе и ввела несколько действующих лиц: всезнающую пенсионерку, драматическую актрису Валентину, звезду театра, иностранку Эльзу, мамашу и, последствия популярности приложения MSQRD, Леву и Мишу. Во-вторых, она не постеснялась эпатировать публику. Успех вайнов Ирины Горбачевой быстро вышел за пределы соцсети, и автору даже пришлось объясняться перед публикой в шоу «Вечерний Ургант».

Вайны — это аналог твиттера в мире видео. Короткий формат подвластен не каждому, поэтому некоторые влогеры переходят из Instagram в YouTube или ведут отдельные «шоу» в двух соцсетях.

 

 

О чем смеются мужчины и женщины

Пока мировое культурное сообщество старается нивелировать различия между достоинствами представителей двух полов, русский юмор в Instagram процветает в мужской и женской версиях.

К примеру, Полина Трубенкова с 1 млн подписчиков в Instagram и 198 000 на YouTube шутит о девичьих проблемах: как смешно не удается похудеть, как смешно страдать из-за расставания, как смешно быть неуклюжей и как смешно одеваться не по погоде.

 

 

Топовый вайнер и ведущая передачи «Орел и Решка» Настя Ивлеева, иронизирует над женской любовью к алкоголю, методикам похудения, которые не работают, новым моделям айфона и макияжу перед походом к мусорным контейнерам. Творчество Ивлеевой и ее образ «своей в доску лучшей подружки» нравятся 6,6 млн подписчиков в Instagram и 850 000 на YouTube.

 

Постоянная коллега Ивлеевой Ида Галич, бывшая участница КВН и «Comedy Баттл», благополучно перенесла неудачные для телевидения скетчи в Instagram и в прошлом году «расширилась» до видеоблога.

Для выпусков на YouTube Галич приглашает популярных коллег по цеху и знаменитостей. «Мы сейчас будем Дедушке Морозу угождать… Не так, как ты обычно привыкла угождать дедушкам», — обращается Галич к гостье, Екатерине Варнаве. Шоу Галич проходит в формате «звезды ближе к людям», поэтому изобилует шутками, понятными каждому и близкими многим.

Творчество женщин-вайнеров, сосредоточенное на самоиронии вперемешку с мизогинией и сарказмом над мужским миром, компенсируется творчеством мужчин-вайнеров. Последние используют «актрис» как вспомогательное средство для своих скетчей и подбирают партнерш из соображений «чем эффектнее, тем лучше».

Просмотры и подписчики нужны многим начинающим вайнерам, поэтому в рейтингах встречаются авторы вроде Рахима Абрамова или Андрея Глазунова.

К счастью, существуют универсальные вайнеры, не испытывающие необходимости в ассистентках: они справляются в одиночку при помощи женского парика. Среди наиболее выдающихся адептов этого жанра — Андрей Борисов, актер, который предпочел работе в театре карьеру в Instagram и для этого придумал персонажа Светку.

 

 

Без участия Светки Борисов моделирует ситуации в очереди в поликлинику, в женском офисном коллективе или в «подружеских» посиделках. Секрет успеха этого вайнера — строгая композиция сюжета: герой начинает путь и приходит к результату, который меняет героя.

Другой стремительно набирающий популярность вайнер, Артем Колесников, работает с публикой в торговых центрах, московских пробках или в метро. Ключевое отличие скетчей Артема от другого «мужского» творчества — отсутствие избитых «типов» и сценок об отношениях.

Массив Instagram-юмора, как правило, повторяющийся и существует «сам в себе». Популярные авторы зарабатывают на рекламе начинающих вайнеров, выпускают локальные кроссоверы с приглашенными инстаграмерами, образуя комьюнити сетевого юмора ни о чем и обо всем. Из-за этого фактора конкуренция среди вайнеров фантастически высокая, а бездарный юмор или некачественную съемку не спасают искусственные накрутки подписчиков. 

Захожему зрителю вайн-сообщество в Instagram может показаться недоброжелательной к внешней среде монополией, которая не подвержена критике и цензуре. В исключительных случаях медиаконтент, образованный вайнерами, вызывает ажиотаж, но в целом реакция на процветание русского юмора в Instagram лучше всего демонстрируется в этом видеоролике Сергея Мезенцева.

 

Мемология реальности

Отдельный сегмент юмора заключен в текстовый и графический форматы. Это мемы, за генерирование которых отвечают несколько важных креативных персонажей в интернете. Нередко мемы возникают в пабликах с талантливыми «пикчерами» или на просторах Twitter.  

Анонимный сетевой художник Duran — Бэнкси рунета, с творчеством которого знаком каждый. Его работы широко разошлись по Сети, осели в жестких дисках на компьютерах тысяч пользователей и, подобно крылатым фразам, всплывают в мессенджерах и блогах. Изначально резидент Лепры, Дюран обосновался во «ВКонтакте» в 2011 году, позднее завел аккаунты в Twitter и Instagram, а с недавних пор распространился в Telegram.

Фото: vk.com/by_duran

Социальная сатира и размышления на актуальные темы, сопровождаемые рисунками, выполненными нарочито упрощенно, — основной контент Дюрана.

Фото: vk.com/by_duran

Секрет успеха — черный юмор, цинизм и игра слов: такое сочетание особенно ценится в интернете.

Легендарному Страдающему Средневековью удалось создать резонанс и заинтересовать не только «типичную» аудиторию главной российской соцсети, но и экспертов.

Фото: vk.com/souffrantmittelalter

Например, специально для проекта Arzamas искусствоведы объясняли, откуда авторы паблика берут фактуру для мемов.

В этом году вышла книга «Страдающее Средневековье» под авторством Дильшат Харман, Сергея Зотова и Михаила Майзульса об особенностях христианской иконографии. Пожалуй, это первый случай в «мемологии», когда паблик, созданный для развлечения, сформировал образовательный сегмент.

Фото: vk.com/souffrantmittelalter

В феврале 2018 года во «ВКонтакте» появился паблик «Вижу рифмы», в котором короткие стихотворения публикуются вместе с фотографиями рекламных баннеров, вывесок или объявлений. Основатель сообщества Алексей Дубанин размещал первые эксперименты на своей странице в соцсети, а затем объединил все в одну группу.

Популярность обеспечивает ей новый контент: Дубанин публикует творчество своих подписчиков, которые охотятся за странными объявлениями. Иногда результатом становятся непредсказуемые сочетания.

Фото: vk.com/rhymesee

Разработчик мобильных приложений Антон Жаворонков в прошлом году придумал свитер с оленями и «взорвал» соцсеть. Работы Жаворонкова в чем-то напоминают Дюрана: сатирические, злободневные и не лишены черного юмора. Однако Жаворонков не скрывает своей личности и в основном обыгрывает рекламную тематику.

Сообществам с креативным контентом во «ВКонтакте» далеко до популярности пабликов вроде «Четкие приколы» (8,5 млн подписчиков) или «БОРЩ» (6,3 млн). Такие группы не «производят» ничего принципиально нового, они собирают контент в интернете и ориентируются на количество.