Что смотреть на фестивале «Сезон Станиславского»
По традиции в программу фестиваля включены московские спектакли лауреатов премии Станиславского прошлых лет, но главными «игроками» этого года являются постановки из Литвы, Нидерландов и Швеции. И их надо успеть увидеть, пока они в Москве.
Постоянный и один из главных участников «Сезона Станиславского» — литовский режиссер Эймунтас Някрошюс. Программу фестиваля без участия маэстро и его театра уже трудно представить. В прошлом году Някрошюс привозил в Москву пушкинского «Бориса Годунова», а в этот раз — спектакль по новелле Франца Кафки «Мастер голода» (в русских переводах – «Голодарь»). Постановка будет идти на сцене РАМТа 27 и 28 октября.
В крошечной новелле речь идет о человеке, потратившем жизнь на то, чтобы достичь мастерства в искусстве голодания. В тот момент, когда он понимает, что дошел до подлинных высот в этом деле, обстоятельства заставляют его показывать свое искусство тем, кто не в состоянии его оценить. Всеми забытый, мастер голода гибнет.
В сборник «Голодарь» Франц Кафка включил еще два рассказа, героями которых являются люди искусства. Известно, что писатель не внес их в список произведений, которые предстояло уничтожить после его смерти. Возможно, потому что Кафка пытался донести до читателя что-то очень важное для него самого. В спектакле литовского театра «Мено Фортас» главную роль исполняет актриса Виктория Куодите, сыгравшая у Някрошюса Лауру в «Дон Жуане», Офелию в «Гамлете» и Ирину в «Трех сестрах», а в роли персонажей греческого хора, комментирующего действие, выступают Вигандас Вадейша, Вайдас Вилюс и Геннадий Вирковский.
Следующую строчку в фестивальной афише занимает Королевский драматический театр Dramaten из Стокгольма, который не был в Москве 30 лет. «Суфлер» (3 и 4 ноября, на сцене МТЮЗа) — это монолог человека, который честно выполняет свою часть работы над спектаклем, но никогда не получает свою долю аплодисментов. Он талантлив, амбициозен, у него прекрасное чувство юмора, но что со всем этим делать человеку, который сидит в суфлерской будке?
Актер и драматург Андреас Ольссон написал эту пьесу в 2012 году, когда учился в театральной академии, а потом сам сыграл суфлера в студенческом спектакле. Успех был такой, что постановку перенесли на сцену Королевского театра. У спектакля неожиданный финал: шведские газеты пишут, что актер отомстил за всех, кто не чувствует уважения к себе и своей работе, будь то в театре или за его пределами.
Люк Персеваль, режиссер и реформатор фламандского театра, завершает фестиваль постановкой «Год рака» (16 и 17 ноября в театре им. Вл. Маяковского). Спектакль, поставленный для театра Tonneelgroup Amsterdam по роману фламандского писателя Хьюго Клауса, не об искусстве, а о любви, страсти, которая налетает внезапно, чтобы исчезнуть при первом порыве ветра. Хотя у него тоже есть привязка к театру — главная героиня работает гримершей.
Роман был написан в 1973-м, а два года спустя по нему сняли фильм — не совсем удачный, но наполненный реалиями семидесятых: шумные путешествия большой компанией, много алкоголя и сигарет, девушка, которая не знает, чего хочет от жизни, и влюбленный в нее молодой человек из богатой буржуазной семьи. В театральной версии акцент сделан на ложных ожиданиях, которыми начинает жить один из двоих, пропуская тот момент, когда любви уже нет.