Стиль
Впечатления Кто получил бы «Оскары», если бы их вручали сейчас
Впечатления

Кто получил бы «Оскары», если бы их вручали сейчас

Фото: kinopoisk.ru
Кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян разбирается в сильнейших картинах этого года, чтобы найти потенциальных претендентов на «Оскар» в четырех ключевых категориях: лучшие фильм, режиссер, актер и актриса.

До объявления номинаций на «Оскар» за лучшие достижения в кино 2016 года еще три месяца, а до самой церемонии вручения, которая состоится 26 февраля 2017-го, — больше четырех. Но «оскаровский» сезон в разгаре, и претенденты выходят в прокат. Конечно, до декабря еще многое изменится, но уже сейчас можно прогнозировать, у кого какие шансы в главных номинациях.

 

Фильм

В этом году предсказывать главного фаворита гонки — пусть даже еще не вышедшего в прокат, только по информации, которая о нем известна — было сложно просто потому что его не было. Например, в прошлом году «Выживший» стал фаворитом гонки задолго до появления на большом экране — только из-за наличия в титрах фамилий Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Леонардо Ди Каприо и оператора Эммануэля Любецки — и все трое позже получили «Оскары». В этом году фаворит не определялся долго — пока на открытии Венецианского кинофестиваля в конце лета не показали идеальную для вкусов Академии историю об актрисе и джазовом пианисте, которые влюбляются друг в друга в Лос-Анджелесе. «Ла-Ла Ленд» из тех фильмов, которые нравятся всем — ностальгический мюзикл, цитирующий прошлое кино. И если он получит «Оскар», все останутся довольны. В Венеции сам Том Хэнкс, представлявший совсем другую картину со своим участием — «Чудо на Гудзоне», — прервал собственную пресс-конференцию, чтобы наговорить мюзиклу Дэмьена Шазелла комплиментов. А это дорогого стоит.

Конечно, до конца года может случиться много неожиданного. Например, в фавориты вырвется спродюсированная Брэдом Питтом драма о чернокожем подростке-гее «Лунный свет» Барри Дженкинса, а номинанты и даже победители на «Оскаре» от продюсера Брэда Питта — уже традиция (вспомните «12 лет рабства» и прошлогоднюю «Игру на понижение»). Фильмы Дензела Вашингтона, Мартина Скорсезе и Бена Аффлека выйдут в прокат только в декабре и тоже могут как разочаровать, так и обойти «Ла-Ла Ленд». Но если бы «Оскар» за лучший фильм вручали сегодня, сомнений в том, кому бы он достался, нет (в галерее ниже пять фильмов, которые гарантированно попадут в номинации, хотя именно в этой могут быть до десяти картин). До российского проката «Ла-Ла Ленд» доберется только 2 февраля 2017 года, ближе к вручению «Оскаров».

 

 

 

Режиссер

Именно эта номинация доказывает, как эфемерны любые прогнозы на «Оскар», и насколько Академия зависит от а) репутации номинанта, б) от кассовых сборов фильма. В самом начале года, когда историческую драму «Рождение нации» Нейта Паркера показали на фестивале «Сандэнс», его номинация или даже победа на «Оскаре» казалась предрешенным делом. Но в последние месяцы скандал с изнасилованием, в котором Паркер был замешан аж в конце 1990-х, полностью уничтожил его шансы. И что еще хуже, «Рождение нации» плохо прошло в прокате США — видимо, американцы, путающие искусство с моралью, не готовы платить за поход на фильм режиссера с сомнительным прошлым.

Поэтому борьба развернется между одним молодым режиссером — 31-летним Дэмьеном Шазеллом, которого два года назад номинировали за «Одержимость» — и ветеранами Мартином Скорсезе, Клинтом Иствудом и Энгом Ли. У Скорсезе «Оскар» есть, у Иствуда и Ли — даже по два на каждого, что повышает шансы остальных. У Кеннета Лонергана почетная пятая номинация, ежегодно выделяемая для независимых кинематографистов.

 

 

Актер

Что может сделать актер, у которого есть уже два «Оскара»? Снять как режиссер фильм с такой ролью, чтобы номинироваться на третий, самому. Дензел Вашингтон поставил «Ограды» по пьесе Огаста Уилсона, и у него были бы идеальные шансы, если бы не потрясшая критиков тонкая игра Кейси Аффлека в драме «Манчестер у моря». Бывший «человек-паук» Эндрю Гарфилд сыграл в этом году даже не одну, а сразу две главные драматические роли — в «Молчании» Мартина Скорсезе и в «По соображениям совести» Мела Гибсона. Джоэл Эдгертон сыграл в прекрасно принятой на Каннском фестивале драме «Лавинг» угодившего в тюрьму за женитьбу на чернокожей девушке Ричарда Лавинга. Райан Гослинг, которого Академия почему-то не любит (хотя актер снимается с 15-летнего возраста, его номинировали на «Оскар» лишь однажды десять лет назад), может попасть в номинации, но в такой компании получить саму статуэтку у него нет шансов.

 

 

Актриса

Эта номинация в этом году особенно интересна, учитывая, что у Аннетт Бенинг, у которой, несмотря на четыре номинации, так и нет «Оскара», появился серьезный шанс благодаря главной роли в драме «Женщины XX века» о живущей в 1970-х матери-одиночке. У режиссера этой картины Майка Миллса легкая рука — за роль в его же «Начинающих» (2010) легендарный актер Кристофер Пламмер все же получил в итоге свой «Оскар».

Но у Беннинг серьезная конкуренция. Натали Портман играет в «Джеки» Жаклин Кеннеди в тот самый период, когда убили ее мужа-президента, а тема реально жившей исторической личности, к тому же любимой Америкой до сих пор, к тому же в ключевой момент истории страны — почти гарантированная победа. Эмма Стоун претендует за роль начинающей актрисы в «Ла-Ла Ленде», а Академия обожает истории про шоу-бизнес (вспомните «Бёрдмэна» с той же Эммой Стоун). И, конечно, какой «Оскар» без Мэрил Стрип? В любом случае это будет напряженная борьба — самая интересная интрига сезона будет держаться до последнего момента, когда на сцене объявят победительницу, а в этом волнении и догадках и есть прелесть «Оскара».