Есть ли у «Рая» Кончаловского шансы на «Оскар»
«Я не смотрел эту картину, мнения о ней слышал очень разные, но у меня не было сомнений. Семья известная», — сказал в разговоре с «РБК Стиль» один из российских кинокритиков. В прошлом году на выдвижение на «Оскар» претендовал «Солнечный удар» брата Андрея Кончаловского Никиты Михалкова. Картина в итоге не попала даже в шорт-лист премии. На сей раз среди кандидатов значились «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Экипаж» Николая Лебедева и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Однако выбор российского оскаровского комитета оказался очевиден: на соискание выдвинули черно-белую драму о переплетении судеб русской аристократки-эмигрантки и участницы французского Сопротивления, спасающей еврейских детей, француза-коллаборациониста и высокопоставленного офицера СС, снятую режиссером, который около десяти лет работал в Голливуде.
До этого «Рай» благосклонно приняли на прошедшем Венецианском кинофестивале, где Андрей Кончаловский удостоился «Серебрянного льва» за лучшую режиссуру. Два года назад он также получал в Венеции эту награду за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Однако тогда Кончаловский попросил российский оскаровский комитет не рассматривать фильм в качестве претендента на выдвижение, объяснив это тем, что «в последние годы достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей». «В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым», — сказал режиссер. На сей раз Андрей Кончаловский против выдвижения не возражал. «Если выдвинули, я не буду отказываться. Я согласен, — заявил он информационному агентству РИА Новости. — Сейчас стало ясно: за два года все изменилось. Начался накат на Россию — на нашу историю, на нашу роль в войне. Я как русский человек, как русский художник использую любые средства, чтобы сказать, что мы свою историю не забыли, что русский народ положил свои жизни в борьбе с расизмом». «РБК Стиль» узнал у киноэкспертов, велики ли шансы «Рая» быть номинированным на «Оскар».
Кирилл Разлогов, киновед:
«Если российский оскаровский комитет счел нужным выдвинуть эту картину, то значит, они считают, что шансы у нее имеются. Тем более что у Кончаловского уже есть «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, это еще один аргумент за то, чтобы ее выдвигать. Увеличивает шансы на получение номинации и тот факт, что в картине затронута тема холокоста. По тематике «Рай» понятен американцам, но по форме он, на мой взгляд, слишком для них усложнен. Я думаю, если бы «Рай» прошел в шорт-лист, в девятку главных претендентов, то это был бы уже успех. Хотя лично я бы предложил картину «14+» Андрея Зайцева. Но это молодой режиссер, а у нас предпочтение отдается режиссерам с именем».
Антон Долин, кинокритик:
«Сложно говорить о шансах, когда мы не знаем всех конкурентов. Сейчас лишь несколько стран сообщили о фильмах, которые они отправляют на соискание «Оскара». Обычно этот список довольно большой, и в нем могут возникнуть любого рода «темные лошадки». Нередко происходили случаи, когда картины, которые вовсе не были хитами фестивалей или проката, вдруг оказывались в оскаровском шорт-листе и получали статуэтку. С одной стороны, «Рай» соответствует всем требованиям формата «Оскара», как мы их себе представляем. Это фильм крупного режиссера, хорошо известного в Америке. Этот режиссер только что получил приз на фестивале в Венеции, жюри которого возглавлял оскаровский лауреат Сэм Мендес. И даже тема фильма, холокост, редко затрагивавшаяся в фильмах российских режиссеров, тоже играет в пользу этой картины и увеличивает ее шансы на победу. Но с другой стороны два года назад восточноевропейский черно-белый фильм на тему холокоста «Ида» уже взял «Оскара». Академики не любят повторяться, и им может показаться, что им предлагают картину, слишком похожую по формальным параметрам на то, что они недавно смотрели и награждали. Я совершенно не утверждаю, что «Рай» и «Ида» чем-то похожи, кроме того, что у обоих фильмов названия состоят из трех букв — это абсолютно разные ленты. Но иногда какие-то стереотипы сильнее, чем реальный глубокий анализ фильма».