Стиль
Впечатления Есть ли у «Рая» Кончаловского шансы на «Оскар»
Впечатления

Есть ли у «Рая» Кончаловского шансы на «Оскар»

Юлия Высоцкая, Андрей Кончаловский с сыном Петром
Юлия Высоцкая, Андрей Кончаловский с сыном Петром
Вчера российский оскаровский комитет выдвинул на соискание премии «Оскар» картину «Рай» Андрея Кончаловского как «Лучший фильм на иностранном языке». «РБК Стиль» выяснил, насколько велики шансы фильма быть номинированным на главную американскую награду.

Кадр из фильма «Рай»
Кадр из фильма «Рай»

«Я не смотрел эту картину, мнения о ней слышал очень разные, но у меня не было сомнений. Семья известная», — сказал в разговоре с «РБК Стиль» один из российских кинокритиков. В прошлом году на выдвижение на «Оскар» претендовал «Солнечный удар» брата Андрея Кончаловского Никиты Михалкова. Картина в итоге не попала даже в шорт-лист премии. На сей раз среди кандидатов значились «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Экипаж» Николая Лебедева и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Однако выбор российского оскаровского комитета оказался очевиден: на соискание выдвинули черно-белую драму о переплетении судеб русской аристократки-эмигрантки и участницы французского Сопротивления, спасающей еврейских детей, француза-коллаборациониста и высокопоставленного офицера СС, снятую режиссером, который около десяти лет работал в Голливуде.

Кадр из фильма «Рай»
Кадр из фильма «Рай»

До этого «Рай» благосклонно приняли на прошедшем Венецианском кинофестивале, где Андрей Кончаловский удостоился «Серебрянного льва» за лучшую режиссуру. Два года назад он также получал в Венеции эту награду за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Однако тогда Кончаловский попросил российский оскаровский комитет не рассматривать фильм в качестве претендента на выдвижение, объяснив это тем, что «в последние годы достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей». «В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым», — сказал режиссер. На сей раз Андрей Кончаловский против выдвижения не возражал. «Если выдвинули, я не буду отказываться. Я согласен, — заявил он информационному агентству РИА Новости. — Сейчас стало ясно: за два года все изменилось. Начался накат на Россию — на нашу историю, на нашу роль в войне. Я как русский человек, как русский художник использую любые средства, чтобы сказать, что мы свою историю не забыли, что русский народ положил свои жизни в борьбе с расизмом». «РБК Стиль» узнал у киноэкспертов, велики ли шансы «Рая» быть номинированным на «Оскар».

Кирилл Разлогов, киновед:

«Если российский оскаровский комитет счел нужным выдвинуть эту картину, то значит, они считают, что шансы у нее имеются. Тем более что у Кончаловского уже есть «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, это еще один аргумент за то, чтобы ее выдвигать. Увеличивает шансы на получение номинации и тот факт, что в картине затронута тема холокоста. По тематике «Рай» понятен американцам, но по форме он, на мой взгляд, слишком для них усложнен. Я думаю, если бы «Рай» прошел в шорт-лист, в девятку главных претендентов, то это был бы уже успех. Хотя лично я бы предложил картину «14+» Андрея Зайцева. Но это молодой режиссер, а у нас предпочтение отдается режиссерам с именем».

Антон Долин, кинокритик:

«Сложно говорить о шансах, когда мы не знаем всех конкурентов. Сейчас лишь несколько стран сообщили о фильмах, которые они отправляют на соискание «Оскара». Обычно этот список довольно большой, и в нем могут возникнуть любого рода «темные лошадки». Нередко происходили случаи, когда картины, которые вовсе не были хитами фестивалей или проката, вдруг оказывались в оскаровском шорт-листе и получали статуэтку. С одной стороны, «Рай» соответствует всем требованиям формата «Оскара», как мы их себе представляем. Это фильм крупного режиссера, хорошо известного в Америке. Этот режиссер только что получил приз на фестивале в Венеции, жюри которого возглавлял оскаровский лауреат Сэм Мендес. И даже тема фильма, холокост, редко затрагивавшаяся в фильмах российских режиссеров, тоже играет в пользу этой картины и увеличивает ее шансы на победу. Но с другой стороны два года назад восточноевропейский черно-белый фильм на тему холокоста «Ида» уже взял «Оскара». Академики не любят повторяться, и им может показаться, что им предлагают картину, слишком похожую по формальным параметрам на то, что они недавно смотрели и награждали. Я совершенно не утверждаю, что «Рай» и «Ида» чем-то похожи, кроме того, что у обоих фильмов названия состоят из трех букв — это абсолютно разные ленты. Но иногда какие-то стереотипы сильнее, чем реальный глубокий анализ фильма».