Стиль
Впечатления Получит ли фильм Никиты Михалкова премию «Оскар»
Впечатления

Получит ли фильм Никиты Михалкова премию «Оскар»

Фото: TACC
«Солнечный удар» Никиты Михалкова был выдвинут от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «РБК Стиль» поинтересовался у экспертов, велики ли шансы картины получить номинацию на главную кинопремию планеты.

Выдвижение фильма на соискание «Оскара» — лишь первый шаг к этой награде. Теперь «Солнечный удар» должны посмотреть американские киноакадемики, которые либо включат, либо не включат его в список номинантов сначала из девяти, а затем из пяти фильмов.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

В последнее время российским фильмам в этом плане не очень везло. В период с 2007 по 2014 год наши картины были номинированы на «Оскар» всего дважды. В 2007 году это была «12» все того же Никиты Михалкова, а в 2014-м — «Левиафан» Андрея Звягинцева. В промежутке американские киноакадемики проигнорировали и «Русалку» Анны Меликян, и «Палату №6» Александра Горновского и Карена Шахназарова, и «Край» Алексея Учителя, и «Белого тигра» Карена Шахназарова, и «Сталинград» Федора Бондарчука.

Кадр из фильма «Левиафан»

Кстати, в 2011 году от России на «Оскар» была выдвинута еще одна работа Никиты Михалкова — «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Тогда это спровоцировало настоящий скандал — председатель российского оскаровского комитета Владимир Меньшов отказался подписывать решение о выдвижении картины. Впрочем, в шорт-лист номинантов на «Оскар» «Цитадель» так не вошла.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем»

В этом году в списке претендентов на престижную кинопремию значились такие фильмы, как «Дурак» Юрия Быкова, «Арвентур» Ирины Евтеевой и «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, получивший «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Кинокритики объяснили «РБК Стиль», почему российский оскаровский комитет предпочел им «Солнечный удар» и есть ли у фильма шансы завоевать награду.


Кирилл Разлогов,
киновед:

Я думаю, что шансов у «Солнечного удара» немного. И здесь не сыграет особой роли факт, что в прошлом году российский фильм уже был номинирован на «Оскар», или обострение политических отношений. Сыграет роль определенная академичность картины, ее замах на большое дорогостоящее полотно. Американские киноакадемики ценят эти качества в своих фильмах, но из зарубежных картин они предпочитают скорее камерные. И это одна из ошибок нашего оскаровского комитета — он все время выдвигает большие амбициозные киноленты, не принимая во внимание, что у менее масштабных фильмов было бы больше шансов.

В то же время конкурентов у Михалкова не было. Зная пристрастия российских киноакадемиков к масштабным работам, могу предположить, что они даже в горячечном бреду не выдвинули бы такие картины, как «Дурак» или «Арвентур». Так что, когда у меня ранее спрашивали, какой фильм в этом году мог бы претендовать от России на «Оскар», я называл «Солнечный удар». Но это не от хорошей жизни.

Сергей Кудрявцев,
кинокритик:

Я считаю, что у «Солнечного удара» есть шансы получить номинацию на «Оскар», поскольку картина отвечает вкусам американских киноакадемиков. Это экранизация русской классики, здесь показана судьба России во время революции, фильм в меру сентиментальный и в меру эпический. Словом, эта картина может заинтересовать американцев. А политические отношения США и России на решение киноакадемиков никак не могут повлиять. Например, «Война и мир» Сергея Бондарчука получила «Оскара» уже после ввода наших войск в Чехословакию, а «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова — когда мы вторглись в Афганистан.