Впечатления Владимир Потанин о коллекции искусства, подаренной Парижу
Впечатления Владимир Потанин о коллекции искусства, подаренной Парижу
Впечатления
Владимир Потанин о коллекции искусства, подаренной Парижу
© Роман Шеломенцев
В Центре Помпиду открылась выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею», из названия которой уже ясно ее содержание. Об этом проекте и благотворительности вообще «РБК Стиль» расспросил его инициатора.

Новая экспозиция в Центре Помпиду состоит из более чем 250 произведений, созданных ключевыми фигурами в истории отечественного искусства последних нескольких десятилетий. Эти работы были специально собраны и подарены музею Благотворительным фондом Владимира Потанина и присоединившимися к проекту художниками, коллекционерами и меценатами. Возможно, само по себе дарение произведений искусства как жест благотворительности не ново не только для российской действительности, но и для самого Владимира Потанина — его фонд ежегодно тратит рекордные суммы на поддержку культурных, научных и спортивных проектов и многочисленные гранты молодым специалистам и студентам. Тем не менее это событие отличает крайне важный момент — коллекция такой значимости и подобного масштаба, переданная на безвозмездной основе другому государству, выводит российскую культуру за пределы страны и интегрирует ее в международный контекст. «РБК Стиль» расспросил одного из самых влиятельных и богатейших российских бизнесменов (Владимир Потанин занимает четвертое место в списке Forbes 2016 года) о том, какое значение для него лично имеет как этот проект, так и благотворительность в целом.

Вы передали в дар часть своей коллекции российского искусства парижскому Центру Жоржа Помпиду. Скажите, пожалуйста, почему ваш выбор пал именно на Францию и на эту институцию?

Что вы, у меня никогда не было коллекции искусства! Эта история совсем о другом. С Францией мои отношения начались еще во время учебы в институте, когда я начал изучать французский язык. Потом, когда появилась возможность путешествовать, знание языка и французской культуры на много лет определили мои приоритеты. В общем, с Францией у нас долгие отношения. Мы уже делали большой выставочный проект: в мае 2003 года в Париже, в соборе Дома инвалидов (Музее армии) к трехсотлетию Санкт-Петербурга прошла выставка «Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски...». Она собрала рекордное количество посещений, а мне этот успешный опыт запомнился, хотелось сделать продолжение. Конечно, создание Русской коллекции в Центре Жоржа Помпиду — проект совсем другого рода.

Римма Герловина, «Куб в форме тетраэдра» В процессе приобретения при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина

© пресс-служба

А как родилась идея этого проекта? Коллекционером вы не были, но это не первый щедрый жест, связанный с искусством. Помнится, вы купили «Черный квадрат» Малевича, чтобы подарить Эрмитажу...

Это точно, коллекционером меня трудно назвать. Зная о моей любви к Франции и о том, что мой благотворительный фонд много лет поддерживает российские музеи, Ольга Свиблова (известный российский куратор, директор Московского Мультимедиа Арт Музея. — «РБК Стиль») предложила собрать специальную коллекцию современного русского искусства и подарить ее Центру Помпиду в связи с его юбилеем. Сначала этой идеей очень воодушевилась команда моего фонда, куда же мне было деваться? А если всерьез, то наш проект в Центре Помпиду практически начинает русский сезон в Париже. Чуть позже, в октябре откроются новый российский культурный центр и большая выставка работ из собраний Щукина и Морозова.

Эрик Булатов, «Слава КПСС» Дар Владимира и Екатерины Семенихиных

© пресс-служба

Потребовалось ли убеждать участвовать в этом событии художников, коллекционеров и меценатов, которые также передали Центру Помпиду свои произведения искусства?

Честно говоря, я восхищен тем, что кроме меня нашлось еще 40 человек — художники, их семьи, коллекционеры — которые с готовностью разделили с нами эту идею и поделились собственными работами или произведениями из своих коллекций. Получилось, что в этом проекте объединилось много людей, и мне это тоже нравится.

В чем для вас особая важность этого события?

Пополнение коллекции Центра Помпиду — символический дар, который, надеюсь, поможет интеграции современного русского искусства в мировую культуру. Я всегда рад возможности показать то, чем наша страна может по праву гордиться, — ее культуру. Поддерживать наследие очень важно, но не менее важно показывать и что такое русская культура сегодня. И здесь без современного искусства обойтись невозможно: это концентрация взглядов, идей, творческих поисков. Выставка как раз показывает, что эти поиски никогда не останавливались.

Гриша Брускин, из серии «Рождение героя» Дар самого художника

© пресс-служба

Как вы отбирали работы, которые вошли в подаренную коллекцию?

Работы отбирали эксперты. Российскую сторону представляла куратор, известный искусствовед Ольга Свиблова, чьи энтузиазм и профессионализм сыграли большую роль в успехе проекта. С французской стороны — директор французского Государственного музея современного искусства (часть культурного центра Помпиду. — «РБК Стиль») Бернар Блистен и куратор этого музея Николя Люччи-Гутников, а также эксперты закупочной комиссии Центра, принимавшие окончательное решение о покупке той или иной работы. Так что я лично в процессе отбора не участвовал.

Как-то вы сказали, что мечтаете о временах, когда благотворительность станет массовой. Скажите, как на ваш взгляд меняется ситуация с благотворительностью в нашей стране? И есть ли у вас в этом смысле некая глобальная цель?

Цель — помогать людям меняться самим и менять мир к лучшему. Хотелось бы, чтобы это мое стремление разделяло как можно больше людей, ведь культура и образование как раз и помогают создавать новый мир, сохраняя то, что у нас есть.

И, хотя абсолютные объемы благотворительных денег в России пока не растут, очевидно, что благотворительность становится более массовой: появляется множество инициатив, которые поддерживают обычные люди. Например, у нас в «Норникеле» сотрудники активно участвуют в волонтерской и благотворительной деятельности, а компания их в этом поддерживает. Мне кажется, это тенденция последних лет: люди, состоятельные и не очень, занимаются благотворительностью.

Александр Косолапов, «Малевич Мальборо» Дар самого художника

© пресс-служба

Что для вас успех и успешность? Для вас это важные понятия?

Человек, который состоялся, добился успеха, получает в руки ресурс, которым может распорядиться (деньги, влияние, авторитет). И он должен поделиться этим со всем обществом, помочь тем, кто в этом нуждается. При этом я стараюсь помогать тем, кто мог бы, в свою очередь, повести за собой других. Мне нравится заниматься тем, что двигает нас вперед.

Юрий Аввакумов, «Рабочий и колхозница International» Дар самого художника

© пресс-служба

Вы сами не мечтали быть великим художником?

Художником никогда не мечтал. Я еще в пять лет знал, что хочу быть, как папа, экономистом. Еще слово это не научился выговаривать, но уже точно знал, кем я буду. Знал, что буду поступать в МГИМО, как отец. И после института не было вопросов: собирался в Министерство внешней торговли, потому что хотел стать советским бизнесменом. Правда, потом пришлось переквалифицироваться в российского бизнесмена… И знаете, я не расстроился.

Выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею» открыта в Центре Жоржа Помпиду с 14 сентября.