Впечатления Что купить на русском арт-аукционе ART4.RU
Впечатления Что купить на русском арт-аукционе ART4.RU
Впечатления
Что купить на русском арт-аукционе ART4.RU
Фрагмент картины Владимира Янкилевского «Этюд №10», 1961 г.
© пресс-служба ART4.RU
Частный музей ART4 запустил онлайн-аукцион современного российского искусства. На нем можно побороться, например, за работы Ильи Кабакова и Эрика Булатова. О 10 главных лотах «РБК Стиль» рассказал коллекционер и создатель проекта Игорь Маркин.

Цены на некоторые первые лоты претендуют на шок-эффект: торги за графику Эрика Булатова, одного из самых дорогих российских художников, и Юло Соостера, видного представителя неофициального искусства, начинаются с €300. Столько же стоит живопись нонконформиста Михаила Рогинского, хотя его последний аукционный результат в апреле 2016-го — €10 тыс. Цены на Илью Кабакова, Семена Файбисовича и Олега Васильева превышают €100 тыс.

Все произведения из разных ценовых категорий, сейчас представленные на аукционе, происходят из коллекции принадлежащего Игорю Маркину музея ART4. В перспективе продать работу таким же образом смогут все желающие. Правда, на торги попадут только те авторы, кто уже есть в коллекции АRТ4, то есть 150 главных российских художников последних 70 лет. Но увидеть их вместе на аукционе не удастся: за один раз на нем могут быть представлены только 40-60 произведений. Список лотов, каждый из которых участвует в торгах только 30 дней, пополняется ежедневно. О 10 самых интересных работах, выставленных на аукцион ART4.RU«РБК Стиль» узнал у его основателя.

 

 
Михаил Рогинский. «Длинный натюрморт №12» 2003 г.

Стартовая цена — €300

© пресс-служба ART4.RU

«Рогинский — один из моих любимых художников, поэтому запуск аукциона мы сопровождаем его персональной выставкой. Многие работы из этой экспозиции я купил у Рогинского в Париже: он жил в пригороде, в плохом районе, но это и была его эстетика — он видел красоту в пятиэтажках и в дешевых кварталах. В конце жизни он хотел перебраться обратно в Москву, хотя, может быть, это был просто предлог для продажи картин: художник говорил коллекционерам, что хочет переехать, но чтобы позволить себе здесь квартиру, ему надо продать сразу порядка 30 работ. Так что они покупали много: у некоторых собралось по сотне его произведений».

 

 
Владимир Немухин. «Этюд «Раннее утро»», 1978 г.

Стартовая цена — €16 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«Немухин прожил 90 лет и умер в апреле этого года, его последняя выставка прошла у нас в музее. Он был плодовитым, но грешил тем, что делал варианты своих произведений. Над темой карт он начал работать в начале 1970-х и почему-то потом с нее практически не слезал. Немухин долго казался мне обычным художником, но после ретроспективы в ММОМА, я понял, что недооценивал его, и что должен купить какое-то количество работ. Эта картина, например, — переходного этапа, здесь еще видны следы его предыдущего абстрактного периода».

 

 
Оскар Рабин. «Без названия», 1957 г.

Стартовая цена — €26 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«В 1957 году в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов, на который привезли выставку Джексона Поллока и других американцев. Одновременно с ним была устроена экспозиция советских художников, специально для которой Оскар Рабин и сделал эту работу по мотивам детского рисунка.

Возможно, перед нами самое раннее его произведение из всех, что я видел, но в ней уже узнается рабиновская пластика: в самой знаменитой работе художника — в «Вертолете» — летательный аппарат имеет крылья точно как у этой девочки».

 

 
Михаил Гробман. «Афоризмы», 1975 г.

Стартовая цена — €28 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«Эти «Афоризмы» я снял со стены в квартире Гробмана в Израиле — он одним из первых эмигрировал туда в начале 1970-х. Работа основана на еврейской философии, но текст на ней я никогда не читал, потому что это чисто графический образ, орнамент. Гробман не только художник, но еще и один из важнейших теоретиков русского искусства. Он создал канонический перечень представителей «второго авангарда» из 20 имен — то есть список главных советских неофициальных художников 1960-1970-х».

 

 
Борис Свешников. «Ночной пейзаж», 1949 г.

Стартовая цена — €38 тыс.

«Одна из картин, которую Свешников написал в лагере, куда он попал в 19 лет за антисоветскую пропаганду и где сделал лучшие свои работы. Он каким-то образом получал краски и писал на наволочках. Правда, сложно понять, откуда он брал материалы и что это за режим был такой, где художник мог рисовать, а не лес валить».

 

 
Александр Харитонов. «Ветер», 1961 г.

Стартовая цена — €40 тыс.

«Харитонов — крайне почитаемый коллекционерами и крайне редкий шестидесятник. Это достаточно ранняя его работа: потом он стал делать более яркие, будто бы мозаичные картины с выдавленными цветными пикселями — они тоже есть в коллекции ART4».

 

© пресс-служба ART4.RU

 
Владимир Янкилевский. «Этюд №10», 1961 г.

Стартовая цена — €45 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«Лучшее, что сделал Янкилевский, пришлось на начало 1960-х, и существует всего несколько работ этого периода. «Этюд №10» я купил на выставке в Москве лет 15 назад — ужасно жалею, что не взял тогда все, ведь в конце 1980-х Янкилевский уехал в Париж, теперь у него могут быть только музейные выставки, а в продаже его работ 1960-х уже вообще нет».

 

 
Владимир Вейсберг. «Лимоны», 1961 г.

Стартовая цена — €65 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«Начинал Вейсберг с сезаннистских работ, сказочно красивых и теперь сказочно дорогих, — они уходили на аукционах по €200-300 тыс. Но самое ценное, что он сделал и чем он известен — это его поздние произведения «белое на белом». «Лимоны» — переходная картина между этими двумя этапами. Я вообще люблю «промежуточные» работы, ведь то, как художник ищет себя, — самое интересное. Я стараюсь собрать ретроспективу каждого автора, который есть у меня в коллекции, да и практически все коллекционеры так делают: нужно иметь хотя бы 2-4 произведения разных периодов, чтобы был понятен путь художника».

 

 
Олег Васильев. «Лес вокруг», 1993 г.

Стартовая цена — €102 тыс.

«Васильев учился в одной художественной школе с Кабаковым и Булатовым и с ними дружил. Из них троих он самый сильный живописец. Васильев работал с главным российским жанром живописи — пейзажем. Тогда казалось, что в нем все, что можно сделать, уже сделано, но появился Васильев и создал что-то новое. На этой работе, например, виден его фирменный черный цвет».

 

 
Семен Файбисович. «Подружки», 1989 г.

Стартовая цена — €110 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«Файбисович — один из главных российских гиперреалистов. Лучший период в его творчестве — конец 1980-х, до отъезда в Америку. Он уезжал туда на несколько лет, потом вернулся, но ничего великого уже не сделал. В середине 1990-х он вообще перестал писать картины, потому что они у него не продавались. Я однажды купил у него шесть работ, а мог купить 30-40, вообще все надо было купить, на самом деле. Файбисовича сразу не раскусили, но к концу 2000-х ситуация изменилась: на аукционе Phillips у людей случилось какое-то прозрение, его картина ушла за €400 тыс., и все вдруг захотели его в коллекции. Любая работа должна «отстояться»: этим произведениям понадобилось 25 лет, чтобы их оценили».

 

Илья Кабаков. «Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?», 1987 г.

Стартовая цена — €220 тыс.

© пресс-служба ART4.RU

«Кабаков — главный художник для нашей системы ценностей. Эта одна из лучших его работ, еще московского периода, что особенно значимо. Мне она очень нравится цветами — сочетанием зеленого с синим — и тем, что Кабаков здесь использует эмаль вместо масляных красок. А о чем она, для меня не важно: работы в коллекцию я выбираю только по их визуальным качествам. На самом деле я не очень хочу продавать ее за €220 тыс., потому что в феврале 2016 года картина Кабакова ушла на Phillips за €500 тыс., хотя она все-таки была побольше.

У нас на аукционе работа будет всего несколько дней — до 23 июня. Ее я тоже купил на торгах, хотя и с самим Кабаковым мы знакомы: в 2007 году, за несколько дней до открытия музея ART4, он пришел сюда и все посмотрел. Я еще подумал: какое чудо, что главный российский художник находится в мейнстриме и знаком с работами других авторов, — тогда у нас произведения висели без этикеток, но он узнал их все».