В Швейцарии открылась 47-я ярмарка Art Basel
Galleries
Главный раздел Art Basel представляет стенды галерей из 33 стран мира, а на них — работы почти 4 тыс. художников. Львиную долю составляют произведения музейного качества — взять хотя бы скульптуры Александра Колдера и Тони Крэгга, графику Эгона Шиле и Анри Матисса, перформансы вездесущей Марины Абрамович или фотографии Синди Шерман.
В этой зоне можно обнаружить немало имен, которые близки российским зрителям в связи с недавними московскими выставками — галерея Hauser & Wirth, например, представляет работы Луиз Буржуа и Рашида Джонсона, с которыми Москву в этом году познакомил музей современного искусства «Гараж». Рядом с ними, на том же стенде, — работы итальянского живописца Джорджо Моранди, коллаж из найденных объектов Майка Келли и абстрактная стальная скульптура Дэвида Смита.
На стенде другой легендарной галереи — White Cube — традиционно представлены работы Дэмьена Херста, без которого не обходится ни одна уважающая себя ярмарка. В этом году в Базеле можно купить его «Последнее королевство» — коллаж из тел жуков, бабочек и пауков стоимостью £1,75 млн.
Feature
Одна из зон ярмарки отдана под кураторские проекты. Здесь стоит посмотреть на воссоздание работы «Da inventare sul posto» 1972 года представителя арте повера Янниса Кунеллиса. В этом гибриде живописи и перформанса скрипач и танцовщица выступают на фоне абстрактной работы, которая становится полноценным участником действа. Стоит отыскать на Feature и коллекционную редкость — нью-йоркская James Cohan Gallery показывает ранние работы классика лэнд-арта Роберта Смитсона, созданные в то время, когда он еще экспериментировал с поп-артом.
Statements
В экспозиции раздела, посвященного молодым галереям и художникам, видно, что независимо от страны происхождения авторов волнуют одни и те же темы. Среди них — интернет и его влияние на нашу жизнь, а также массовая культура. Американец Алай Куриан (Ajay Kurian), например, вдохновлялся пиксаровским мультфильмом «Головоломка», а алжирская художница Массинисса Сельмани (Massinissa Selmani) — образами из масс-медиа.
Unlimited
В ХХ веке произведения искусства стали достигать таких масштабов, что выставлять их на галерейных стендах стало невозможно — для этого к Art Basel в 2000 году добавился сектор Unlimited, посвященный работам внушительного формата. В этом году там стоит посмотреть, например, основателя концептуализма Джозефа Кошута, который представлен работой «Название (искусство как идея как идея)» 1968 года — это 10 холстов с разными определениями слова «ничто». А также современные ему «Дамасские ворота. Вариация 1» Фрэнка Стеллы, американского мастера живописной абстракции.
Parcours
Ярмарка не ограничивается галерейными стендами: она выходит и в город. В этом году центр Базеля украсили 19 произведений искусства — их установили поблизости от кафедрального собора, в подземном туннеле под отелем Grand Hotel Les Trois Rois и на берегах Рейна. Все работы объединены актуальной для искусства всего мира темой «телесности».
Сэм Дюран, например, показал «Лабиринт» из железных заграждений, который он создал вместе с заключенными тюрьмы под Филадельфией — получилось размышление о свободе, движении и ограничениях. А Илья Кабаков поставил на Рейне свой «Туалет на реке»: войдя в него, зритель может созерцать прекрасные пейзажи. «Инсталляция обращается к двум медитативным состояниям — сидении на туалете и размышлениям на природе», — пояснил автор.
Среди весьма немногочисленных российских художников, представленных на Art Basel, есть и Павел Пепперштейн — его работы можно найти на стенде берлинской Kewenig. А вот среди галерей-участниц российских снова нет. Как объяснила в своем Facebook основательница галереи XL Елена Селина, все дело в плачевном состоянии российского арт-рынка и, как следствие, — в отсутствии коллекционеров, которые покупали бы искусство со стендов российских галерей, а также низких ценах на работы наших соотечественников.