Стиль
Впечатления В Швейцарии открылась 47-я ярмарка Art Basel
Впечатления

В Швейцарии открылась 47-я ярмарка Art Basel

Неоновая инсталляция Трейси Эмин в разделе Unlimited
Неоновая инсталляция Трейси Эмин в разделе Unlimited
Ведущая европейская арт-ярмарка Art Basel специализируется на искусстве XX-XXI веков и ежегодно собирает около 100 тысяч посетителей. Что посмотреть у 286 галерей со всего мира и других участников смотра с 16 по 19 июня, рассказывает «РБК Стиль».

Galleries

Главный раздел Art Basel представляет стенды галерей из 33 стран мира, а на них — работы почти 4 тыс. художников. Львиную долю составляют произведения музейного качества — взять хотя бы скульптуры Александра Колдера и Тони Крэгга, графику Эгона Шиле и Анри Матисса, перформансы вездесущей Марины Абрамович или фотографии Синди Шерман.

 

 

В этой зоне можно обнаружить немало имен, которые близки российским зрителям в связи с недавними московскими выставками — галерея Hauser & Wirth, например, представляет работы Луиз Буржуа и Рашида Джонсона, с которыми Москву в этом году познакомил музей современного искусства «Гараж». Рядом с ними, на том же стенде, — работы итальянского живописца Джорджо Моранди, коллаж из найденных объектов Майка Келли и абстрактная стальная скульптура Дэвида Смита.

 

Работа Луиз Буржуа
Работа Луиз Буржуа

На стенде другой легендарной галереи — White Cube — традиционно представлены работы Дэмьена Херста, без которого не обходится ни одна уважающая себя ярмарка. В этом году в Базеле можно купить его «Последнее королевство» — коллаж из тел жуков, бабочек и пауков стоимостью £1,75 млн.

 

Дэмиен Херст. «Последнее королевство»
Дэмиен Херст. «Последнее королевство»

 

Feature

Одна из зон ярмарки отдана под кураторские проекты. Здесь стоит посмотреть на воссоздание работы «Da inventare sul posto» 1972 года представителя арте повера Янниса Кунеллиса. В этом гибриде живописи и перформанса скрипач и танцовщица выступают на фоне абстрактной работы, которая становится полноценным участником действа. Стоит отыскать на Feature и коллекционную редкость — нью-йоркская James Cohan Gallery показывает ранние работы классика лэнд-арта Роберта Смитсона, созданные в то время, когда он еще экспериментировал с поп-артом.

 

 

Statements

В экспозиции раздела, посвященного молодым галереям и художникам, видно, что независимо от страны происхождения авторов волнуют одни и те же темы. Среди них — интернет и его влияние на нашу жизнь, а также массовая культура. Американец Алай Куриан (Ajay Kurian), например, вдохновлялся пиксаровским мультфильмом «Головоломка», а алжирская художница Массинисса Сельмани (Massinissa Selmani) — образами из масс-медиа.

 

Unlimited

В ХХ веке произведения искусства стали достигать таких масштабов, что выставлять их на галерейных стендах стало невозможно — для этого к Art Basel в 2000 году добавился сектор Unlimited, посвященный работам внушительного формата. В этом году там стоит посмотреть, например, основателя концептуализма Джозефа Кошута, который представлен работой «Название (искусство как идея как идея)» 1968 года — это 10 холстов с разными определениями слова «ничто». А также современные ему «Дамасские ворота. Вариация 1» Фрэнка Стеллы, американского мастера живописной абстракции.

Parcours

Ярмарка не ограничивается галерейными стендами: она выходит и в город. В этом году центр Базеля украсили 19 произведений искусства — их установили поблизости от кафедрального собора, в подземном туннеле под отелем Grand Hotel Les Trois Rois и на берегах Рейна. Все работы объединены актуальной для искусства всего мира темой «телесности».

 

Скульптура Трейси Роуз, Goodman Gallery
Скульптура Трейси Роуз, Goodman Gallery

Сэм Дюран, например, показал «Лабиринт» из железных заграждений, который он создал вместе с заключенными тюрьмы под Филадельфией — получилось размышление о свободе, движении и ограничениях. А Илья Кабаков поставил на Рейне свой «Туалет на реке»: войдя в него, зритель может созерцать прекрасные пейзажи. «Инсталляция обращается к двум медитативным состояниям — сидении на туалете и размышлениям на природе», — пояснил автор.

Среди весьма немногочисленных российских художников, представленных на Art Basel, есть и Павел Пепперштейн — его работы можно найти на стенде берлинской Kewenig. А вот среди галерей-участниц российских снова нет. Как объяснила в своем Facebook основательница галереи XL Елена Селина, все дело в плачевном состоянии российского арт-рынка и, как следствие, — в отсутствии коллекционеров, которые покупали бы искусство со стендов российских галерей, а также низких ценах на работы наших соотечественников.