Стиль
Впечатления Искусство отдыхать: советский досуг в живописи
Стиль
Впечатления Искусство отдыхать: советский досуг в живописи
Впечатления
Искусство отдыхать: советский досуг в живописи
Пётр Кончаловский. «А. Н. Толстой в гостях у художника»
© wikiart.org
Любовь к праздникам у русских в крови: в календаре на 2016-й год набралось целых 14 выходных дней, приуроченных к памятным датам. Накануне очередного длинного уик-энда «РБК Стиль» вспомнил, как отдыхали в СССР, рассмотрев шедевры советского искусства.

Спорт

Александр Дейнека. «Эстафета по кольцу»

© Artpoisk.info

В молодом советском государстве с 20-х годов прошлого века насаждался культ спорта. Мускулистые девушки и юноши объединялись в рабоче-заводские команды, а время досуга посвящали тренировкам. Спорт ставился во главу угла, вспомнить хотя бы ставшую крылатой фразу из «Кавказской пленницы»: «Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!».

Воспевали занятия спортом и художники. В 1936 году Александр Самохвалов создал для советского павильона на Международной выставке в Париже монументальное панно «Советская физкультура». Сам автор описывал его концепцию следующим образом: «Идет как бы приготовление к народному шествию. На фоне — стадион. Ряды для зрителей и свободные группы пловцов, теннисистов и гребцов. В небе, на его фоне — ряд парашютистов распускает свои парашюты».

Особой тема спорта была и для Александра Дейнеки. «Я могу часами любоваться на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников, — говорил художник. — Спорт облагораживает человека, как все красивое». В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу», изобразив на ней так называемую «вечерку» — забег по Садовому кольцу, который впервые прошел в 1922 году и не отменялся даже во время войны.

Здравницы

«В Сочи, я думаю, хоть раз в жизни отдыхает каждый человек», — говорит героиня фильма «Москва слезам не верит». С подобным утверждением можно поспорить. Получали заветные путевки и доезжали до здравниц Крыма и Сочи не все, но мечтали побывать там, определенно, многие.

В 1937 году, в самый разгар сталинского террора, художник Виктор Говорков создает плакат «Граждане СССР имеют право на отдых». Автор показывает загорелого, пышущего здоровьем курортника, только что вышедшего из моря и насухо вытирающегося полотенцем.

Александр Дейнека. «В Севастополе»
© deineka.ru

Типичных отдыхающих показал и Александр Дейнека на полотне «В Севастополе». В купальных костюмах по моде того времени они прогуливаются вдоль берега, едят спелые фрукты и ходят под парусом.

На даче

«Квартира, дача, машина» — таким был потребительский идеал советского человека. Государственные дачи в ближнем Подмосковье полагались лишь высшему слою чиновников, а также заслуженным ученым, выдающимся спортсменам, космонавтам и передовикам производства. «Посиделки» у Сталина в 1951 году изобразил Александр Герасимов. За накрытым на террасе столом вместе с вождем сидят советские художники и из граненых стаканов пьют чай.

Юрий Пименов. «Женщина в гамаке»
© Artpoisk.info

Знаменитые «шесть соток» населению страны стали предоставлять при Хрущеве. Причем дача с нехитрым фанерным домиком без водопровода и электричества давала не только место отдыха, но и возможность обеспечить себя овощами и фруктами на год вперед. А уже после возделывания грядок можно было понежиться на участке. Например, как героиня картины Юрия Пименова «Женщина в гамаке».

Культурный досуг

Александр Дейнека. «Показ мод»
© chelmusart.ru

Ничто прекрасное советским гражданам было не чуждо: ни мода, ни любовь. Посещение показа новинок отечественной легкой промышленности запечатлел Александр Дейнека, в конце 1930-х написавший картину «На женском собрании». В то время промышленность «повернулась лицом» к потребительницам — им предложили нарядные образцы советской моды.

Кузьма Петров-Водкин. «Весна»
© ursa-tm.ru

Тема встреч и свиданий также не была табуирована в советской живописи. Романтические посиделки двух влюбленных на пригорке показывает Кузьма Петров-Водкин, в 1935 году написавший картину «Весна». А Борис Щербаков в 1959-м запечатлевает сцену свидания в лодке на полотне «Влюбленные».

Застолье

Пётр Кончаловский. «А. Н. Толстой в гостях у художника»
© wikiart.org

В СССР любили собраться большой компанией и вкусно, если удавалось достать сырокопченой колбасы, шпрот или мандаринов, поесть. Отмечали все: от дней рождений и Нового года до советских и даже профессиональных праздников. Художница Ольга Яновская на картине «Мастерская тортов» изображает неотъемлемые атрибуты праздника: в руках работницы кондитерского цеха большие подносы с пирожными — популярными в то время эклерами и корзиночками.

Петр Кончаловский на портрете писателя Алексея Толстого запечатлел уже момент трапезы — причем в собственном деревенском доме, за щедро накрытым столом. В руках у писателя рюмка, на столе — еще две. Из еды — сочный окорок, лепестки красной рыбы, запеченный цыпленок, ярко-желтый лимон, хрустящие огурчики и алые помидоры.