Искусство отдыхать: советский досуг в живописи
![Пётр Кончаловский. «А. Н. Толстой в гостях у художника»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/10/754625477350108.jpg)
Спорт
Александр Дейнека. «Эстафета по кольцу»
В молодом советском государстве с 20-х годов прошлого века насаждался культ спорта. Мускулистые девушки и юноши объединялись в рабоче-заводские команды, а время досуга посвящали тренировкам. Спорт ставился во главу угла, вспомнить хотя бы ставшую крылатой фразу из «Кавказской пленницы»: «Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!».
Воспевали занятия спортом и художники. В 1936 году Александр Самохвалов создал для советского павильона на Международной выставке в Париже монументальное панно «Советская физкультура». Сам автор описывал его концепцию следующим образом: «Идет как бы приготовление к народному шествию. На фоне — стадион. Ряды для зрителей и свободные группы пловцов, теннисистов и гребцов. В небе, на его фоне — ряд парашютистов распускает свои парашюты».
![Александр Самохвалов. «Советская физкультура»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/57/754625466331578.jpg)
Особой тема спорта была и для Александра Дейнеки. «Я могу часами любоваться на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников, — говорил художник. — Спорт облагораживает человека, как все красивое». В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу», изобразив на ней так называемую «вечерку» — забег по Садовому кольцу, который впервые прошел в 1922 году и не отменялся даже во время войны.
![Искусство отдыхать: советский досуг в живописи](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/42/754625486244425.jpg)
Здравницы
«В Сочи, я думаю, хоть раз в жизни отдыхает каждый человек», — говорит героиня фильма «Москва слезам не верит». С подобным утверждением можно поспорить. Получали заветные путевки и доезжали до здравниц Крыма и Сочи не все, но мечтали побывать там, определенно, многие.
![Виктор Говорков. «Граждане СССР имеют право на отдых», плакат](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/20/754625471162201.jpg)
В 1937 году, в самый разгар сталинского террора, художник Виктор Говорков создает плакат «Граждане СССР имеют право на отдых». Автор показывает загорелого, пышущего здоровьем курортника, только что вышедшего из моря и насухо вытирающегося полотенцем.
![Александр Дейнека. «В Севастополе»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/17/754625470069171.jpg)
Типичных отдыхающих показал и Александр Дейнека на полотне «В Севастополе». В купальных костюмах по моде того времени они прогуливаются вдоль берега, едят спелые фрукты и ходят под парусом.
![Искусство отдыхать: советский досуг в живописи](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/42/754625486244425.jpg)
На даче
«Квартира, дача, машина» — таким был потребительский идеал советского человека. Государственные дачи в ближнем Подмосковье полагались лишь высшему слою чиновников, а также заслуженным ученым, выдающимся спортсменам, космонавтам и передовикам производства. «Посиделки» у Сталина в 1951 году изобразил Александр Герасимов. За накрытым на террасе столом вместе с вождем сидят советские художники и из граненых стаканов пьют чай.
![Юрий Пименов. «Женщина в гамаке»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/86/754625476501866.jpg)
![Александр Герасимов. «Художники на даче у Сталина»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/37/754625473790371.jpg)
Знаменитые «шесть соток» населению страны стали предоставлять при Хрущеве. Причем дача с нехитрым фанерным домиком без водопровода и электричества давала не только место отдыха, но и возможность обеспечить себя овощами и фруктами на год вперед. А уже после возделывания грядок можно было понежиться на участке. Например, как героиня картины Юрия Пименова «Женщина в гамаке».
![Искусство отдыхать: советский досуг в живописи](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/42/754625486244425.jpg)
Культурный досуг
![Александр Дейнека. «Показ мод»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/44/754625481471447.jpg)
Ничто прекрасное советским гражданам было не чуждо: ни мода, ни любовь. Посещение показа новинок отечественной легкой промышленности запечатлел Александр Дейнека, в конце 1930-х написавший картину «На женском собрании». В то время промышленность «повернулась лицом» к потребительницам — им предложили нарядные образцы советской моды.
![Кузьма Петров-Водкин. «Весна»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/26/754625481504261.jpg)
Тема встреч и свиданий также не была табуирована в советской живописи. Романтические посиделки двух влюбленных на пригорке показывает Кузьма Петров-Водкин, в 1935 году написавший картину «Весна». А Борис Щербаков в 1959-м запечатлевает сцену свидания в лодке на полотне «Влюбленные».
![Искусство отдыхать: советский досуг в живописи](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/42/754625486244425.jpg)
Застолье
![Пётр Кончаловский. «А. Н. Толстой в гостях у художника»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/43/754625484466437.jpg)
В СССР любили собраться большой компанией и вкусно, если удавалось достать сырокопченой колбасы, шпрот или мандаринов, поесть. Отмечали все: от дней рождений и Нового года до советских и даже профессиональных праздников. Художница Ольга Яновская на картине «Мастерская тортов» изображает неотъемлемые атрибуты праздника: в руках работницы кондитерского цеха большие подносы с пирожными — популярными в то время эклерами и корзиночками.
![Ольга Яновская. «Мастерская тортов»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/50/754625484466507.jpg)
Петр Кончаловский на портрете писателя Алексея Толстого запечатлел уже момент трапезы — причем в собственном деревенском доме, за щедро накрытым столом. В руках у писателя рюмка, на столе — еще две. Из еды — сочный окорок, лепестки красной рыбы, запеченный цыпленок, ярко-желтый лимон, хрустящие огурчики и алые помидоры.