«На съемки я приходил с табличкой: «Никакой актерской игры»
Смотреть вашу картину интересно, а каково было ее снимать?
Для меня это тоже было интересно и удивительно — получить весь этот опыт, возможность снять что-то подобное. Я просто обязан был приложить все возможные усилия, чтобы выжать из нее максимум. Мне пришлось очень серьезно поработать. Ведь процесс создания фильма, от финансирования и до выхода в кинотеатрах, был невероятно сложным. Продюсеры вполне могли запустить в производство не «Эверест», а что-нибудь вроде «Разлом Сан-Андреас» — один из тех развлекательных фильмов-катастроф. Я же хотел рассказать максимально реалистичную историю о реальных людях, без «голливудских злодеев», и старался придерживаться этой идеи на протяжении всех съемок. Просто, на мой взгляд, сегодня слишком много художественных и документальных фильмов, которые рассказывают истории именно голливудским способом.
Это точно.
Создатели некоторых документальных фильмов иногда даже создают собственных злодеев, которых в реальности никогда не существовало. Просто ради формы, чтобы все выглядело как в идеальной истории.
Кадр из фильма «Эверест»
Когда набираешь актерский состав для подобного фильма, нужно угадать с подбором исполнителей. Вам это удалось. Расскажете поподробнее о работе с актерами.
Я с самого начала хотел набрать в команду только первоклассных актеров. Да, в фильме снялись настоящие звезды, но я не считаю, что кто-то затмевал кого-то на экране, все работали сообща. Я сразу сказал всем актерам, что съемки нашего фильма точно нельзя будет назвать легкой прогулочкой в парке. Мы должны были все сделать максимально реалистично, забраться так высоко, как только могли, по-настоящему сражаться со стихией и создавать образы персонажей, которым зритель поверит. Знаете, у меня даже была табличка: «Никакой актерской игры».
Серьезно?
Да, она означала, что никто из актеров не должен становится другим человеком. Откройся для своих собственных страхов. Вот Джош Бролин боится высоты по-настоящему. И мы использовали это в сценах. Я считаю, что вот это подлинная игра. К сожалению, многие вынуждены играть искусственно, потому что обычно именно такой подход вознаграждается. Но когда я вижу, как актеры позволяют зрителям заглянуть себе в душу… Именно это задевает меня больше всего в актерской игре в кино.
Бальтасар Кормакур на съемках «Эвереста»
Тяжело было актерам? Сниматься в горах, в экстремальных условиях…
Думаю, настолько трудно, насколько вообще съемка может быть трудной. Мы ходили по предгорьям Эвереста и люди страдали от горной болезни. В конце концов их пришлось просто-напросто эвакуировать оттуда.
Съемки в горах гораздо сложнее обычного похода тем, что работать приходится постоянно. Я не говорю о скалолазании, идти в горы пешком, конечно, гораздо легче. Но прибавьте к этому температуру в минус тридцать в первый же день съемок, которая потом держалась на протяжении шести недель, и снег, которого выпало столько, сколько вообще может выпасть в Доломитовых Альпах. Так что мне пришлось столкнуться с очень многим, это были самые суровые погодные условия, в которых я только работал. А я ведь снимал Северный Ледовитый океан, плавал там…
Бальтасар Кормакур и исполнитель одной из главных ролей Джейсон Кларк с женами
на открытии Венецианского кинофестиваля
Когда смотришь фильм, иногда кажется, что ты сам находишься чуть ли не на той горе, вместе с актерами. Вы хотели добиться именно таких ощущений для зрителя?
99,999% населения Земли вообще не стоит пытаться взойти на Эверест, правда ведь? Так что я надеюсь, что мой фильм подарит зрителям возможность представить себе эти ощущения. Это один из возможных вариантов, из которых я мог выбрать. В самом начале я хотел снять фильм в 3D, точнее 2,5D. То есть я не хотел, чтобы зритель видел странные изображения, когда герои на экране разговаривают. Я хотел сделать такие сцены очень спокойными, но в то же время мне был нужен объем, глубина. Глубина и объемность гор невероятно потрясли меня в самый первый день пребывания в лагере на Эвересте. Меня будто разорвало на кусочки — это чувство способно потрясти до глубины души. Так что моей целью было всеми силами попытаться передать зрителям хотя бы часть этих ощущений.