Стиль
Впечатления "Ради фильма я готов пойти на все"
Впечатления

"Ради фильма я готов пойти на все"

"Ради фильма я готов пойти на все"
В отечественный прокат вышел "Элизиум: Рай не на Земле". Режиссером картины стал Нил Бломкамп, чей "Район №9" в свое время стал сенсацией

Одну из главных ролей в "Элизиуме" сыграл Мэтт Деймон. "РБК.Стиль" встретился с голливудской звездой, чтобы расспросить актера о робокопах, хеппи-эндах и необходимости худеть, толстеть и бриться налысо во имя роли.

"РБК.Стиль": Вас, наверное, в "Элизиуме" привлек в первую очередь политический подтекст, ведь вы известный активист.

Мэтт Деймон: В первую очередь меня привлек Нил Бломкамп. Я видел "Район №9", когда он шел в кино, и был поражен, насколько умело Нил подал такое важное социально-политическое послание в упаковке попкорнового блокбастера. То же самое произошло с "Элизиумом": Нил и тут применил свой трюк. Он снова говорит о темах, которые так волнуют людей в наши дни, но при этом снимает нормальный фантастический боевик, летний блокбастер, который должен быть большим, шумным и понятным для большинства.

"РБК.Стиль": И такие крупные релизы, поднимающие важные социальные темы, Голливуд выдает все чаще и чаще…

М.Д.: Ну, я бы не сказал, что это уже поставлено на поток, хотя тенденция есть, согласен. Я бы, честно, не хотел, чтобы все блокбастеры были сделаны по одним лекалам. В мире есть всего несколько кинематографистов, способных на таком высоком уровне и с таким размахом снимать оригинальные фильмы, которые не были бы частью франшизы и в которых обошлось бы без супергероев. Время от времени такие фильмы, основанные на оригинальных идеях, выстреливают в прокате. Студии рискуют, делая на них свои ставки, а потом пьют шампанское. А затем снова делают ставки на подобные фильмы, но уже со спокойной душой. По-моему, это отличное, здоровое явление для киноиндустрии.

"РБК.Стиль": В какой-то момент ваш герой становится частично киборгом. Вы, наверное, вдохновлялись для роли Робокопом?

М.Д.: Нисколько, хотя не поймите меня превратно, я очень люблю "Робокопа". В "Районе №9", помимо прочего, мне еще очень понравилось то, что метаморфозы героя были разительными до абсурда. Сидишь и думаешь: "Как далеко это все зайдет? Где у него предел?" Думаю, "Элизиум" в этом плане вторит "Району №9". Сначала моего Макса облучает радиацией, потом ему вкручивают этот костюм полукиборга в центральную нервную систему, потом он похищает гражданина Элизиума - и так все дальше и дальше, хуже и хуже. Но при этом у него есть одна-единственная цель, которую он преследует с удивительным упорством. И эта цель четко обозначена таким главным сюжетным маячком, чтобы зрителям было легче ориентироваться в происходящем. А это, как выяснилось, не так уж и просто: им предстоит ознакомиться с дивным новым миром, наводненным множеством футуристических гаджетов. В такой ситуации персонажи должны быть проще: те, с которыми зрители могли бы себя соотносить и чьи мотивации были бы понятными и обоснованными.

"РБК.Стиль": В "Элизиуме" нет хеппи-энда. Как вы считаете, способна ли современная аудитория блокбастера принять такую концовку?

М.Д.: Мне кажется, очень важно, чтобы аудитория ее приняла. Не у каждого крупного студийного проекта есть сиквел. Иногда его просто не на чем выстраивать, и я страшно рад этому обстоятельству. Такой концовкой Нил показывает средний палец всей индустрии, помешанной на франшизах. Он в любом случае никогда не сделал бы сиквел.

"РБК.Стиль": Думаете, нас действительно ждет такое же безрадостное будущее, как показано в фильме?

М.Д.: Да, более того, я убежден, что это наше настоящее. Уже сейчас разница между мной с вами и людьми, зарабатывающими по доллару в день, настолько же существенна, насколько пропасть между обитателями космической станции и перенаселенного Лос-Анджелеса 150 лет спустя. Что мне нравится в Ниле, это то, что в нем нет этого неприятного назидательного тона. Возможно, просто потому, что он пока еще слишком молод, но он не наставляет на путь истинный и не говорит, что нам всем надо делать, чтобы хорошо жить. Он просто поднимает темы, о которых необходимо говорить.

"РБК.Стиль": Что только вы ни делали, когда готовились к ролям: брили голову, набирали вес, сбрасывали вес, учились играть на пианино. Где тот предел, про который вы говорите: ну все, это уже слишком, без этого навыка я обойдусь в данной роли?

М.Д.: Я готов пойти на все, если это поможет сделать фильм лучше. Но, признаться, для роли в "Талантливом мистере Рипли" мне так и не пригодился навык игры на пианино, хотя я даже специально брал уроки. Нельзя сказать, что я овладел инструментом, но одну песню играть научился. В итоге эту самую песню из фильма вырезали, и мне пришлось исполнять другую, так что вместо моих рук в кадре были руки пианиста-дублера. И этот парень не подкачал, как вы понимаете. Или, к примеру, возьмите Майкла Дугласа в картине "За канделябрами": он насмотрелся видеоматериалов с Либераче и научился копировать своего героя во всем - движения, осанка, взгляд, мимика. Но при этом он никогда бы не смог выучиться на пианиста - за него выступал дублер. Зачем тратить время и делать всякую ненужную ерунду, если все это можно провернуть куда менее бескровно?

"РБК.Стиль": Насколько я знаю, ваш экранный партнер Шарлто Копли устраивал на площадке розыгрыши с вашим непосредственным участием.

М.Д.: Да, он чертов псих, этот Шарлто! Совершенно непредсказуемый, изобретательный, восхитительный псих. Представьте себе: я прихожу на работу, а у меня по всему трейлеру валяются отрезанные конечности, везде бутафорская кровища, а на стене - кровью же - написано послание "Следующим будешь ты". И я смотрю на все это и думаю: "Ну, погоди, гаденыш, увидимся на площадке".

"РБК.Стиль": Мстили ему?

М.Д.: Да нет, я шучу. На самом деле не мстил. Больно нужно. Я был очень уж занят своей работой. Это у Шарлто было слишком много свободного времени, и он не знал, куда себя деть, поэтому занимался всякой ерундой (смеется).

Беседовали Зои Моррисси и Наталья Хиггинсон специально для "РБК.Стиля"