Опера "Аида" от Петера Штайна приехала в Москву
Оперу Верди ставит знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн, чьи постановки имели успех на Зальцбургском фестивале, в оперных домах Вены, Парижа, Милана, Барселоны, Амстердама и Цюриха.
«Аида» — опера про Древний Египет, что неслучайно: ее заказали композитору египетские власти в связи с открытием Суэцкого канала. Национальный колорит разрабатывался в контакте с профессиональными египтологами, и Верди принимал активное участие в создании либретто. За баснословный по тем временам гонорар 30 тыс. долл. композитор создал партитуру, которая считается его личным шедевром. Премьера прошла в Каире в 1871 году.
Действие оперы происходит во времена фараонов, Египет воюет с соседней Эфиопией. Но под экзотической внешностью скрывается типичная оперная мелодрама XIX века. Главная пружина сюжета — любовь египетского военачальника Радамеса и пленной рабыни Аиды, дочери эфиопского царя, врага Египта. Дочь фараона Амнерис, влюбленная в Радамеса, его жестоко ревнует. Военачальника, победившего эфиопские войска, но готового убежать из Египта с Аидой, ловят с поличным и обвиняют в государственной измене, за что заживо замуровывают в подземелье под храмом. Аида добровольно гибнет вместе с ним. Амнерис, проливая слезы по Радамесу, в ужасе молится богам.
Музыка «Аиды» сильна слиянием интимных лирических откровений и грандиозностью массовых сцен. Тут есть жреческие шествия и экзотические танцы, выходы фараона со свитой, победные триумфы и масштабные хоры, но есть и тайные ночные свидания на берегу Нила, камерные сцены во дворце, дуэты о душевных порывах и арии-монологи, в которых изливаются муки персонажей. Штайна в этой постановке интересуют не глобальные повороты международной политики, а насыщенная эмоциями частная история страсти: «один мужчина и две женщины в ситуации, которую невозможно представить».
В его «Аиде» подразумевается, что Египет — как бы развитая страна, а Эфиопия — как бы отсталая. Но мы не увидим археологически дотошное зрелище а-ля музей египтологии, как не увидим и абсолютно условный современный спектакль. Режиссер не стал переносить действие в современность, чтобы зрелище из эпохи фараонов стало актуальным. Наоборот, расстояние между временем оперного действия и нашими днями ошарашивает и «встряхивает» зрителя пропастью веков. Сценограф Фердинанд Вегербауэр, как и художник по костюмам Нана Чекки, намерены опираться на авторские ремарки Верди, рассыпанные в партитуре: замечания композитора сами по себе подсказывают решение. Хотя картинок с живыми слонами и пальмовыми опахалами не обещают, но ощущение чего-то архаического — при взгляде на сцену — у публики появится.
Майя Крылова
Театр