Стиль
Впечатления Веселые стартапы: что ждет тех, кто решил все бросить и жить с чистого листа
Стиль
Впечатления Веселые стартапы: что ждет тех, кто решил все бросить и жить с чистого листа
Впечатления

Веселые стартапы: что ждет тех, кто решил все бросить и жить с чистого листа

Фото: depositphotos; пресс-материалы
Начинать с нуля бизнес стало модно, потому что пример успешных стартапов очень заразителен. Только не стоит забывать, что их — единицы. Мы узнали на конкретном примере, как у этих «избранных» получается довести прожект до дела.

В 2011 году Семен Кибало учился на последнем курсе Санкт-Петербургского политехнического университета. Насмотревшись американских комедий, он захотел толстовку с логотипом родного вуза. Выяснилось, что в России таких нет. Семен заказал ее за границей, предложил такие же толстовки друзьям, взял предоплату, заказал товар и печать, получил небольшую маржу, и дело пошло. Первые толстовки Unifashion появились в июне 2011 года, за июль бизнес принес первые 100 000 руб. «Я помню, как положил перед собой пачку денег, и подумал: где подвох? Я занимаюсь тем, что мне нравится, я трачу на это несколько часов в неделю, и я заработал в четыре раза больше, чем за 40 часов в неделю на своей основной работе!» — вспоминает Семен. Позже он арендовал офис и нанял сотрудников.

Дорогие и не очень тренинги, полки с деловой литературой, модные издания, кричащие, что пора перестать работать на дядю, вроде как свидетельствуют о предпринимательском буме. Однако число людей в России, которые хотели бы заняться бизнесом, держится на рекордно низких 2–3%.

 

 


«В Москве действительно есть серьезный информационный фон, посвященный стартаперскому движению, но в регионах он значительно слабее. Страну не охватила волна стартапов, наоборот, из-за повышения страховых взносов в прошлом году мы лишились полумиллиона ИП», — рассказывает Николай Николаев, вице-президент общественной организации «Опора России».


 

А бюрократические и правовые особенности делают занятие бизнесом сродни подвигу, поэтому большинство малых предприятий разоряются через три года после основания.

Тем не менее инвесторы ощущают приток проектов, из которых можно выбрать перспективные идеи. Александр Галицкий, основатель венчурного фонда Almaz Capital, рассказывает, что в 2007 году, когда его фонд только начинал работать, он получал максимум десять предложений в неделю. Сейчас Almaz получает до десяти предложений в день. «Количество проектов выросло, нам стало легче находить интересные. Сейчас идет новая технологическая волна преобразований, у людей появляется много идей. К тому же в России появились свои примеры успеха — «Яндекс», Mail.Ru. Появились компании, которые потенциально могут быть представлены на международном рынке. Люди хотят повторить эти успехи, у них появляется мотивация что-то делать. Это увеличивает качество и количество проектов», — делится Галицкий.

 


Клубы и салоны красоты

 

Семен Кибало Александр Галицкий

 

Almaz Capital инвестирует в основном в технологические проекты, да и само понятие «стартап» ассоциируется скорее с IT-сферой. Но по статистике ФОМа, большинство новых бизнесов по-прежнему открываются в сфере торговли и услуг.

«К нам приходят ребята с простыми вещами — клубы, кафе, салоны красоты, спортивные и туристические услуги. Их идеи чаще всего инновационны с точки зрения маркетинга, но не продукта», — рассказывает Ольга Хотяшева, директор бизнес-инкубатора МГИМО. Конечно, чтобы стать вторым Цукербергом, нужно придумать что-то принципиально новое. Но чтобы попробовать свои силы в интересной области или заработать денег (два основных стимула бизнесменов, кстати) — не нужно изобретать велосипед. Велосипед нужно изобретать, если вы хотите доехать на нем до Америки.

Семен Кибало, как оказалось, не просто удачно зашел в интернет за новой толстовкой, но и открыл в себе предпринимательскую жилку. В 2011 году оборот Unifashion составил 1,5 млн руб., а в 2013-м — уже 10 млн. Семен наладил собственный пошив одежды на фабриках в Москве и Питере, создал свои лекала и начал брендировать одежду. За два года в его компании открыли пять направлений: университетская одежда, спортивная, корпоративные заказы, разработка собственной линии одежды casual с услугой печати на одежде. В распределении оборота университетская одежда остается форвардом Unifashion и дает 60% продаж. За два с лишним года было продано свыше 10 000 толстовок.

На фоне своего удачного первого бизнеса Семен хотел было запускать новые проекты, но такая расфокусированность могла повредить Unifashion, и тогда молодой человек придумал проект «Охотник за идеями». Он начал собирать бизнес-идеи из разных стран и делиться с теми, кто хочет основать собственное дело. В 2013 году Кибало съездил в США и Японию и привез оттуда полсотни идей для проектов. Семен искал и описывал в своем блоге идеи для бизнесов с небольшим стартовым капиталом, которые можно начать уже сегодня, — среди них магазин тапочек, конструктор салатов, таймер для еды или стикеры на телефон.

Однако отклик оказался не совсем таким, как он рассчитывал: «Я подробно описываю продукт или услугу и целевую аудиторию. Многие люди пишут, что им нравится моя идея, и просят расписать пошагово, что им делать, иногда даже просят вложить деньги. Я им отвечаю, что неплохо бы им вложить что-нибудь от себя, составить бизнес-план хотя бы. После этого многие теряют интерес и перестают писать вообще. Они влюбляются в свой будущий образ предпринимателя, желают освободиться от работы 5/2 и зарабатывать больше, но свое дело — это прежде всего огромный труд».


Александра Латышева