Стиль
Впечатления В «Платформе» впервые в России исполнят сочинение 
Three Voices Мортона Фельдмана
Стиль
Впечатления В «Платформе» впервые в России исполнят сочинение 
Three Voices Мортона Фельдмана
Впечатления

В «Платформе» впервые в России исполнят сочинение 
Three Voices Мортона Фельдмана

Фото: getty Images/fotobank.ru
Вокальная группа InterACTive и видеохудожник Антон Яхонтов представят одно из самых сложных музыкальных произведений современности.

 


Дата

Место
 26 июня  м. Курская
4-й Сыромятнический пер., 1 стр.6

 

Людям, знакомым с современной академической музыкой, имя Мортона Фельдмана наверняка хорошо знакомо: друг Джона Кейджа, один из столпов минимализма, чьи поздние сочинения требуют немалой выдержки исполнителей из-за длинного хронометража: такие работы, как «Второй струнный квартет», например, длятся шесть часов без остановки.

Three Voices — в этом смысле произведение тоже довольно экстремальное. Рассчитанный на три женских сопрано (или один «живой» и два записанных на пленку голоса) цикл записали только один раз из-за его невероятной технической сложности. Практически непрерывные женские партии не дают вокалисткам даже лишний раз вздохнуть.

«Если я буду петь ровно то, что написано у Фельдмана, — говорила австралийская певица Джессика Асзоди, — мне придется задерживать дыхание на семь минут».

Фельдман написал Three Voices на смерть двух своих близких друзей — поэта Фрэнка О’Хары и художника Филиппа Гастона: именно их голоса композитор персонифицирует с «неживыми», записанными на пленку. Как и большинство поздних работ композитора, музыка здесь тиха и практически статична. Сам Фельдман в конце жизни утверждал, что его интересуют только негромкие звуки. Что слабо сочеталось с характером композитора, которого запомнили как шумного и энергичного человека, любившего выкурить хорошую сигару.

В «Платформе» Three Voices представит вокальная группа InterACTive, состоящая из Ольги Власовой, Александры Михеевой и Надии Зелянковой — недавние выпускницы Московской консерватории. «Я прослушала Three Voices на YouTube и сразу заразилась идеей его исполнить, — говорит Ольга Власова. — Мы репетировали больше трех месяцев. Но даже сейчас я не могу сказать, что наша работа подошла к концу. Опусы, подобные Three Voices, требуют огромной внутренней проработки, на которую могут уходить годы».

Видеоряд к произведению написал видеохудожник и композитор Антон Яхонтов, более известный как Patrick K.H. Он сотрудничал с Андреем Бартеневым, создал немало музыки для театральных постановок и видеопроектов по всему миру. «У меня очень много параллелей с Фельдманом, что неудивительно — современные медиахудожники во многом идут в его фарватере, — говорит Яхонтов. — В отличие от кино у видео совсем другие механизмы развития, оно более пространственно. Над этим видеорядом я работал месяц. Он построен на пульсациях — это, конечно, связано с тем, что голос в данной работе — чистая к синтезу вещь, вибрация. Хотя взаимосвязи между высотой нот и громкостью и пульсациями не будет — это не интерактивный видеоряд».

Несмотря на то что музыка Фельдмана в хорошем смысле доступна и не требует от слушателя особенной подготовки, в России ее исполняют крайне редко. «Его творчество находится на границе электроники, академической музыки и медитативных практик, — говорит куратор проекта, петербургский композитор Владимир Раннев. — Как и другие американские современные композиторы, он старался смотреть на мир шире, чем, скажем, его европейские коллеги. Поэтому мало кто из классически образованных музыкантов берется исполнять его музыку: кажется, что ноты простые, но чтобы это сыграть, требуются специальные навыки».


Егор Антощенко