Стиль
Впечатления Стоит ли смотреть фильм «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина
Стиль
Впечатления Стоит ли смотреть фильм «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина
Впечатления

Стоит ли смотреть фильм «Властелин разметки» Дэвида Гордона Грина

Фото: Кинопоиск
«В 1987 году огромная площадь лесов в центральном Техасе была уничтожена огнем. Сгорело 1600 домов, причины возникновения пожара так и не выяснены» — с этого титра начинается этот образец независимого американского кино.

Двое молодых мужчин, дорожных рабочих, отправляются в район, где всего несколько месяцев назад бушевали пожары, чтобы сделать разметку. Судя по всему, разметки этой здесь и не существовало вовсе — даже когда стоявшие вдоль дороги на огромном расстоянии друг от друга дома еще не превратились в груду пепла. Да и проезжают по этой дороге одна-две машины в день, не больше. Почему местные власти решили начать странные дорожные работы, мы не узнаем. Зато постепенно начнем понимать, что заставило взяться за это дело героев фильма: Алвина и Лэнса. Алвин (Пол Радд) — спокойный, рассудительный мужчина под сорок, учит немецкий, так как вместе со своей невестой, некой Мэдисон, хочет уехать в Германию: на родине он себя не нашел. Почему надеется преуспеть в Европе — неизвестно, так же как и то, почему время от времени он глотает некие таблетки. Все заработанные деньги отсылает возлюбленной, об измене не помышляет, в отдельной папке хранит фотографии Мэдисон и ее письма.

Лэнс (Эмиль Хирш) — полная противоположность: двадцать с небольшим, беспокойный, любит музыку, убежден, что хорошо танцует, мечтает о девушках и по ночам занимается мастурбацией. Вместе этих людей свела отнюдь не случайность: Мэдисон попросила своего жениха пристроить на работу ее непутевого братца, и тот взял его напарником.

Мелкие стычки, бурные споры, иногда — совместная выпивка. Нормальное поведение нормальных мужчин в лесном уединении. Но само уединенное место какое-то странное. То дальнобойщик остановится и смутит подозрительной речью, то старушка, бродящая на пепелище собственного дома, начнет слишком уж смахивать на призрак, то лесорубы на миг обернутся зомби. Но это лишь секунды — реальность и ирреальность сменяют здесь друг друга так быстро, что привыкший к прямолинейности блокбастеров зритель может и не заметить.

А вот жизненная драма, которая намечается у каждого из героев, острее и как-то по-особому ощущается в этом пространстве, где все, что есть у героев, — это они сами и таинственный, наполовину выжженный лес вокруг. И постепенно рутинная работа по разметке полос перерастает в метафору: попытку Алвина и Лэнса понять, куда поворачивают дороги их жизни.

Вероятно, именно смесь реалистической психологической драмы с возникающим порой линчевским мистицизмом и дает тот сплав, за который режиссера Дэвида Гордона Брауна наградили «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру на фестивале в Берлине в 2013-м.

Хотя заимствует фильм, главным образом, у исландской картины «Так ли иначе» 2011 года (реж. Хафштайн Гунар Сигурдссон) — и сюжет, и эстетика минимализма взяты именно оттуда. Скупые пейзажи, немногословные диалоги, линейное, без скачков во времени и флешбэков, развитие истории. Предельно четкая — без аффектации и нажима — игра актеров. Среди этих двоих нет главного героя, нет второстепенного:  фильм в равной степени о них обоих, причем, оставив очень многое за кадром, режиссер умудряется подробно рассказать о характере и жизни каждого, оставив зрителям свободу додумать, что ждет героев в будущем.


Лариса Юсипова