Стиль
Впечатления Музейная колонка: что смотреть в галереях Москвы на этой неделе
Стиль
Впечатления Музейная колонка: что смотреть в галереях Москвы на этой неделе
Впечатления

Музейная колонка: что смотреть в галереях Москвы на этой неделе

Фото: moscowmanege.ru; winzavod.ru; arts-museum.ru; gallery-belyaevo.ru
Оскар Уайльд и воспоминания о бульдозерной выставке, винохранилище как рай и соц-арт как повод задуматься

 

«Свобода есть свобода…»
До 12 октября
Галерея «Беляево»

 

 

В сентябре 1974 года художники-авангардисты решили показать в Москве свои картины, но дорога в музеи и галереи неофициальному искусству была заказана. В чести был социальный реализм с радостными пионерами и колхозными праздниками на полотнах. Выставку непризнанные авторы решили устроить прямо на пустыре на пересечении улиц Профсоюзной и Островитянова. Экспозиция прожила меньше часа и была уничтожена поливальными машинами и бульдозерами, после чего ее прозвали «бульдозерной». Нынешняя выставка — рассказ о событиях 40-летней давности. В экспозиции собраны фотографии, сделанные 15 сентября 1974 года, а также представлены уцелевшие работы авторов — Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Боруха Штейнберга и других.

 

«Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России»
До 16 ноября
ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

 

Очередное громкое событие в рамках Года Британии в России — выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России». Оскар Уайльд — денди и один из самых известных персонажей позднего Викторианского периода. Обри Бердслей — английский художник-график и иллюстратор, вслед за Уайльдом перенявший его «эстетику прекрасного». А вместе они обзавелись последователями в России в конце XIX века. Самые яркие их них — представители художественного объединения «Мир искусства», которые противились идеям передвижников и тяготели к модерну и символизму. На выставке в ГМИИ им. Пушкина зрителям покажут приехавшие из лондонского Музея Виктории и Альберта (Галерея Тейт, Британский музей) рисунки и гравюры Бердслея к пьесе «Саломея» и другим произведениям мировой классики, а также книги Уайльда с его автографами. Из наследия русских «бердслеистов» в экспозиции — работы Льва Бакста и Константина Сомова, русские художественные журналы и черно-белые фотографии начала XX века.

 

«Рай»
До 26 октября
Центр современного искусства «Винзавод»

 

 

Ирина Нахова — живописец, график и автор инсталляций в одном лице. В 2015 году именно она представит Россию на Венецианской биеннале. А сейчас в Москве проходит ее персональная выставка, куратором которой стал искусствовед Иосиф Бакштейн, регулярно входящий в топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве. Посетителям Большого винохранилища предлагают перенестись в рай. Его Ирина Нахова описывает как «искусственное пространство, абсолютно надежное и длящееся вечно». Правда, в ее раю нет залитых солнцем лугов и полей с незабудками. Вместо этого — мрак, автобусная остановка в районе Бутово и море в виде видеопроекции.

 

«Живу-вижу»
До 8 октября
ЦВЗ «Манеж»

 

 

Эрик Булатов — один из основателей соц-арта: направления, которое стало своеобразным миксом соцреализма и западного поп-арта и пародировало официальное советское искусство. «Живу — вижу» — третья персональная выставка Булатова в России за почти полвека. Несмотря на то что в прошлом году Булатов отметил 80-летие, он продолжает активно работать. В «Манеже» представлено более 90 картин, и около 20 из них написаны в последние десять лет. Важнейшая, по мнению самого автора, «Картина и зрители» — монументальный парафраз «Явления Христа народу» Александра Иванова.


Анастасия Новикова