Стиль
Впечатления Книга недели: мемуары Ли Якокки «Карьера менеджера»
Впечатления

Книга недели: мемуары Ли Якокки «Карьера менеджера»

Самому известному топ-менеджеру в истории автопрома исполняется 90 лет. А его не менее популярной книге – 30.

 Ли Якокка
«Карьера менеджера»

Минск: Попурри
2014

 

Знакомьтесь, если вдруг, никогда не встречались: Ли Якокка, один из самых известных людей  в американском автопроме. Круче только Генри Форд и, может быть, Уолтер Крайслер.

Он родился 15 октября 1924 года. Сын итальянского эмигранта, хорошо учился в школе и университете, в 1946 году начал работать в одном из дилерских отделений компании Ford, в 1970-м стал ее президентом, был оттуда изгнан в 1978 году и практически сразу же после этого возглавил погрязшую в убытках Chrysler, которой вернул былую мощь всего за пару лет.

Благодаря Якокке появился знаменитый Ford Mustang, а в 1980-х он вывел на рынок первый минивэн. Несколько десятилетий подряд Ли Якокка создавал тренды для автомобильной индустрии, но знаменит он не только этим. Якокка написал книгу воспоминаний, которая впервые вышла в 1984 году и сразу стала настольной для каждого менеджера-автопромовца, и с тех пор регулярно переиздается, в том числе и на русском.

Оригинальное название мемуаров – «Якокка: автобиография». У нас она вышла под названием «Карьера менеджера». Все-таки в России Якокка не столь известен, как в Америке, где он становился героем статей в профильных и непрофильных изданиях начиная с 1960-х, а также постоянно появлялся в рекламе новых автомоделей.

Якокка рассказывает историю своего успеха и делится советами. Например, о том, как подбирать персонал, о том, что нужно не только работать, но и отдыхать, о том, что любую идею нужно непременно подробно прописывать, а то она так и останется идеей, о том, что менеджер должен быть решительным. Но все же культовой биографией эта история стала не из-за его рекомендаций, а благодаря тому, что это очень «человеческая» автобиография.

В том, как он описывает свои карьерные взлеты и падения; в том, как он чуть-чуть застенчиво объясняет про то, как боролся за зарплату и извиняется перед читателем, объясняя, что да, ему важны деньги; в том, как он вспоминает о мечтах отомстить Генри Форду II за увольнение и унижение, виден очень интересный и настоящий человек.

Конечно, как и в любой другой автобиографии, Якокка немного приврал. Да, он гениален, но и у него были провалы. Самый яркий из них – неудачная модель Ford Pinto: из-за уязвимого бензобака при аварии малолитражка легко воспламенялась, что не раз приводило к смерти пассажиров. В Ford об этом знали, но просчитали, что выплаты компенсации семьям погибших обойдутся дешевле, чем исправление ошибки в конструкции автомобиля. И ничего не стали менять. Только после 60-й жертвы, сгоревшей заживо, и громкого скандала модель сняли с производства, что повлекло огромные убытки для компании (именно эту историю писатель Чак Паланик позаимствовал для своей книги «Бойцовский клуб», которую позже экранизировал Финчер).

Собственно, после этого фиаско Якокку и уволил Генри Форд II, хотя в мемуарах он гораздо больше места уделяет паранойе внука основателя, чем собственным ошибкам. Что, впрочем, естественно, но не столь же беззастенчиво.

Большинство бизнес-мемуаров, а уж тем более книг о том, как стать идеальным менеджером, безлики. Вроде бы их писали разные люди, или, по крайней мере, разные литературные негры, но герой там лишен индивидуальных черт. Эмпатия не возникает. А тут перед нами предстает живой, остроумный, где-то мягкий, где-то хитрый, но неизменно язвительный старик, который помнит, как его в детстве третировали за то, что он итальянец, который создавал прекрасные машины, который переживал за то, что делал. И еще, конечно, эта книга – реквием по золотому веку американского автопрома.


Константин Мильчин