Стиль
Впечатления Юбилей «Монополии»: главные мифы об игре столетия
Стиль
Впечатления Юбилей «Монополии»: главные мифы об игре столетия
Впечатления

Юбилей «Монополии»: главные мифы об игре столетия

Фото: getty images/fotobank.ru; AP; wikipedia.org; depositphotos.com
Легендарной настольной игре «Монополия» исполнилось 80 лет. Они вместили в себя патентные войны, грандиозные маркетинговые просчеты, тяжбы, дошедшие до Верховного суда США, установление монополии на «Монополию» и попытки ее разрушения.

 

Ровно 80 лет назад, в марте 1935 года, компания Parker Brothers подписала с простым американским электриком Чарльзом Дэрроу контракт о переуступке прав на издание игры «Монополия». Никто и предполагал, что она станет главной настольной игрой современности. Считается, что самая продолжительная битва за контроль над улицами Атлантик-Сити длилась 70 дней c перерывами только на еду и сон. На самом деле вся история игры — это увлекательная партия длиной более чем в столетие, где на кону тоже было установление монополии — на производство самой «Монополии».

 

Эталон американской мечты

 

«В дневной комнате играют в "Монополию". Играют третий день, повсюду дома и гостиницы, два стола составлены вместе, чтобы поместились все карточки и пачки игральных денег.

— Тебе бросать, Чесвик. …Ну, поехали, черт возьми».

Действие романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» происходит в 60-х, и неудивительно, что «Монополия» тут и там мелькает на его страницах — к тому времени игра давно утвердилась в статусе национального развлечения, проникнув повсюду, от гостиных богатых домов до тюремных камер и палат психиатрических больниц. А история Чарльза Дэрроу — человека, чье имя долгое время ассоциировалось с созданием игры, — успела стать одним из эталонных воплощений американской мечты.

И правда: потерявший работу электрик, зарабатывающий гроши выгулом собак, в один прекрасный день придумывает игру, которая покоряет миллионы, а его самого делает миллионером. И все это во время Великой депрессии. Дэрроу вознагражден за упорство и целеустремленность, ведь его не сломили первые неудачи — когда в 1934 году он принес нарисованную им буквально на кухонном столе игру в компанию Parker Brothers, то был выставлен за порог. Эксперты компании забраковали ее, указав на 52 ошибки в дизайне и логике игры.

Поразительный маркетинговый просчет, правда, вовремя исправленный. Ведь Дэрроу начал делать игру кустарным методом, очень быстро продал 5000 экземпляров через сеть филадельфийских супермаркетов, а заказы все сыпались и сыпались. Поняв, что своими силами не справится, Дэрроу снова обратился в Parker Brothers. И на этот раз получил теплый прием — там уже прослышали об успехе «Монополии», в кругу семьи в нее успел сыграть даже президент Parker Brothers Роберт Бартон.

Эта вдохновляющая истории до последнего времени вкладывалась в каждую коробку «Монополии» и воспроизводилась на официальном сайте игры. Она и правда чудо как хороша. Жаль, что не правдива. За глянцевой обложкой мифа можно обнаружить историю куда более сложную и увлекательную.

 

 

Пять интересных фактов о «Монополии»

➊ На сегодняшний день во всем мире продано более 275 млн экземпляров игры. «Монополия» продается в 111 странах на 43 языках. Хоть раз в жизни в нее сыграло около 1 млрд человек.

➋ Самую дорогую версию игры выпустил знаменитый ювелир из Сан-Франциско Сидни Мобелл. В набор стоимостью $2 млн вошла золотая доска на 23 карата и кубик, инкрустированный бриллиантами.

➌ Все улицы на поле игры носят имена реально существующих улиц Атлантик-Сити. В 1972 году власти города хотели сменить названия Baltic Avenue и Mediterranean Avenue, но из-за протестов любителей «Монополии» отказались от этой затеи.

➍ Начиная с 1935 года произведено более 6 млрд маленьких зеленых домов и около 2,5 млрд красных отелей.

➎ Даже если не считать нелицензионные клоны, существует более 100 разновидностей «Монополии»: коллекционные и дорожные издания, тематические и региональные версии, даже версии, предназначенные для слепых и для игры под водой.

 

 

 

Хищные землевладельцы

 

Русский язык, согласитесь, придает слову «квакерша» налет комичности. А первое, что рисует наше воображение,образ недалекой жены фермера-сектанта где-то в американских прериях. Но Лиззи Мейджи была совершенно другой. Родившаяся в конце ХIХ века в Иллинойсе девушка пусть и работала скромной стенографисткой, обладала на удивление живым умом (на ее счету, например, изобретение механизма автоматического возврата каретки пишущей машинки) и активной жизненной позицией.

Последовательница Генри Джорджа (экономическими доктринами которого американские и европейские интеллектуалы одно время были увлечены не меньше, чем когда-то идеями Руссо), она была свято уверена, что все беды американского общества, от роста социального неравенства до экономических кризисов, — это следствие жадности землевладельцев, постоянно увеличивающих земельную ренту. А решение всех проблем — введение единого земельного налога. Для пропаганды этих идей, а не только развлечения ради она и придумала в 1903 году настольную «Игру землевладельцев» (The Landlord’s Game).

«Цель игры состоит не только в том, чтобы доставить удовольствие игрокам, но и в том, чтобы показать им, что при существующих законах землевладельцы имеют преимущество перед другими предпринимателями», — писала Мейджи в своей заявке на патент.

И если взрослых исправить сложно, думала бойкая квакерша, то пусть через игру идеями справедливого и конкурентного общества проникнутся хотя бы дети: «Пусть дети сразу ясно видят вопиющую несправедливость нашей современной земельной системы. И когда они вырастут, это зло будет исправлено».

 


1903 год, «Землевладельцы»

 

 

 

Игру она сначала выпустила за свои деньги, а потом попробовала продать Parker Brothers (то есть шла тем же путем, каким через 30 лет пойдет Дэрроу). Но основатель империи настольных игр Джордж Паркер игру отверг как слишком сложную и «политически ангажированную».

И не сказать что он был глуп и недальновиден. Паркер сам придумал десятки игр, причем первую — когда ему было всего 16 лет (и заработал на ней $100). Основав Parker Brothers, он лично тестировал чужие игры, оценивая их коммерческие перспективы. Игра должна развлекать, а не поучать, считал он, и был 1800 раз прав — именно столько игр выпустила его компания за все годы существования.

Поэтому неудивительно, что Паркер скептически отнесся к «Игре землевладельцев», в правилах которой были такие, например, строки: «La Swelle Hotel. Это заведение иллюстрирует пропасть, пролегающую между классами, поскольку здесь принимают только богатых гостей. Если при броске кубика выпала единица, ты попался на краже курицы — отправляйся в тюрьму. Выпала двойка: попался на ограблении общества — получай $200 из банка. Теперь игроки будут называть тебя cенатором».

Джордж Паркер не оценил сарказм и отказал Лиззи даже дважды: в 1909 и в 1929 году, когда она принесла ему второй, доработанный вариант игры. Тем не менее «Игре землевладельцев» сопутствовал определенный успех. Прежде всего в семьях социально активных квакеров, в среде студентов экономических факультетов и левых интеллектуалов. Профессор университета Пенсильвании Скотт Ниэринг даже использовал ее в качестве одного из учебных пособий для своего курса экономики. В 1913 году игра и вовсе отправилась на экспорт — вышла в Шотландии под названием «Братец Лис и братец Кролик» (не спрашивайте почему).

С годами игроки совершенствовали и видоизменяли игру, даже переименовывали (среди вариантов названия мелькала и «Монополия»). Одним из таких рационализаторов стал и Чарльз Дэрроу. Он, правда, не был ни профессором, ни даже студентом, а потому решил упростить мудреные правила игры — чтобы они стали понятны и его семье и друзьям.

Зная все это, начинаешь догадываться о логике менеджеров Parker Brothers, когда они отказывали Чарльзу Дэрроу. Его творение представлялось им не новым словом в игровой индустрии, а лишь одним из клонов игры, которую основатель фирмы лично забраковал два раза. Вот только клон оказался живучим. Как показало время, именно Дэрроу внес в первоначальный замысел игры принципиальные изменения, которые и позволили ей превратиться из игры для избранных в игру миллионов.

 

 

Электрик и американская мечта

 

Технический ум инженера-электрика любил точные и предельно наглядные схемы. В этом первая заслуга Дэрроу — он превратил замысловатое игровое поле «Землевладельцев» в простой и понятный обывателю «интерфейс», сохранившийся неизменным по сей день. А что еще важнее — принципиально поменял философию игры. Вместо левацкой назидательности он призвал игроков следовать простому и привлекательному принципу: «Обогащайся!» Именно в его версии игры ее конечной целью стало создание абсолютной монополии — побеждал игрок, который концентрировал в своих руках всю собственность. В то время как в разных вариантах «Землевладельцев» игра заканчивалась после пяти кругов или когда один из игроков набирал определенную сумму денег.

Сам того не зная, электрик из Пенсильвании сыграл на психологии обывателей. С одной стороны, в большинстве своем они ненавидели миллионеров. Что неудивительно — ведь агрессивной риторикой в отношении крупного бизнеса в кризисные годы не брезговал даже президент Рузвельт. «Они единодушны в своей ненависти ко мне, и я приветствую их ненависть», — говорил он о монополистах. А министр внутренних дел в администрации Рузвельта Гарольд Икес шел дальше, обвиняя промышленную олигархию в кризисе и желании создать «фашистскую Америку большого бизнеса, Америку порабощенную».

Но с другой стороны, ненависть обывателя часто была лишь следствием зависти — и в этом случае ненавидящий в мечтах видел себя на месте ненавидимого. «Монополия» давала такую возможность, пусть и виртуальную. Безжалостная гонка за богатством с последовательным уничтожением всех конкурентов оказалась более понятна рядовым американцам, нежели социальный пафос «Землевладельцев».

 


Первая страница заявки Чарльза Дэрроу на патент по «Монополии», рассмотренной и одобренной в 1935 году

 

 

 

 

В начале триумфального пути у производителей «Монополии» была лишь одна беда — конкуренты. Патентное ведомство отказалось давать патент на «Монополию», справедливо указав, что он уже принадлежит Лиззи Мейджи. Недолго думая, Parker Brothers приобрела права на «Землевладельцев», равно как и на еще один аналог игры — «Финансы» и скупила все экземпляры этих игр, находившиеся в продаже. В результате этой грандиозной операции Лиззи Мейджи получила на руки $500 — огромные по тем временам деньги.

«Монополия» Дэрроу, выпущенная на прилавки в 1935 году, имела феноменальный успех — уже в первый год она стала самой продаваемой игрой в США. А вскоре захватила и мир — на сегодняшний день игра переведена на 26 языков и продается почти в 100 странах. Раз в несколько лет проводятся чемпионаты мира по «Монополии». А когда в 2013 году производитель игры решил поменять одну из фишек игрового поля, в голосовании на «Фейсбуке» приняли участие 11 млн человек (непопулярный утюг уступил место фигурке кошки).

 


Чарльз Дэрроу 

 

 

 

История игры обросла легендами, например о том, как она спасала жизни британским солдатам. В годы Второй мировой войны «Монополия» по линии Красного креста передавалась в нацистские лагеря для британских военнопленных. Но не только для развлечения — секретные службы Великобритании встраивали в фигурки игры миниатюрные компасы, напечатанные на тончайшем шелке карты с маршрутами побега, а в пачки игровых денег вкладывали настоящие немецкие марки. Каждый британский солдат знал: если на игровом поле «Парковка» напечатана красная точка — значит, это специальный вариант игры, с приятными «сюрпризами».

Казалось, скупив права на «Землевладельцев» и «Финансы», Parker Brothers с блеском выиграла собственную партию в «Монополию». Так оно и было на протяжении десятилетий. Но как не бывает идеальных преступлений, так невозможна и вечная монополия. Против игры сыграла собственная популярность — вызов «Монополии» бросил ее же поклонник.

 

Нарушение монополии

 

«Я помню, как будто это было только вчера. Я сидел перед камином, когда услышал, как мой старший брат Джерри позвал меня: "Эй, малыш, нам нужен еще один игрок для «Монополии». Давай сюда!"» — в своих воспоминаниях американский профессор Ральф Анспах описывал, с каким восторгом он принял то приглашение.

Дело происходило зимой 1937 года. Вскоре семья Ральфа эмигрировала в США, спасаясь от преследования евреев в нацистской Германии. Мальчик вырос, стал профессором. Однажды он пытался в доступной форме — через игру — объяснить уже своему восьмилетнему сыну, что плохого в создании нефтяных картелей (неизвестно, так ли уж хотел это знать сам ребенок). И вдруг обнаружил, насколько сложно это сделать: полки в магазинах были заставлены «Монополией», которая утверждала, что создание картелей и есть достойная цель любого бизнеса.

«И меня начало беспокоить, что эта игра ставит целью не просто заработать деньги, а сделать это ценой разорения других игроков, — вспоминал профессор. — Так и в реальной жизни монополисты выворачивают наши карманы с помощью непомерно высоких цен, препятствуют внедрению инноваций и лишают многих американских парней их мечты, которую они могли бы осуществить, организовав свой небольшой бизнес…Это квинтэссенция американской истории, где компания, которая делает "Монополию", сама является монополией».

 


 Профессор Ральф Анспах

 

 

 

Так урок политэкономии для сына подарил Анспаху идею создания «Анти-Монополии» — игры, где главной целью было разрушение начинающих складываться монополий других игроков, а не их создание. 400 000 экземпляров игры, проданных за два года, показали, что в Америке еще хватает людей, мечтающих о более справедливом мироустройстве. Но кроме серьезного дохода профессор получил иск от Parker Brothers за нарушение авторских прав на товарный знак.

К счастью для профессора, ему вовремя напомнили историю Лиззи Мейджи. Череда судов длилась почти десять лет, пока в 1983 году Верховный суд не принял компромиссное решение: товарный знак «Монополии» оставался за Parker Brothers, но с Анспаха снималась ответственность за нарушение авторских прав, так как он доказал, что прообразом «Монополии» стала игра квакеров из Атлантик-Сити. Все закончилось заключением соглашения — Ральф Анспах продолжает выпускать свою «Анти-Монополию» и сегодня, но уже по лицензии Hasbro (которая поглотила Parker Brothers  вместе с правами на все ее игры). Можно сказать, профессор проделал путь из маргиналов в системную оппозицию.

 

 

У русских — собственная гордость

 

Занятая судебными спорами в США, Parker Brothers не обращала особого внимания на появление клонов «Монополии» на рынках, которые не считала для себя приоритетными. В том числе и в СССР.

Фирменные коробки с «Монополией» если и забрасывало через железный занавес, то довольно редко (известный факт — шесть экземпляров игры, привезенных Parker Brothers на американскую выставку в Москве в 1959 году, исчезли прямо со стендов). А всерьез пристрастили россиян к американской игре первые кооперативы. В 1988 году питерские предприниматели Юрий Куликов и Валерий Панкратов переложили игру на российские реалии, назвали ее «Менеджер» и сорвали куш — до 2007 года, пока фирма не разорилась, успели продать 5 млн экземпляров. «Еще 17 сентября 1988 года создатель "Менеджера" Панкратов Валерий Васильевич потрясающе точно отразил и растиражировал в игре результаты будущих экономических событий в России: приватизацию, инфляцию, ввод в обращение купюр крупного достоинства», — хвастался официальный сайт игры и обещал отметить 20-летие «Менеджера» на Красной площади с розыгрышем 1 млн руб. и автомобилей…

 

Но площадь так и не дождалась игроков — фирму засосало в трясину очередного кризиса, из которого она уже не выбралась.

 

 

Предтеча игр-стратегий

 

Сегодня «Монополия» — не просто игра, но и предмет научного интереса. Одни экономисты объясняют, как понимание принципов игры поможет вам вести реальный бизнес, другие столь же аргументировано доказывают, почему игра не имеет прикладного применения. Ходят слухи, что где-то в далекой Австралии живет водитель автобуса, который, поиграв в «Монополию», переквалифицировался в риелторы и стал миллионером, но мало кто того водителя видел. Чемпион мира 1983 года по игре в «Монополию» Грег Джейкобс даже удивился, когда его однажды спросили, не принимает ли он игру за реальность: «Мне и в голову не приходит, что я могу соревноваться за обладание реальной собственностью и все такое. Просто я играю в великую игру».

На что «Монополия» повлияла неоспоримо — так это на индустрию игр. До ее появления игры строились по линейному принципу — со стартом и финишем, кто первый добрался до «дома», тот и молодец. С игрового поля «Монополии» слово «финиш» исчезло, и это было настоящей революцией. Целью игры стало не безудержное стремление вперед, а построение стратегии, которая обеспечит победу над соперниками. По сути это прообраз многочисленных современных стратегических игр. Неудивительно, что разработчик одной из самых знаменитых пошаговых компьютерных игр-стратегий Civilazation Сид Мейер в свое время признался, что положил в основу игры именно эвристический подход Чарльза Дэрроу. Так что когда вы сегодня строите в компьютере очередную империю, знайте — сами о том не догадываясь, вы играете и в «Монополию» тоже.