Что пережила Майя Плисецкая на пути к славе
Жизнь и сцена
«Для меня самое главное — не ногу задрать, а быть артисткой». И ей Майя Плисецкая стала безоговорочно, хотя путь к театральным подмосткам не был простым. Когда девочке было 12 лет, ее отца осудили и расстреляли, а мать выслали в лагерь для жен изменников родины. Чтобы Майю не отдали в детский дом, ее удочерила тетя по материнской линии — солистка Большого театра Суламифь Мессерер. Спустя пять лет именно в труппу Большого зачислят начинающую артистку балета — правда, поначалу только в кордебалет. Задержится в нем Плисецкая ненадолго. Роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в театре. А позднее артистке доверят выступить и на дне рождении Сталина.
В 1962 году Майя Плисецкая отправилась в свои первые зарубежные гастроли. До этого балерина была невыездной. Хотя официально поездки за границу ей не запрещали, но каждый раз под разными предлогами ее не выпускали. В ту поездку Плисецкую представили президенту Джону Кеннеди. Ходили слухи, что к приме советского балета был неравнодушен брат главы США — Роберт Кеннеди. Правда, тогда балерина уже была замужем за композитором Родионом Щедриным. Они познакомились в театре в марте 1958 года. Тогда по просьбе своей подруги Лили Брик Плисецкая забронировала два билетика на фамилию Щедрин. А уже в октябре пара поженилась.
С Робертом Кеннеди Плисецкую связывали лишь дружеские отношения. В день его гибели 6 июня 1968 года Плисецкая должна была выступать в нью-йоркской Метрополитен-опере «Спящую красавицу». Но в знак траура по другу она поменяла спектакль на «Умирающего лебедя». Такое пожелание русской балерины зал приветствовал стоя.
В Большом театре Майя Плисецкая прослужила 45 лет. Одной из самых запоминающихся стала ее роль Одетты-Одилии в «Лебедином озере». Одетта в ее исполнении со временем стала мировой легендой. Руки Плисецкой сравнивали с зыбью воды, а критики называли пластичность балерины «нечеловеческой».
Одной из самых желанных ролей самой балерины была Кармен. Идеей создать балет о любимой героине она пыталась увлечь Дмитрия Шостаковича, но тот отказался. В итоге в качестве композитора выступил Родион Щедрин. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года, а уже на следующий день министр культуры Екатерина Фурцева балет запретила. Постановку признали вызывающе новаторской, а главную героиню — чертовски сексуальной. Фурцева назвала Плисецкую «предательницей балета» и предрекла: «Ваша Кармен умрет». На что балерина смело парировала: «Кармен будет жить, пока жива я». После обещаний «сократить все шокирующие эротические поддержки» Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошел в Большом больше сотни раз.
Сцену Майя Плисецкая покинула в возрасте 65 лет — рекорд для балерины. Причем ушла она с нее ненадолго. В день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для нее номере французского балетмейстера Мориса Бежара «Аве Майя».
Помимо театральных подмостков Плисецкая выходила и на подиум, а в СССР считалась иконой стиля. Именно она ввела моду на широкие пальто с высокими сапогами. А еще была первой женщиной в Союзе, у кого было короткое манто из белой норки. Плисецкая была дружна с Пьером Карденом и Ивом Сен-Лораном, а Коко Шанель и вовсе называла себя поклонницей балерины. Для Плисецкой даже был устроен специальный показ новой коллекции в бутике Chanel, из которой ей разрешили выбрать любые понравившиеся наряды.
Слова
«Если ты чем-то занимаешься, нужно к этому иметь способность, нужно иметь желание, усидчивость. Усидчивость не в прямом смысле слова, чтобы сидеть за столом. Смотря какая профессия. Но нужно работать, нужно преодолевать, потому что легко дается мало что».
«Эхо Москвы», 26 ноября 2000 года
«Заниматься любимым делом, к которому есть способность, это великое счастье. Человек, который занимается по нужде, по принуждению не своим делом, — это мучение».
«Эхо Москвы», 26 ноября 2000 года
«Мой отец, которого расстреляли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».
«Новые известия», 14 февраля 2011 года
«Покойный мой брат Александр когда-то сказал Щедрину, что за долготерпение он достоин звания Героя Советского Союза. Это правда: ему со мной нелегко».
Интервью журналу People’s
«Разочарований в этой жизни было много, но единственное, что меня никогда не разочаровывало, — это моя профессия. Я танцевала всегда только для зрителей. После ухода со сцены не танцевала ни разу. Что-что, а танцевать для себя мне в голову не приходило»
«Новые известия», 14 февраля 2011 года
«Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни».
«Известия», 9 июня 2004 года
«Если говорить об искусстве, то здесь не может быть ни прогресса, ни регресса: Бог дает человеку что-то или не дает. Выработать искусственно талант нельзя, а технику — пожалуйста».
«Российская газета», 20 декабря 2012 года
«Душа — это не вырабатывается. Как прыжок. А интеллект, жизненный опыт, конечно, приходят».
«Спорт-экспресс», 12 февраля 2012 года
«Я бы не сказала, что я уж очень дисциплинированный человек. Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: "Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы"».
«Известия», 9 июня 2004 года
«Я каждый раз поражаюсь, как ко мне относятся люди. Где бы ни была, везде — восторженные глаза, аплодисменты. Это нельзя сыграть. Видно, что люди искренни. Я для этого жила и живу…»
«Аргументы и факты», 3 февраля 2011 года
Майя Плисецкая выпустила три книги, в которых рассказывала о своей жизни: «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою…» и «Тринадцать лет спустя».