Стиль
Впечатления Что делать, чтобы начать понимать произведения современных художников
Стиль
Впечатления Что делать, чтобы начать понимать произведения современных художников
Впечатления

Что делать, чтобы начать понимать произведения современных художников

Фото: Getty Images
Самое доступное взаимодействие с искусством — селфи на фоне произведения во время посещения музея или галереи. «РБК Стиль» выяснил, что нужно делать, чтобы автопортрет с искусством не только собирал лайки, но и был познавательным.

Ничего предосудительного в фотографировании на телефон и выкладывании в социальные сети шедевров нет. Это делают коллекционеры со своей новой покупкой. Аукционные дома выкладывают свои лоты предстоящих торгов. И, знаете, это действительно помогает продажам. Но существует и обратная сторона селфи с искусством — большая часть людей фотографируется на фоне произведения просто… чтобы сфотографироваться. Ну если так делают все, то значит, так надо. А уж «Черный квадрат» на фоне или объект Аниша Капура — совсем неважно. Многие не хотят тратить свое время, чтобы узнать что-то интересное или даже базовое о современном искусстве. Или просто боятся его.

#museumselfie (andy já sabia ha-ha)

Фото опубликовано @juliaperrusi

В этом году во время Art Basel такому восприятию искусства был посвящен целый перформанс. Несанкционированный и не на продажу, в отличие от остальных объектов на арт-ярмарке. На Messerplatz, перед главным входом на ярмарку, собрались юноши и девушки в военной форме, которые раздавали всем желающим черные воздушные шары с текстом: «Art Basel — марионетка богатых. Вызовите полицию, чтобы запретить». Там же стояла военная техника — мини-танк или что-то в этом роде. И вдруг из толпы выскакивает беременная девушка в очках и шляпе и начинает фотографироваться на фоне этой машины. Потом фотографирует свою подругу. Потом совместное селфи, затем подруга фотографирует ее одну. В этом и состоял перформанс — селфи на фоне чего угодно. Война, современное искусство — неважно. Главное, чтобы был необычный объект, на фоне которого можно сфотографироваться и собрать побольше лайков. И вместо того, чтобы обидеться на эту сатиру, коллекционеры, арт-дилеры и просто прохожие стояли и фотографировали происходящее на свои телефоны. Без селфи, конечно, тоже не обошлось.

В фотографировании себя на фоне перформанса или объекта искусства нет ничего страшного. Ты документируешь происходящее, рекламируешь произведение искусства, добавляешь популярности художнику… Главное, чтобы было осознание, что именно у тебя за спиной. Тогда это будет не просто еще одна фотография, а акт любви к искусству. И понять современное искусство не так сложно, точнее, освоить базовые знания. Для этого не надо ехать в арт-колледж Goldsmith в Лондон или даже идти на второе высшее — искусствоведческое. В наше время достаточно посмотреть несколько фильмов, прочитать пару книг и знать несколько правил. Тогда можно легко и непринужденно поддержать светский разговор об искусстве.

Правило для селфи с искусством всего одно — никогда не берите с собой палку для селфи. Многие музеи уже запретили вход с ними, но некоторые еще не успели. В любом случае ни в галереи, ни в музеи приходить с «селфи-стиком» не стоит. Даже если вы идете туда только для того, чтобы сделать фотографию. Но и желательно все же знать, на фоне чего вы фотографируетесь.

Смотрите фильмы

Художественных фильмов о художниках или современном искусстве множество. Они не скучные, не занудные, рассказывают о жизни, о личностях. Часто в них снимаются известные всем актеры. Поэтому посмотреть несколько таких фильмов будет совсем не в тягость.

Один из самых интересных художников, а также установивший в последнее время несколько аукционных рекордов, — Фрэнсис Бэкон. Его работы узнаваемы, а личная жизнь была насыщенна и интересна.

«Любовь — это дьявол» 1998 года с Дэниелом Крейгом рассказывает историю любви Фрэнсиса Бэкона. Однажды в квартиру к художнику вламывается вор, которого застает Фрэнсис… Так начинается странная и увлекательная история любви, которую нужно смотреть. И заодно узнать, чем жил и дышал этот известный художник.

В 2006 году вышел фильм «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус», где правильная и спокойная домохозяйка Николь Кидман встречает необычного соседа Роберта Дауни-младшего. Именно это знакомство заставляет Диану Арбус заново посмотреть на окружающую жизнь и открыть в себе талант фотографа. Ее необычные герои до сих пор вызывают мурашки, но продаются с завидным успехом.

«Баския» 1996 года собрал звездный состав: Джеффри Райт, Бенисио Дель Торо, Деннис Хоппер, Гари Олдман, Уильям Дефо. Но главное здесь все же — сам главный герой Жан-Мишель Баския. Фильм интересно рассказывает о короткой, но насыщенной событиями жизни молодого художника, друга Энди Уорхола. Приятно будет знать больше о наивном искусстве и Баскии, который продается за миллионы долларов на аукционах.

В 2000-м Эд Харрис сам выступил режиссером и сыграл главную роль в фильме «Поллок» — о жизни и творчестве Джексона Поллока, соответственно. Один из самых дорогих художников, которого не так просто понять на эмоциональном уровне или просто рассматривая его работы. О нем и его технике «разбрызгивания» краски на огромные холсты, перевернувшей искусство, необходимо знать поподробнее. Что и можно сделать благодаря неплохому художественному фильму, да еще и с «Оскаром» за лучшую женскую роль второго плана. 

«Я соблазнила Энди Уорхола» 2006 года — наверное, один из самых известных фильмов о современных художниках, их музах и творчестве. Впрочем, как и все, к чему имеет отношение Энди Уорхол или что имеет отношение к нему. История его музы и подруги Эди Сэджвик знакомит нас с жизнью «Фабрики» Энди Уорхола, с его творчеством, а также поведением.

И чтобы не потерять ироничное отношение к современному искусству, закончить просмотры стоит фильмом 2009 года «Без названия». Именно так именуются большинство работ современных художников, а фильм рассказывает о «низменной страсти на алтаре современного искусства». Белые галереи, странные коллекционеры и галеристы, сумасшедшие художники… Фильм представляет собой квинтэссенцию всего того, что происходит в современном искусстве. Смешно, абсурдно, но чистая правда.

Читайте книги

Про современное искусство и его восприятие написано множество книг. Есть заумные, есть очень заумные, но в большой массе они написаны доступным и понятным языком.

Не так недавно на русском языке вышла книга «Завтрак у Sotheby's: Мир искусства от А до Я» Филипа Хука. Книга построена в формате энциклопедии, где автор рассказывает о самых интересных в мире искусства терминах и событиях.


 

«Семь дней в искусстве» Сары Тортон освещает семь аспектов жизни в современном искусстве: аукционные торги, открытие Art Basel и другие особо важные события в жизни любителя искусства.

«Почему ваш пятилетний ребенок так не смог бы» Сюзи Ходж вызывает доверие уже своим названием, а также прекрасным изображением объекта Лучо Фонтаны на обложке. Ведь главное сравнение современного искусства происходит каждый раз с детским творчеством.

Одна из самых увлекательных и поясняющих книг по теме — «Цена искусства» Жюдит Бенаму-Юэ. Она, как и «Как продать акулу за 12 млн» Томпсона Дональда обязательна к прочтению. Именно они появились раньше остальных и просветили нынешнее интересующееся поколение о рынке современного искусства. А современное искусство без арт-рынка не существует. Ведь одна из главных интересных особенностей искусства — его цена.