Архитектура Мельникова до сих пор служит вдохновением для дизайнеров
К знаменательной дате специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева отреставрировали авторские чертежи Мельникова (об этом сообщает информационное агентство ТАСС). Среди них — конкурсные проекты зданий московского отделения «Ленинградской правды», проект военной академии имени Фрунзе, нереализованный проект павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке, рабочие чертежи клуба Союза коммунальников в Сокольниках. Трехмерную модель этого клуба можно будет увидеть в октябре: музей архитектуры планирует открыть виртуальную экспозицию с большим разделом, посвященным русскому авангарду.
Еще одна выставка-инсталляция ожидает в сентябре посетителей двора Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке, где в настоящее время открыт музей Константина и Виктора Мельниковых. Знаменитое белое здание с шестиугольными окнами-сотами состоит из двух кирпичных врезанных друг в друга цилиндров. В нем совсем нет углов и несущих балок, а вся конструкция держится за счет косых деревянных перекрытий. Дом Мельникова упоминается во всех учебниках по архитектуре.
За свою жизнь Константин Мельников осуществил 27 проектов. Известность ему принес деревянный павильон «Махорка» |
- «Махорка» — один из первых примеров архитектуры советского авангарда и первый из реализованных проектов художника, создан в 1923 году. Павильон предназначался для махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
- В 1925 году Мельникову поручили построить советский павильон на Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Открытая лестница делила прямоугольное остекленное здание на две части по диагонали. По мнению Ле Корбюзье, этот павильон был единственным достойным внимания посетителей выставки. Постройка не сохранилась.
- По проекту Мельникова был изготовлен и первый саркофаг для тела Ленина — вождь мирового пролетариата пролежал в нем вплоть до Великой Отечественной войны в мавзолее, спроектированном Алексеем Щусевым.
- Самая ранняя из ныне сохранившихся построек — здание конторы Ново-Сухаревского рынка в Москве (1924 год), которое было заказано Мельникову «купцами НЭПа». Архитектор предложил новый способ расстановки торговых палаток «пилой».
В общей сложности до наших дней дожили 16 памятников, созданных по чертежам Константина Мельникова.
Среди них Бахметьевский автобусный гараж (1927), спроектированный вместе с Владимиром Шуховым, который почти все время работал по прямому назначению. В 2008 году в нем открылся центр современной культуры «Гараж», а нынче работает Еврейский музей и центр толерантности.
Гараж-подкова на Новорязанской улице (1926-29)
Клуб завода «Каучук» в Хамовниках (1927-29)
Клуб фабрики «Свобода» (1929) на ул. Вятская, построенный для рабочих мыльно-косметической фабрики.
Спустя почти столетие авангардный конструктивизм Мельникова вдохновляет дизайнерскую мысль, и чаще всего — именно дом-мастерская архитектора в Кривоарбатском переулке.
Узнаваемые окна-соты стали элементом украшений российского бренда Gourji. Поверхность широких колец из полированного золота, белой или черной эмали испещрена перфорацией, причем узор из вырезанных шестиугольников соответствует расположению окон в доме Мельникова. Некоторые отверстия заполнены бриллиантами.
Перфорация использована и в дизайнерском проекте Владимира Плоткина для Artisans John Lobb. Его авторская модель ботинок выполнена из контрастной кожи теленка. Белым отделаны берцы со шнуровкой, белые кожаные шестигранники проглядывают сквозь отверстия на черном фоне боковины и носа. В этом случае они расположены в правильном порядке, с соблюдением симметрии.
В прошлом году, к 40-летию со дня смерти Константина Мельникова, дизайнерское бюро Heather Hermit представило проект [ME-SHU] (Мельников-Шухов). Графические изображения Бахметьевского гаража, гаража для автомобилей «Интурист» и Госплана, многократно повторенные на ткани, украсили сумки, платки, блокноты, сувенирные значки.