Никита Замеховский-Мегалокарди
«Серфинг. Свобода быть собой»
Никита Замеховский — первый титулованный русский серфер и автор собственной философской методики преподавания серфинга, написал книгу о «спорте богов и героев», который стал для него образом жизни. Но эта книга не только для серфингистов, она для всех, кто мечтает поймать свою волну, океанскую или метафизическую. Никита Замеховский пишет не только о том, как выбрать подходящую доску и правильно на нее встать. Он пишет о душевном равновесии и способах его обретения, о тех изменениях, которые происходят внутри человека, когда он оказывается зависим от стихии. Серфинг — это повод для разговора о готовности принять мир и стать его частью, об умении руководствоваться не амбициями, а ощущениями и эмоциями, напоминание о человеческой способности дарить и отдавать.
|
Название очень точно отражает две ключевые темы книги. С одной стороны, это действительно практика серфинга от человека, к которому едут учиться со всех концов света. Но, как говорит Замеховский, серфинг — это время, когда должны искаться ответы на внутренние вопросы. Поэтому все эти реальные истории о людях на волнах на самом деле не о серфинге, а о работе над собой, способности сделать выбор, нести за него ответственность и, как следствие, почувствовать себя свободным.
|
Никита Замеховский
Три главных совета опытного инструктора по серфингу:
- Не смотри под ноги скатываясь с волны — там бездна. Смотри вперед, смотри туда, куда ты хочешь попасть.
- Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя забывать на берегу свою голову.
- Нужно быть морально готовым к тому, что в мире есть вещи, которые гораздо сильнее тебя, и им все равно, кто ты такой и какого ты о себе мнения, — у них о тебе мнения никакого нет и не будет. Я говорю сейчас об океане и волнах.
По просьбе «РБК Стиль» гуру серфинга Никита Замеховский-Мегалокарди выбрал пять книг, которые помогут почувствовать, что такое серфинг:
Рудольф Распе
«Приключения барона Мюнхгаузена»
В моем детстве было Черное море. Дельфины, чайки, гладкие воды теплого залива, прогулочные катера и ныряние с пирса в неподвижную зеленую воду. Словом, было море не про то, как «брать волны». Море про паруса — да, про романтичное купание с девушкой — да, но не про серфинг. Этому морю серфинг, скорее, казался вызовом. А уж если ему так казалось, то для тех, кто жил или отдыхал у его берегов в середине 90-х, серфинг, поверьте, был вызовом и подавно.
|
Именно книга Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» — совершенно не «серфовая», но абсолютно детская, позволила мне мечтать о серфинге в «море без волн».
Мюнхгаузен — сочинитель, враль и жизнелюб, придумывавший истории, которые то ли были, то ли нет. Он помог мне тогда сочинить серфинг (до этого видимый только на двух фотографиях) и без оглядки на кого-то претворить в жизнь. Уверен, Мюнхгаузен до сих пор дает пример всякому неуверенному в чуде. И утверждает каждой своей историей: если вокруг тебя нет чудес, не стой — выдумай их себе сам!
|
Анна Манн-Боргезе
«Драма океана»
Чтобы заняться каким-либо делом, в него надо влюбиться. Столяру надо любить не только мебель, но и дерево, и тогда его ремесло способно стать искусством. Камнерез превращается в скульптора, когда влюбляется в камень. И в океане надо любить не только его волны. Решающий следовать веяниям моды юноша с доской под мышкой, разобравшись с правилами и техникой катания, любит волны. Но при этом он, не задумываясь, оттолкнет ногою пластиковый пакет, дрейфующий по воле течений, не вытянет, не скомкает, не опустит в карман, чтобы на берегу выбросить в урну. То есть вместо всего океана он любит только волны, как если бы кто-то любил в близком человеке только одну какую-то его часть.
|
Как-то на потрясающем Джи-Ленде, на востоке острова Явы, я бродил по открытому отливом рифу и смотрел на жизнь, кипящую в ямах, обнаженных водой. Мне вспомнилась книга, написанная Анной Манн-Боргезе с трагичным названием «Драма океана». Она изобиловала прекрасными фотографиями подводного мира, а также серферов, как пример взаимодействия человека и океана. Но также в ней были иллюстрации нефтяных пятен на воде, мертвых, задохнувшихся в топливной пленке дельфинов, и просто мусора, усеявшего берега.
Навстречу мне с волн, крошащихся об обнаженный риф, шли два пожилых серфера с досками, и я не мог понять, отчего они беспрестанно наклоняются и рассовывают что-то по карманам. А когда подошел ближе, понял, что они собирали с рифа пластиковые фантики и кусочки целлофана. Они любили океан от того, что он океан, а не только потому, что в нем есть волны.
Книга Анны Манн-Боргезе предлагает немного непривычный взгляд на великую, но при этом способную быть страшной воду. Автор говорит о том, что океан нуждается в понимании, помощи и дружбе не меньше человека.
|
Эрнест Хемингуэй
«Старик и море»
Всякий, вступающий во взаимодействие с волной, рано или поздно и в той или иной степени переживает следующие ощущения: сначала ему кажется, что все в его руках, потом что все в руках Божьих, но затем он понимает, что руки Бога — это и есть его руки. «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, на первый взгляд, кажется книгой о борьбе человека и стихии, где огромная мощь океана представлена в образе гигантского марлина. Но это только на первый взгляд. На самом же деле это история о борьбе человека с самим собой на фоне безразличной океанской мощи, где акулы слабостей, пороков и страхов терзают всякого, идущего к своей цели.
|
Эта книга сильна, ибо повествует о мощи духа, сопоставимой с мощью океана. Она учит не бояться и делать, действовать не только благодаря обстоятельствам, но и вопреки им. Она словно спрашивает: «Хочешь взять волну? Возьми, она есть под этим небом, на этой планете, омытой соленой водой. И не жди, когда вода прихлынет к твоим ногам — соберись и отправься к ней сам, не думая об акулах!».
|
Рэй Брэдбери
«Были они смуглые и золотоглазые»
Сейчас очень много книг, обучающих тому, как изменить жизнь или изменить себя. Но совсем немногие из них задают вопрос — а готов ли ты вообще меняться? Готов ли стать другим и выйти из пресловутой «зоны комфорта» и другими глазами взглянуть на реальный, а не существующий на большом экране мир? Рэй Брэдбери, когда его называли писателем-фантастом, вежливо, но настойчиво поправлял интервьюеров, утверждая, что он сказочник.
|
И, пожалуй, это действительно так. Если ты готов взять и впустить в себя весь потрясающий мир, готов меняться, серфинг становится не просто атлетикой, он превращается в откровение. Но для этого надо стать частью мира, а не частью офиса, фабрики или транспортной магистрали. Как еще можно взять волну, восхищаясь ею, игрой на ней света и жизнью в ней рыб, если не изменить себя, перестав быть человеком бетонных нор и став человеком мира.
|
«Книги пророка Ионы»
Вообще книги, помогающие формулировать вопросы, вытаскивая их из потаенных закоулков души, ценнее книг, дающих ответы. Они не претендуют на менторство. Они демонстрируют ситуацию, не вынуждая ее на себя примерять, но предлагая сделать вывод. Кому-то может показаться странным, но главы первой и второй книги пророка Ионы из «Ветхого завета» именно таковы. Мир могуч настолько же, насколько прекрасен, и океан — сила его. На волнах ты даже не щепка, а потому будешь спрашивать себя, готов ли ты стать частью мира так же, как мир становится частью тебя.
|
|