Арте повера: самое «бедное искусство» ХХ века
Венера рядом с кучей тряпья, макет иглу с неоновыми надписями, табун лошадей вместо выставки в галерее — все это канонические произведения «арте повера». Термин и течение возникли с легкой руки куратора Джермано Челанта: он-то и выделил характерные черты направления, отобрал близких по духу художников и представил в 1967 году результаты свой работы на одноименной течению выставке. Правда, изначально там произведения смотрелись экзотично, ведь сам термин «бедное искусство» относится к используемым материалам: художники в очередной раз за ХХ век пытались преодолеть статус искусства как товара и во имя этого использовали для создания своих произведений тряпки, стекло, газеты и другие неканонические для искусства дешевые и иногда даже мусорные материалы. С их же помощью художники пытались преодолеть автономию искусства и сблизить его таким образом с жизнью. |
Важно для художников арте повера было не только преодолеть философию консьюмеризма, но и даже вернуться к ремесленному труду. Авторы отрицали главенство техники и преклонение перед новинками прогресса и принципиально использовали непромышленные материалы: этим они пытались осмыслить итальянскую национальную идентичность и богатые традиции местных мастеров. Ну и, конечно, не обошлось и без свойственного всем художественным течениям спора с современниками: арте повера отказывалось от промышленных материалов еще и потому, что противостояло главенствующему в то время в США минимализму (о нем мы писали здесь), активно их использующему. |
Главные художники и работы
Создатель, пожалуй, самого известного произведения арте повера — «Венеры в лохмотьях»: пластиковой богини в груде разноцветного белья, повернутой к зрителям спиной. Смысл произведения — в контрасте: постоянных ценностей, которые символизирует богиня, и быстро разрущающихся вещей; твердого пластика и мягких материй; бесформенной кучи и четких очертаний.
|
Лучо Фонтана Дошел до предельной «бедности» и крайней редукции: самые знаменитые произведение Лучо — проткнутые, разорванные или разрезанные холсты. Изменяя их таким образом, он, как и Малевич за 50 лет до этого, стремился обнажить суть произведения искусства — не метафизического объекта, а просто холста на подрамнике. |
Яннис Кунеллис Возвел стремление к природному в абсолют и создал произведение «12 лошадей» — то есть буквально в 1968 году на время работы выставки поместил в галерею «Аттико» дюжину рабочих лошадей. Таким образом он сделал акцент на местной экономической ситуации: на прочной тогда связи Италии с доиндустриальной, сельской экономикой. А еще выставляя животных, он выступил против представления об искусстве, как о технически изготовленной вещи. По Кунеллису, «12 лошадей» — настоящие скульптуры. |
Марио Мерц Создатель серии иглу, символизировавших в том числе выживание кочевников в условиях резких культурных перемен. Строил он их из металлической арматуры и покрывал «бедными» материалами: сеткой, кусками глины, воска, грязи, мешковины или кожи, кусками стекла, связками веток. Часто на иглу — неоновые надписи, которые отвечают за политическое измерение арте повера: например, Giap Igloo (1968) несет высказывание вьетнамского военного стратега генерала Ву Нгуена Гиапа: «Если враг собирает силы, он теряет землю; если он рассеивается, он теряет силу». |
Алигьеро Боэтти Автор серии «карт мира», которые по указанию Боэтти соткали анонимные афганские ткачи во имя возвращения к доиндустриальным методам производства, противодействия технологическому прогрессу и культивирования чувства места и идентичности. |