Стиль
Красота Что реакция на новое лицо Деми Мур говорит нам про кризис новой этики
Стиль
Красота Что реакция на новое лицо Деми Мур говорит нам про кризис новой этики
Красота

Что реакция на новое лицо Деми Мур говорит нам про кризис новой этики

Фото: пресс-служба
27 января 58-летняя актриса Деми Мур открывала показ Fendi. Зрители заметили, как радикально поменялась ее внешность, после чего одни принялись осуждать ее, другие — осуждать осуждающих. Елена Стафьева видит в этом знаковое социокультурное противоречие

В Париже только что закончилась Неделя Haute Couture, и главным ее итогом стала не какая-то потрясающая коллекция, не какой-то восходящий тренд и даже не новое имя в старом доме, а то, что я бы назвала «кейс Деми Мур». Вот уже несколько дней все обсуждают открывавшую показ Fendi Деми Мур, которую совершенно невозможно было узнать. Кейт Мосс тоже как-то не все с ходу узнали, но тут все-таки больше сработали макияж и стайлинг, который у нового художественного директора женских коллекций Fendi был достаточно причудливый. А вот у Деми было просто новое лицо — и я лично, пока не прочитала, что это была именно она, так и не смогла понять, кто же это открывал первый показ Кима Джонса для Fendi.

В наше время, когда все и всё поляризированно настолько, что на любое «стриженое» тут же звучит «бритое», сначала раздались крики про ужасы пластической хирургии, но тут же им в ответ раздались не менее гневные крики про боди- и бьюти-позитивизм и про то, что женщина имеет право ходить с таким лицом, с каким хочет. И вот тут-то и возник тот самый кейс, выразительно указывающий на некое важное противоречие внутри новой этики.

Вообще-то на заре третьего десятилетия XXI века слышать рассуждения про то, что женщины имеют право на то лицо и тело, какие им нравятся, произносимые со страстью и полемическим задором, немного странно. Про это все уже сказано не то что вчера, но даже и позавчера — и стулья тут ломать немного поздно. Женщины имеют это право, и мужчины тоже его имеют, и дети имеют, и вообще любое человеческое существо имеет право выглядеть так, как ему хочется, и не быть за это осуждаемым, обсуждаемым и преследуемым обществом. И вообще вся эта дурная бесконечность перепалок — «Ах, что она сделала со своим лицом?!» — «Да что захотела, то и сделала!» — не стоила бы никакого специального внимания, если бы, кроме обычного сетевого хейта, отвешиваемого всем селебрити, тут не было бы еще чего-то очень важного, связанного с самыми ключевыми смыслами. Даже так — с одной из главных социокультурных проблем современности.

Тут мы, собственно, и подходим к новой этике, в центр которой помещена идея полного и радостного принятия себя таким, какой ты есть, — слишком толстым, слишком худым, со слишком маленькой или слишком большой грудью, кривым, косым, с синдромом Аспергера, синдромом Туретта и прочими расстройствами любого спектра. И никто — ни общество, ни семья, ни Господь Бог — не вправе требовать от нас, чтобы мы как-то себя насиловали и переделывали под их стандарты. Потому что все, буквально все — все люди, львы, орлы и куропатки, словом, все жизни — достойны сочувствия и любви, и каждому должен быть дан шанс жить без встречной враждебности из-за тех или иных форм своей телесности. Это без всякой иронии величайшее достижение современного гуманизма, вокруг которого и было выстроено все остальное — от поп-психологии с ее «обесцениванием» и «границами» до бодипозитивизма.

Деми Мур в съемке для Vogue España, декабрь 2020
Деми Мур в съемке для Vogue España, декабрь 2020

Но что, как не радикальное и полное неприятие себя может быть за таким радикальным и полным переделыванием себя? Знаменитости, в любом возрасте меняющие свою внешность самым бесцеремонным образом, — от 23-летней Кайли Дженнер до 58-летней Деми Мур — оказываются ходячим логическим противоречием: с одной стороны, они все как одна выступает за women power и принятие себя, с другой — себя лично готовы принимать только на выходе из клиники пластической хирургии. Второе несколько обесценивает первое, делает его не просто неубедительным, но и немножко лицемерным. Имеют ли они право делать со своим телом и лицом все, что хотят? Это риторический вопрос, ответ на который давно выбит над их бровями. Но и мы, публика, чувствующая это противоречие, в ответ беремся их обсуждать — и можно ли нас за это порицать?

Но есть еще одна более глубокая и не так легко поддающаяся манифестации вещь, на которую нам указывает кейс Деми Мур. Когда человек встает утром, смотрит на себя в зеркало — и готов на что угодно, только бы не видеть своих морщин и, шире, того лица, с каким он родился, — это пугает. Когда он готов на то, чтобы его перестали узнавать, только бы не видеть следов своего возраста, это удручает. Этот экзистенциальный ужас перед необратимостью и есть ровно то, что стоит за всей внешней бурей вокруг Деми Мур. Помимо хейта, за хейтом и даже внутри хейта — именно на него осознанно или неосознанно реагируют авторы всех этих «что она с собой сделала?!». В случае публичных людей — с отличной карьерой и положением — это пугает не только их самих, но и тех, кто на них смотрит, потому что заставляет обычных людей повернуться в сторону этого ужаса, который есть внутри каждого их нас, заметить его, увидеть, как он шевелится в самом темном углу сознания, куда мы его обычно загоняем. Это примерно как в знаменитой истории Довлатова про тбилисскую конференцию «Оптимизм советской литературы», где грузинский писатель расспрашивает выступающего с докладом московского поэта Наровчатова про лорда Байрона — молод ли он был, хорош ли он был собой, талантлив ли, богат ли? И в конце говорит: «Вот посмотри на Байрона. Он был молодой, красивый, зажиточный и талантливый. И он был пессимист. А ты — старый, нищий, уродливый и бездарный. И ты оптимист!»

Если она — красивая, богатая, талантливая — настолько не уверена в себе и в таком разладе со своей вполне прекрасной внешностью, то что же делать мне, простому человеку с кредитами и без пластических хирургов? Говорим ли мы с энтузиазмом и напором о принятии себя со всеми своими несовершенствами или мы имеем в виду, что все несовершенства потом можно бесконечно поправлять? Или все-таки о том, что человек со всеми своими страхами и несовершенствами куда более сложный феномен, не укладывающийся в простые бодипозитивные формулы? На эти вопросы новая этика нам пока не дает ответа.

Народные промыслы и возвращение Альбера Эльбаза: главное из кутюрных шоу