Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино «Тор: Рагнарёк» и испытание третьим фильмом: как сделать хороший триквел
Кино
«Тор: Рагнарёк» и испытание третьим фильмом: как сделать хороший триквел
© kinopoisk.ru
Если успешная киноэпопея доживает до третьего фильма, шансы, что ее авторы загубят все хорошее, что было в изначальной идее, очень высоки. Как этого избежать, рассказывает кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян.

«Крестный отец 3», «Блэйд: Троица», «Люди Икс: Последняя битва», «Бэтмен навсегда», «Матрица: Революция», «Терминатор 3: Восстание машин» и «Мумия 3: Гробница императора драконов» были хуже предыдущих частей. Но есть и удачные примеры — когда режиссер крепкой рукой завершает трилогию, не позоря предшественников. Например, выходящий 2 ноября в прокат «Тор: Рагнарёк». Как сделать третью часть хорошей? Перечисляем десять способов.

 

Высмеять слишком серьезный тон всей франшизы — как в «Торе: Рагнарёке» (2017)

У предыдущих двух фильмов о Торе много достоинств, но чувство юмора — не одно из них. Экранизированный сначала британским шекспироведом Кеннетом Браной («Тор», 2011), а после — ветераном теледрам «Клан Сопрано» и «Игра престолов» Аланом Тейлором («Тор 2: Царство тьмы», 2013), комикс о наследнике Асгарда был таким торжественным и помпезным, что товарищ Тора по вселенной Marvel Железный человек прозвал его Златовлаской, чтобы хоть немного снизить его пафосность.

Режиссер «Рагнарёка», новозеландский весельчак Тайка Вайтити, ставший любимцем киноманов после «Реальных упырей», использует шутку про Златовласку и придумывает много новых — показывает реакцию Тора на голого Халка, дает повалять дурака Джеффу Голдблуму в роли царька мусорной планеты Грандмастера, называет бога Marvel Стэна Ли старым извращенцем и вообще весело пинает ногами всю мифологию Тора, доказав, что можно сделать комедию даже на самом неподходящем для этого материале.

 

 

Полностью сменить жанр — как в «Логане» (2017)

Вышедший в марте этого года «Логан» больше похож на вестерн с элементами роуд-муви, чем на типичный фэнтезийный кинокомикс. Уставший от вечной борьбы Росомаха колесит по Америке с умирающим профессором Ксавье и спасает девочку-мутантку с такой обреченной яростью, что «Логан» вырывается за рамки обычного кинокомикса и становится чем-то большим. Фильм получил 93% положительных отзывов на сайте Rotten Tomatoes (предыдущие «Росомахи» — 38% и 69% соответственно) и заработал в мировом прокате $616 млн (первая часть «Росомахи» принесла всего $373 млн, вторая — $414 млн). Вот как нужно правильно заканчивать трилогию.

 

 

Вернуть любимую героиню — как в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» (2012)

Считается, что лучшим фильмом в трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене стала вторая часть с потрясающим Хитом Леджером в роли Джокера. Но «Возрождение легенды» почти ни в чем не уступает предыдущей картине — в нем есть свой колоритный злодей Бэйн, и Нолан пригласил Энн Хэтэуэй сняться в роли Селины Кайл, которую в «Возвращении Бэтмена» двумя десятилетиями раньше сыграла Мишель Пфайффер. И если роль девушки Темного рыцаря в предыдущих фильмах Нолана (сначала ею была Кэти Холмс, потом — ​Мэгги Джилленхол) сводилась к грустным хлопотам, то обаятельная воровка Селина оказалась ровней Бэтмену, с которой он и уехал подальше от бремени спасителя Готэма в Европу. То есть, наконец-то поступил как нормальный человек, соскучившийся по простому человеческому счастью.

 

 

Снять все три фильма одновременно — и получить «Властелина колец: Возвращение короля» (2003)

Съемки «Властелина колец» со временем стали основой для отдельного сборника баек вроде той, как Вигго Мортенсен не хотел играть Арагорна, пока его не уговорил сын — фанат Толкиена. Целая толпа знаменитостей провела в Новой Зеландии 274 дня с октября 1999 года по декабрь 2000-го, когда основная часть съемок была завершена. Питер Джексон доснимал отдельные сцены позже, но именно одновременная работа над тремя картинами сделала их настолько цельным произведением искусства, что это принесло свои плоды в 2004-м, через целых пять лет после начала съемок. Тогда «Возвращение короля» выиграло 11 «Оскаров» и стало первым триквелом в истории кино, получившим эту высокую награду как лучший фильм года.

 

 

Рискнуть и пригласить самого неочевидного режиссера — и получить «Гарри Поттера и узника Азкабана» (2004)

После того как два первых фильма о Гарри Поттере снял надежный коммерческий режиссер Крис Коламбус, который давно умеет работать с несовершеннолетними актерами, студия Warner Bros. решила рискнуть и доверить третью часть Альфонсо Куарону, автору вполне взрослой драмы «И твою маму тоже». Кандидатура Куарона оказалась как нельзя кстати — Гарри, Гермиона и остальные герои поттерианы взрослели, в «Узнике Азкабана» впервые появились Сириус Блэк и дементоры, а значит, драма взросления и столкновения со взрослым миром. Куарон не стал снимать дальше — следующие пять частей сделали другие режиссеры, но именно он задал интонацию, которая впоследствии станет только более мрачной — по мнению многих зрителей, даже слишком. Так что именно Куарону удалось пройти по тонкой линии между детской сказкой и серьезным романом воспитания.

Кадр из фильма «Гарри Поттера и узника Азкабана»
© kinopoisk.ru

 

 

Дать первый шанс Джею Джею Абрамсу, и он им воспользуется — как в «Миссия невыполнима 3» (2006)

«Миссия невыполнима» с самого начала позиционировала себя не как бондиана, в которой бренд всегда был выше режиссера. В шпионском боевике с Томом Крузом с самого начала делалась ставка на режиссеров-звезд с мгновенно узнаваемым стилем. Первую часть снял Брайан Де Пальма, вторую — Джон Ву. Но именно Джей Джей Абрамс (кстати, он был утвержден после того, как от работы над третьим фильмом отказались Дэвид Финчер и Джо Карнахан), снимавший до того на телевидении, наметил движение, куда позже устремится вся франшиза — он сделал акцент на отношениях Итана Ханта с героиней Мишель Монаган, которая появится и в четвертой части. Абрамс полностью оправдает надежды продюсеров, позже сняв «Звездный путь», «Супер 8» и «Звездные войны: Пробуждение силы», заняв нишу новых Спилберга и Лукаса вместе взятых.

 

 

Поменять пол главного героя — как в «Красном драконе» (2002)

В состоящем из трех снятых по книгам Томаса Харриса фильмов цикле единственным актером, кто связывал его воедино, стал неизменный Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектера. Джулианна Мур в сиквеле сыграла Кларису Старлинг после того, как Джоди Фостер отказалась возвращаться к принесшей ей «Оскар» роли. Но автор триквела Бретт Ратнер, снявший до того криминальную комедию «Час пик» и мелодраму «Семьянин», доказал, что прекрасно справляется с более серьезным материалом и актерами. Если предыдущие фильмы о Лектере строились на противостоянии и сотрудничестве людоеда и симпатичной агентши ФБР, то в «Красном драконе» целая команда первоклассных драматических актеров (помимо Хопкинса — Эдвард Нортон, Эмили Уотсон, Рэйф Файнс, Мэри-Луиза Паркер, Филип Сеймур Хоффман, Харви Кайтел) играют в истории поимки маньяка так, будто перед нами древнегреческая трагедия о коварстве зла. Нельзя сказать, что «Красный дракон» лучше «Молчания ягнят» и «Ганнибала», но что он стоит особняком и прекрасно смотрится как отдельный фильм — можно.

Кадр из фильма «Красный дракон»
© kinopoisk.ru

 

 

Просто дать режиссеру с уникальным видением дорассказать историю до конца — как в «Планете обезьян: Война» (2017)

Кто мог подумать, что режиссер, дебютировавший в 1996-м легкой черной комедией «Чужие похороны», через 20 с лишним лет завершит одну из самых качественных антиутопий в современном кино? Последнюю версию «Планеты обезьян» запустил Руперт Уайатт в 2011-м, но именно Мэтт Ривз, снявший вторую и финальную части, придумал мир, в котором обезьяны стали главенствующим видом на Земле. Вышедшая летом этого года «Война» — один из лучших триквелов в XXI веке точно. Все сюжетные линии, запущенные в начале, сходятся в финале со смертью шимпанзе Цезаря, настолько хорошо сыгранного Энди Серкисом, что во время просмотра забываешь о том, что главный герой — не человек.

 

 

Не портить годами установившиеся отношения между членами съемочной группы — тогда получится «Перед полуночью» (2013)

Когда Ричард Линклейтер в 1995-м снял «Перед рассветом», историю знакомства возвращающегося из Вены американца и попутчицы-француженки, он не думал, что когда-нибудь снимет продолжение. Но через девять лет такой редкий в мире артхауса сиквел «Перед закатом» появился как будто сам собой — исполнители главных ролей Итан Хоук и Джули Дельпи помогли написать сценарий, за который даже номинировались на «Оскар». Съемки триквела были неизбежны. Через девять лет, в 2013-м, Джесси и Селин уже женаты, воспитывают близняшек, живут в Париже, но по-прежнему думают о том, правильный ли выбор сделали. Для Линклейтера жизнь как кино с продолжениями — внутренние конфликты не заканчиваются даже после хэппи-энда.

 

 

Дать гениальному новичку вернуться к корням — как в «Чужом 3» (1992)

Кинодебют Дэвида Финчера, уже тогда известного автора видео Мадонны и Джорджа Майкла, принято считать неудачей, не выдерживающей сравнения с «Чужим» Ридли Скотта и «Чужими» Джеймса Кэмерона. На самом деле этого мнения придерживаются люди, которые давно не пересматривали фильм. Финчер сделал очень правильную вещь — вернул Чужого и Рипли к истокам, к битве один на один. Он же логически продолжил сюжет (Рипли сама носит в себе Чужого, таким образом «породнившись» со своим кровным врагом) и в финале убил и Рипли, и тварь. Зрители не были готовы к такому мрачному концу, и фильм не стал коммерческим хитом. Но это не означает, что «Чужой 3» не получился — наоборот, он прекрасно смотрится до сих пор как один из лучших и самых оригинальных дебютов в истории кино.

Кадр из фильма «Чужом 3»
© kinopoisk.ru