Стиль
Впечатления 11 лучших фильмов 2016 года
Впечатления

11 лучших фильмов 2016 года

Фото: kinopoisk.ru
В заканчивающемся году было немало хорошего кино, но именно эти одиннадцать фильмов больше остальных понравились кинообозревателю «РБК Стиль» Геннадию Устияну.

В список попали картины 2016 года, вышедшие в прокат за последние 12 месяцев (то есть, не стоит здесь искать кино прошлого года, которое вышло у нас запоздало, вроде «Выжившего», «Омерзительной восьмерки» и «Кэрол»). Также пусть вас не удивляет соотношение артхауса с блокбастерами — и там, и там попадаются и плохие фильмы, и хорошие. К счастью, сегодня речь только о хороших.

— 1 —

Самый недопонятый фильм братьев Коэнов

«Да здравствует Цезарь!»

Любой фильм Итана и Джоэла Коэнов заслуживает попадания в списки лучших картин соответствующего года. Но когда весной в прокат вышла их киноманская комедия о похищении звезды фильмов меча и сандалий (Джордж Клуни) коммунистами, даже преданные поклонники разочарованно затянули песню о том, что Коэны уже не те. На самом деле, разочаровавшиеся просто не любят и не знают кино. Те, кто любит и знает, радостно хохотали на сценах, где, например, Рэйф Файнс, выведенный режиссером «женского» кино Джорджем Кьюкором, пытается научить манерам ковбоя Олдена Эренрайка, истерически смешно играющего Джона Уэйна. Коэны хотели закончить фильм сценой, где сбежавший в СССР герой Ченнинга Татума стоит зимой в очереди за туалетной бумагой. Жаль, что не стали.

 

— 2 —

Самый необычный фильм про пришельцев

«Кловерфилд, 10»

Оказывается, сайенс-фикшн про очередное порабощение Земли инопланетянами можно сделать интересным, если в нем есть всего трое людей в подвале. Фильм начинается как посвящение «Психозу» Хичкока и дальше сворачивает сразу в несколько неожиданных сторон. Свежее нарушение клише жанра с хорошими актерами.

 

— 3 —

Лучший фильм, казалось бы, ни о чем

«Каждому свое»

Что можно сделать, если твой предыдущий фильм («Отрочество»), который ты снимал целых 12 лет, заслуженно номинировался на шесть «Оскаров»? Ричард Линклейтер снял удивительно легкую историю о подростках, заселившихся в общежитие за несколько дней до начала учебы. Мало у кого еще в кино так получилось показать ощущение перед началом новой жизни.

 

— 4 —

Самое правильное использование Райана Гослинга

«Славные парни»

Все эксперименты с жанром криминального экшна сценариста и режиссера Шейна Блэка интересны — в конце концов, именно он написал «Смертельное оружие», «Последнего бойскаута» и «Последний поцелуй на ночь». Весь юмор этой помещенной в 70-е криминальной комедии держится на обыгрывании штампов (Райан Гослинг бросает Расселу Кроу пистолет и промахивается), отношениях героя Гослинга с мудрой не по годам дочкой и легкому настроению, которого добиться на экране гораздо сложнее, чем мрачного саспенса.

 

— 5 —

Лучшее доказательство, что пугать можно с умом

«Заклятие 2»

В год, когда плохие хорроры, мало отличимые один от другого, выходили в прокат едва ли не каждую неделю, сиквел фильма ужасов, который три года назад при бюджете всего $20 млн принес $318 млн, доказал, что первая часть не стала успешной случайно. «Заклятие 2» — это не просто кино о призраке в доме. Это хорошо поставленная драма и очень качественная стилизация.

 

— 6 —

Самый убедительный довод в пользу образования на дому

«Капитан Фантастик»

Когда Вигго Мортенсен прочел сценарий фильма о вдовце, воспитывающем шестерых детей на свежем воздухе в лесу и читающем с ними греческих философов вопреки желанию родителей покойной жены, он сказал режиссеру Мэтту Россу: «Чтобы не испортить этот шедевр, важно найти талантливых актеров на роли моих детей». Дети оказались такими, что для того, чтобы их переиграть, Арагорн даже снялся в одной сцене голым.

 

— 7 —

Лучшие диалоги года (что неудивительно — их написала Джейн Остин)

«Любовь и дружба»

Спасибо Уиту Стиллману (который, к сожалению, снимает по фильму примерно раз в пять лет) хотя бы уже за то, что напомнил: у Кейт Бекинсейл хорошо получается не только драться с оборотнями. В роли коварной интриганки леди Вернон актриса с таким восхитительным цинизмом произносит «боюсь, слово "респектабельный" нас когда-нибудь рассорит», что кажется, будто Джейн Остин писала текст специально для нее.

 

— 8 —

Лучшее доказательство, что жизнь многогранна, но Изабель Юппер — лучшая актриса в мире, и точка

«Она»

78-летний Пол Верховен снял фильм с такой яростью и энергией, какую не увидишь у режиссеров, годящихся ему во внуки. За изнасилованием в начале картины следует не звонок в полицию, а частное расследование любопытной и умной женщины, не забивающей себе голову политкорректностью, потому что жизнь сложнее.

 

— 9 —

Главная польза от вечно вторгающихся к нам инопланетян

«Прибытие»

Квебекец Дени Вильнев — главная загадка и надежда современного кино. Он снимает по фильму в год и умудряется при этом не повторяться. После прошлогоднего потрясающе снятого «Убийцы» о жестоких картельных войнах на границе с Мексикой он сделал совершенно противоположный по жанру фильм. Вернее, обновил сайенс-фикшн, скрестив его с женской мелодрамой, и убедил зрителей, что умение коммуницировать позволяет изменить даже ход времени.

 

— 10 —

Лучший дебют сценаристки-новичка Джоан Роулинг (он же самый интересный блокбастер года)

«Фантастические твари и где они обитают»

Многие поклонники Гарри Поттера слегка разочарованы. Хотя «Фантастические твари» происходят в уже знакомой и любимой миллионами вселенной волшебника с молнией на лбу, кино оказалось довольно взрослым — большая его часть посвящена не столько взмахам палочками, сколько отношениям двух пар зрелых людей, а формальный злодей Криденс вызывает скорее сочувствие, чем ужас. Но в этом и прелесть фильма — хватит уже держать зрителей за идиотов, которые не хотят думать и отождествлять киногероев с собой.

 

— 11 —

Лучший сиквел года

«Плохой Санта 2»

Мы долго ждали продолжения истории об алкоголике Вилли, который потрошит сейфы добропорядочных американцев, эксплуатируя их глупую любовь к рождественской мишуре. Вышедшая 13 лет назад первая часть не была международным хитом, скорее стала со временем культовой. Сиквел не обманывает ожиданий — здесь происходит примерно то же, что и в первом фильме, плюс к старой команде добавили рыжую красавицу Кристину Хендрикс и Кэти Бэйтс в роли мамаши-рецидивистки. Прелесть обоих «Плохих Сант» даже не в остроумных шутках, а в правильном показе ощущения, когда трезвый (ну, не в прямом смысле) человек смотрит на окружающих и понимает, что они давно сошли у ума, и он — алкоголик и уголовник — остался последним здоровым в этом сумасшедшем доме.