Стиль
Впечатления Ревность в пансионе: громкая премьера в “Новой Опере”
Стиль
Впечатления Ревность в пансионе: громкая премьера в “Новой Опере”
Впечатления

Ревность в пансионе: громкая премьера в “Новой Опере”

Фото: novayaopera.ru/Д. Кочетков
В «Новой опере» представят проект Dido, в котором гений барокко Генри Пёрселл встречается с классиком минимализма Майклом Найманом.

Пёрселл написал «Дидону и Энея» по мотивам поэмы Вергилия «Энеида» по заказу пансиона для благородных девиц в Челси. Премьера состоялась в 1689 году. Воспитанницы пансиона и пели, и музицировали — это был их выпускной вечер. На главную мужскую роль пригласили певца со стороны.Сюжет сводился к любви между царицей Карфагена Дидоной и Энеем, беглецом из гомеровской Трои. Потом оперу основательно забыли и лишь в 1895 году вновь исполнили в Королевском колледже музыки. С тех пор трагическую историю (после отъезда Энея Дидона умирает) признают шедевром музыкального барокко. А предсмертная ария царицы Карфагена своей прекрасной скорбью пробирает душу насквозь.«Пролог» — оперный приквел — конструирует событие XVII века: миф о Дидоне и Энее сопоставлен с историей создания оперы. Российский поэт Вера Павлова написала либретто, которое перевели на английский.

Объединить в один вечер современное и старинное придумала Наталья Анастасьева-Лайнер, руководитель Маленького мирового театра. С ее подачи «создатели оперы выступают в ролях богов, а оперные роли почти мистически, независимо от участников, распределяются между ними». Музыку же написал классик минимализма и плодовитый кинокомпозитор Майкл Найман, известный саундтреками к фильмам Питера Гринуэя «Контракт рисовальщика», «Отсчет утопленников», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо» и картине «Пианино» Джейн Кэмпион. Влияние музыки Бриттена прослеживается во многих пьесах Наймана, однако вряд ли бы ему пришло в голову написать вступление к Пёрселлу, если бы не заказ из России.

 

Опера «Дидона и Эней», написанная Генри Пёрселлом в 1689 году, считается одним из главных шедевров музыки барокко. С подачи режиссера Наталии Анастасьевой-Лайнер другой классик, кинокомпозитор Майкл Найман, написал пролог к этой опере — оба произведения исполнят в «Новой опере» 28 июня.

 

 

Композитор мистифицирует публику «реконструкцией» когда-то якобы существовавшей, а теперь утерянной партитуры пролога к «Дидоне и Энею». Хотя слово «реконструкция» не совсем подходит: тут не копируют и не стилизуют. Отклики на сочинение состоят из слов «минимализм, барокко, шотландские и английские народные песни, рок-музыка, буги-вуги».

Среди персонажей «Пролога» — Джозайя Прист, реально существовавший директор пансиона в Челси, он же Генри Боумен, приглашенный певец на роль Энея, и Дороти Берк, воспитанница пансиона (в опере — царица Карфагена Дидона). Наставницы и воспитанницы сыграют ведьм и дам из свиты Дидоны, а мистер Форкастл, садовник, переоденется в Моряка. Боумен приезжает в пансион, как Эней — в Карфаген, чтобы так же влюбиться в Дороти Берк, как Эней влюблялся в Дидону. В старинной опере окружение Дидоны — Колдунья и ведьмы — противятся страсти царицы к иноземцу, обманом заставляя его отплыть в Италию. В «Прологе» подруги и классные дамы Дороти ревнуют ее к Боумену. Обе истории в конце концов сольются в одну. Для этого солистам «Новой оперы» придется постараться: спеть современную оперу вкупе с совсем иной по музыке барочной. И к тому же не только сыграть англичан трехсотлетней давности, но — через них — стать героями условно античной трагедии. Обе оперы покажут 28 июня.


Майя Крылова