Музей Прадо вывел виртуальные экскурсии на новый уровень
Ведущие музеи мира обзаводятся мобильными приложениями, позволяющими узнавать о текущих и будущих выставках, рассматривать произведения искусства и с легкостью ориентироваться в залах. Подобные софты есть у Лувра, Нью-Йоркского музея современного искусства, Эрмитажа и многих других. А у мадридского музея Прадо помимо приложения-гида недавно появилось еще одно — Second Canvas Museo del Prado, разработанное для устройств на платформе iOS и позволяющее изучать картины на невиданном доселе детальном уровне.
Мы стоим в одном из залов Прадо в компании заместителя директора музея Габриэля Финальди и создателя Second Canvas Иньяки Арредондо. Перед глазами — шедевр Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста», в руках — iPad. Габриэль и Иньяки пытаются наглядно показать, зачем миру, где существуют экскурсоводы, аудиогиды, книги по искусству и, в конце концов, реальные картины, нужно приложение Second Canvas. Главная особенность Second Canvas Museo del Prado заключается в том, что здесь в разрешении высочайшего качества представлены 14 шедевров из постоянной коллекции музея, в том числе «Кардинал» Рафаэля, «Три грации» Питера Пауля Рубенса и «Автопортрет» Альбрехта Дюрера. Картины можно рассматривать в мельчайших деталях, и изображение по-прежнему будет оставаться сверхчетким. Но ведь полюбоваться на эти произведения можно и в музее.
Дело в том, что посетители в галерее могут потратить на просмотр картины минуту или даже полминуты, — объясняет Габриэль Финальди. — В музее вы можете не заметить тех или иных деталей, поскольку не сумеете приблизиться к полотну на нужное расстояние. Некоторые картины слишком велики, и даже если вы подойдете ближе, то все равно рискуете не разглядеть чего-то важного просто потому, что деталей слишком много. К тому же стоит помнить о людях, у которых нет возможности посетить музей. А с приложением вы можете изучать каждый сантиметр произведения искусства в любое свободное время прямо на вашем iPad, более глубоко понимая то, как художник создавал свою картину буквально по деталям.
Я вожу пальцем по экрану планшетника. Качество изображений действительно фантастическое — можно приблизить любую деталь, и на ней будут видны даже микроскопические трещинки на слое краски. К тому же здесь есть описание значимых деталей картины. К примеру, что художник нарисовал тело Христа и фигуру потерявшей сознание Марии в схожих позах, чтобы подчеркнуть связь между ними. Такие описания прилагаются к каждому из 14 шедевров. Некоторые из полотен представлены в инфракрасном и ультрафиолетовом режимах, позволяющих рассмотреть наброски картины под слоями краски. Но главное — конечно же, режим суперувеличения. Сфокусировавшись с его помощью на лице святого Иоанна, замечаю, что из глаз этого персонажа текут слезы — то есть он полностью эмоционально вовлечен в происходящее.
Когда вы просто стоите перед картиной, то можете не увидеть, что персонажи плачут, — говорит разработчик Second Canvas Иньяки Арредондо. — Но при этом вы ощущаете, что что-то происходит, что ситуация очень печальна. А рассматривая картину детально, вы замечаете слезы и понимаете, почему это полотно вызывает у вас такие эмоции.
Мы идем в другой зал, беседуя с Иньяки о самом приложении. Вообще изначально Second Canvas — это платформа, на которой можно создать приложение для любого музея. Работа над ней заняла у компании-разработчика Madpixel больше года. На вопросы о стоимости разработки платформы и о том, какие еще музеи выразили желание сделать аналогичное приложение, Иньяки только улыбается: «Я не могу раскрывать эту информацию. Могу лишь сказать, что предложения уже есть». По его словам, сложнее всего было работать над гигапиксельными изображениями, поскольку картины нельзя было снимать со стен и вынимать из-под защитных стекол. Фотосессии картин занимали от двух-трех часов до целой ночи.
К примеру, «Менины» Веласкеса дались нам очень непросто, — говорит Иньяки. — Картина большая, и в ее верхней части преобладают темные тона, что усложняло процесс фокусировки камеры.
Останавливаемся рядом с упомянутыми «Менинами», и Иньяки демонстрирует возможности инфракрасного режима. Для начала он увеличивает на айпадовском экране личико фрейлины, подающей инфанте Маргарите сосуд с питьем. Нажимает на иконку — и картинка меняется на набросок рисунка под слоями краски. На скетче отчетливо видно, что изначально нос фрейлины был несколько крупнее, нежели в финальном варианте. Идем дальше, к «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха. Вот тут без Second Canvas точно не обойтись — слишком много на этой картине деталей. Рядом с нами останавливается еще одна дама с «яблочным» планшетом, долго рассматривает на нем фрагменты произведения и наконец вывешивает в Facebook фрагмент с белыми фигурками, входящими в охваченный пожаром город, — есть в приложении и такая функция. Лично мне размещение произведений искусства в соцсетях кажется дурным тоном. Габриэль Финальди придерживается противоположного мнения.
Мы убеждены, что картины из Прадо должно увидеть как можно больше людей, — говорит он. — Разумеется, у нас есть и сайт, и книги, но возможность продемонстрировать понравившуюся деталь друзьям, поделиться своими переживаниями — это тоже один из способов знакомства с произведениями.
Возможности Second Canvas Museo del Prado, конечно, впечатляют. Правда, неизвестно, как появление подобных приложений может отразиться на посещаемости музеев. Все-таки сидеть дома на диване с iPad или iPhone в руках намного проще, чем ходить по залам храмов искусств. Тем более что в приложении представлена различная информация о картинах, ссылки на сайт музея и прочие источники. Получается, что аудиогиды и экскурсоводы больше не нужны?
Многие наверняка так подумают, — кивает головой Габриэль Финальди. — Но идея состоит в том, что технологии способны повысить ценность произведений искусства. Задействовав это приложение, мы хотим продемонстрировать возможность максимально пристального изучения картин, акцентируя внимание на тех деталях, которые вы могли бы никогда и не заметить. И потом, посещение музея — всегда нечто особенное. Тех, кто еще не был в Прадо, Second Canvas вдохновит приехать сюда и увидеть все картины воочию. Те, кто уже здесь, могут использовать приложение для получения информации. Вместе с гидом вы можете стоять напротив картины и обсуждать ее. Все эти способы постижения произведений искусства только дополняют друг друга.
Алиса Курманаева