Стиль
Впечатления На Каннском фестивале произошла смена фаворитов
Стиль
Впечатления На Каннском фестивале произошла смена фаворитов
Впечатления

На Каннском фестивале произошла смена фаворитов

На Каннском фестивале произошла смена фаворитов
Братья Дарденн вырвались вперед с социальной драмой «Два дня, одна ночь».

Сначала в первых строчках рейтингов стояли «Тимбукту» мавританца Абдеррахмана Сиссако, «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джеилана. В настоящий момент продолжает лидировать Майк Ли с фильмом «Мистер Тернер», и плюс добавилась социальная драма Жан-Пьера и Люка Дарденнов «Два дня, одна ночь».

Все просто и ясно в работе бельгийцев. Фильмы они снимают в хронологической последовательности, на экране мелькают картины, трудно отличимые от реальной действительности. Названия лент просты и понятны:  «Дитя», «Сын», «Мальчик с велосипедом», теперь «Два дня и одна ночь» — то есть фокусирующиеся на главной и часто единственной линии сюжета.

Именно два дня — субботу и воскресенье — и одну ночь между ними нужно Сандре, чтобы убедить своих коллег на фирме по производству солнечных батарей проголосовать за нее, а не за обещанную им премию. Увольнение стало бы тяжелым ударом для Сандры, ее мужа и их двоих детей. Ее семья только недавно стала выбираться из нужды, переехала из социальной квартиры в собственный дом, стоимость которого еще до конца даже не выплачена.

В начале действия раздается звонок. Потом мы видим Сандру, которая бросается с плачем на постель и начинает глотать таблетки. Постепенно становится ясно, что героиня не просто надломлена плохой новостью, она больна, то есть еще не успела оправиться от депрессии. Именно ее болезнь ответственна за долгое отсутствие Сандры на рабочем месте. Во время этого срока администрация фирмы заметила, что может обойтись без лишнего сотрудника, и решила ее уволить, но сделать это «лояльным» путем голосования. Конечно, с уходом Сандры ее коллегам придется работать больше, чем раньше. Однако начальство обещает подсластить горькую пилюлю, предложив премию в 1000.

На сторону Сандры сначала встает лишь подруга. Также муж убеждает ее бороться за свое рабочее место. Подруга убеждает администрацию повторить голосование в понедельник. У Сандры остаются выходные, чтобы лично переговорить с каждым из коллег. Быть или не быть, то есть «Сандра» или «премия»?

Субтильность Дарденнов — как, впрочем, и европейского кино в целом — заключается в том, что в центре картины стоит не сильный, готовый к неравной борьбе персонаж, а слабая эмоционально-лабильная девушка, которая еле волочит ноги и робко лепечет одни и те же слова своим коллегам при встрече, а после каждого посещения начинает рыдать. Сотрудники встречают незваную гостью по-разному. Их можно понять, особенно, когда видишь их — часто — скромные жилища, многочисленных детей, старые автомобили и постоянную нужду, гонящую на подработки даже во время заслуженного отдыха. Сандра их тоже понимает, потому и говорит: «Прошу вас, не надо меня жалеть, просто встаньте на мое место».

Уже второй раз — и без макияжа — француженка Марион Котийяр появляется перед камерой бельгийцев. Кроме общих тем — социального неравенства, финансового кризиса и его влияния на жизнь отдельного человека, главной темой в фильме все же остается тема человеческой солидарности, особенно важной в тяжелые времена.

Братья Дарденн уже имеют в своей коллекции две «Золотых пальмовых ветви» («Розетта» 1999 года и «Дитя» 2005-го). Возможно, 67-й фестивальный выпуск откроет перед ними реальные шансы войти в мировую историю кино со взятием почетного трофея и в третий раз.


Татьяна Розенштайн, Канны