Стиль
Вещи Масштабная экспозиция украшений и одежды ар-деко в Кремле
Стиль
Вещи Масштабная экспозиция украшений и одежды ар-деко в Кремле
Вещи

Масштабная экспозиция украшений и одежды ар-деко в Кремле

Фото: пресс-службы
«РБК Стиль» рассказывает о наиболее важных и ценных экспонатах выставки «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels»

В 1920-30-е годы роль женщины в обществе кардинально меняется, благодаря этому меняются и идеалы женской красоты. Новые веяния касаются силуэтов платьев и причесок, косметики и дизайна ювелирных украшений. Женщины перестают носить корсеты и юбки в пол. Они курят на публике, ярко красятся и танцуют до рассвета. И им нужны новые наряды и новые украшения.

В Москву впервые привезут женские костюмы из собрания Института костюма Киото — значительная часть экспонатов была специально отреставрирована для проекта и впервые покинет Японию и пределы Института.

Каждое из платьев Ворта, Пуаре, Ланвен составит единый ансамбль с украшениями и ювелирными предметами, созданными мастерами Cartier и Van Cleef & Arpels в период между 1910 и 1930 годами. Впервые такой способ демонстрации предложили Луи Картье и Жанна Ланвен для выставки Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes, которая состоялась в Париже в 1925 году и дала название самому художественному течению.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы в общей сложности будут представлены 119 экспонатов из Института костюма Киото, 34 ювелирных произведения Cartier и 24 предмета Van Cleef & Arpels.

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко» будет открыта для посещения с 30 сентября до 11 января 2017 года.

 

Van Cleef & Arpels

 
Фото: пресс-служба Van Cleef & Arpels

1. Часы-шатлен, 1924 г.

В 1920-е годы часы становятся одновременно модным аксессуаром и функциональным предметом. Первые часы-шатлен на цепочке выпускались в виде брошей с двусторонней подвеской: с одной стороны был крошечный циферблат, другую покрывал драгоценный декор в стиле ар-деко.

2. Несессер «Голубой экспресс»​, 1931 г.

Этот платиновый несессер выдающийся гонщик и владелец Bentley Вулф Барнато заказал в подарок для своей жены в ознаменование выигранного им пари. На своем Bentley добрался от Канн до Кале быстрее, чем знаменитый Blue Train («Голубой экспресс»), ходивший по этому маршруту. Состязание на скорость между автомобилем и поездом изображено на крышке минодьера в виде миниатюры из бриллиантов, сапфиров и изумрудов.

3. Колье с изумрудами, 1929 г.

Уникальное колье из платины и бриллиантов с десятью старинными изумрудами — прекрасный образец модернистской эстетики стиля ар-деко конца 1920-х –1930-х гг. Колье было создано в 1929 году и обновлено в 1940-м по заказу принцессы Фаизы, дочери египетского короля Фуада I. Вес колумбийских изумрудов составляет 165 каратов. В ноябре 2013 года украшение было продано на аукционе Christie’s за $4,2 млн.

4. Ювелирная застежка на сумку, 1931 г.

Именно в эпоху ар-деко художественные ремесла приобретают прикладное значение, а мастера придумывают новые функциональные способы украсить вещь. Драгоценные замки на сумочках и минодьерах часто можно было откреплять и носить как броши.

5. Минодьер Curl из платины, желтого золота и черного лака, 1935 г.

Минодьеры — одно из важнейших изобретений Van Cleef & Arpels. Драгоценные сумочки появились в 1933-м году, они были задуманы как предмет роскоши: их делали из платины и золота, покрывали лаком и эмалью и украшали камнями.

Внутри было предусмотрено множество отделений для всего, что могло бы понадобиться женщине во время выхода в театр, на званый ужин или коктейль. Коробочки для румян и пудры, маленькое зеркало, сигареты, мундштук, лорнет, расческа, таблетница, коробочка с мятными леденцами, маленькая записная книжка, ключи, миниатюрные часики — каждая вещь помещалась в свой отдельный крохотный «шкафчик» или в секретный ящик сбоку.

 

 

Cartier

 
Фото: пресс-служба Cartier

1. Бандо с жемчугом, Нью-Йорк, 1924 г.

Модельеры Пуаре и Чарльз Ворт рекомендовали дамам дополнять туалеты своего дизайна восточными эгретами и бандо и носить их подобно головным повязкам на лбу. Бандо заменили классические диадемы. Этот уникальный экземпляр из платины с крупной природной жемчужиной весом примерно 51 гран принадлежал Дорис Дьюк, дочери Джеймса Бьюкенена Дьюка, основателя компаний American Tobacco Company и Duke Power Company.

2. Театральный бинокль, Париж, 1912 г.

В эпоху ар-деко ювелирное искусство выходит далеко за рамки традиционных украшений. Каноны ювелирного мастерства применяют для изготовления, казалось бы, повседневных предметов: ножей для разрезания бумаги, пуговиц, лорнетов, ручек от зонтиков. Не стал исключением и этот театральный бинокль Cartier из платины, гагата, черного лака с алмазами огранки «роза», заказанный американкой миссис Ритой Лидиг. Первоначально в центре изделия находилась надпись Rita, которую после отмены заказа заменили декоративным элементом.

3. Мундштук «Дракон», Париж, 1925 г.

Отныне для дамы закурить в обществе — самое обычное дело, поэтому длинные мундштуки и портсигары становятся одними из самых популярных аксессуаров, причем не только у мужчин. Этот мундштук с фигуркой дракона на нефритовой чаше вырезан из кости альбатроса. Экспонат Cartier принимал участие в знаменитой выставке современных декоративных искусств 1925 года.

4. Брошь с головой египетской богини Сехмет, Лондон, 1923 г.

Эта вещь в египетском стиле была создана всего год спустя после открытия гробницы Тутанхамона. Платиновая брошь имеет форму полукруглого опахала, обрамленного бриллиантами английской огранки «восьмерка». В лазуритовый фон с бриллиантовыми звездами инкрустирован аутентичный артефакт — изображение головы богини Сехмет из древнеегипетского фаянса, которое относится к VII-IV вв до н.э. В эпоху повального увлечения Востоком Луи Картье собирал подобные артефакты и поощрял своих дизайнеров использовать антикварные предметы из Персии, Индии, Китая в своих ювелирных работах.

5. Несессер «День и ночь», Париж, 1927 г.

На крышке шкатулки в технике маркетри из перламутра, эмали, алмазов огранки «роза» и цветных поделочных камней воспроизведен японский пейзаж на рассвете — восходящее солнце символизирует полукабошон рубина. Перламутровое панно приписывают русскому мастеру Владимиру Маковскому, эмигрировавшему в Париж, специалисту в создании предметов в стиле шинуазри.

 

 

Женские костюмы из собрания Института костюма Киото